На высоком мысу при впадении в Волгу Каменного ручья стоит церковь Святого Царевича Димитрия, - несомненно, самый известный угличский храм, который упоминается во всех путеводителях по Волге и Золотому кольцу, который видели уже не тысячи, а миллионы туристов и паломников. Мы не будем пересказывать историю гибели царевича. Скажем лишь, что после трагедии 15 мая 1591 г. место на заднем дворе княжеского дворца не было забыто. Уже вскоре оно было отмечено часовней. Но она простояла недолго, лишь до разорения города поляками. Затем в 1630 г. вместо нее появился деревянный шатровый храм Царевича Димитрия и при нем теплая церковь Михаила Архангела.
В алтаре первого храма была гробница, под которой сохранялось то самое место, где пролилась кровь Димитрия. И она, как повествуют легенды, выступала из песка каждый раз в годовщину смерти. Это чудо, но в неурочное время смог наблюдать царь Алексей Михайлович, в 1663 г. побывавший в Угличе. Он, пораженный происшедшим, пожертвовал крест на храмовую икону. В 1692 г. на месте деревянного построили новый каменный храм, в котором нижний этаж был церковью Михаила Архангела, а верхний - Царевича Димитрия. Его оформили в ярком московском стиле той поры. Основной объем поднят на подклет и состоит из обычных для храма четырех частей - поставленных в одну линию алтаря, храмовой части, трапезной и паперти, над которой возвышается колокольня.
Алтарь полукруглый, к нему еще примыкает пристроечка, расширяющая нижний алтарь. Храмовая часть особенно изыскана и высока. Над ней парит стройное пятиглавие, ну, а трапезная, как водится, более скромна. С запада на паперть ведет крыльцо, по которому можно подняться на второй этаж. С севера паперть продолжала небольшая галерея, связывавшая все части храма. Шатровая колокольня своим слаженным силуэтом довершает абрис. Все углы отмечены лопатками, сводам соответствуют пояски. На окнах узорные и крупные наличники с кокошниками и колонками. А под кровлей четверика встретится ярус кокошников, хотя храм не имеет внутренних столбов, - такова дань традиции. Внутри церковь уютна и скромна. Этим она отличается от очень торжественного Спасо-Преображенского собора. От времени строительства остались многие иконы в иконостасах. А один из них, стоящий в трапезной, принадлежит XVII веку. Храмовый установлен в 1866 г. Он выполнен с подражанием барочному стилю. Росписи церкви сложны и удивительны. Некоторые из них - 12 клейм на северной и южной стенах храмовой части, иллюстрирующие Символ Православной веры, - могли быть выполнены артелью известного царского изографа П.Ф. Билиндина, которая написала и многие иконы для храма. Позднее их поновляли и переписывали.
Все остальные сюжеты принадлежат живописцам артели Сапожникова и выполнены в 1772 г. Из них, конечно, привлечет внимание большая храмовая композиция «Убиение царевича Димитрия», занимающая западную стену. В ней в драматичных и ярких тонах рассказана вся история - царевич, выходящий из дворца, совершенное злодеяние, набатный звон, расправа горожан с убийцами, перенесение мощей Димитрия в Москву. Живопись алтаря на тему смерти и воскресения Иисуса Христа. Теме соответствуют нарочито темные тона, оставляющие мрачное, серьезное настроение. Интересный ансамбль - росписи трапезной (1787-1788). Они были выполнены живописцем Петром Хлебниковым и повествуют о сотворении мира и грехопадении Адама и Евы. В клеймах наверху представлены дни творения, а в центре свода в окружении ангелов парит Господь Саваоф. На стенах - история первых людей. Тут мы замечаем слишком смело и откровенно написанные обнаженные тела, что вовсе не типично для храма.
Но на исходе XVIII века при Екатерине II такая вольность даже в провинции была возможна. Фигуры написаны, хоть и не во всем совершенно, но естественно, с хорошим знанием анатомии, что тоже было данью времени и новым художественным достижением. Позднее к ним, как на небезызвестной фреске Микеланджело, какими-то поборниками благонравия были приписаны пояса, прикрывшие наготу. На своде паперти в круглых клеймах написаны заповеди блаженства. Северная галерея церкви в 1861 г. была заменена крупным эклектичным приделом Царевича Димитрия и ярославских князей Федора, Давида и Константина. В нем хранилась походная церковь угличской дружины, в 1855 г. отправившейся на Крымскую войну. В наше время в церкви Царевича Димитрия один из отделов музея. Кроме упоминавшихся художественных произведений тут можно увидеть реликвии, связанные с царевичем, в том числе знаменитый ссыльный колокол. Время от времени в церкви совершаются службы.