Варницкий храмовый комплекс сложился в XIX веке и состоит из двух церквей, построенных на месте более древнего слободского храма. Известно, что был он деревянным и имел три престола: главный - священномученика Климента, папы римского (церковь называлась Климентовской), престол Владимирской Богоматери и престол апостолов Петра и Павла. К 1751 году храм обветшал, и проводить в нем службу стало невозможно.
В "Ярославских Епархиальных Ведомостях" читаем: "От 4 декабря поп оной церкви Иаков Федоров с приходскими людьми посему просили Преосвещенного митрополита о позволении им оную церковь их разобрать и в тех же здоровых бревнах из нее построить церковь Владимирской Пресвятой Богородицы без вышеименованных приделов, а чего к тому строению лесу недостанет, то прихожане обязывались покупать. К сему они просили о выдаче им консистории книги для сбора по ней от христолюбивых деятелей подаяний". Итак, судя по документу, новопостроенная церковь тоже должна была быть деревянной, но стать однопрестольной. Неизвестно, получилось ли так на самом деле, потому что остальные сведения относятся уже к каменной церкви, сохранившейся до наших дней.
Церковь была построена в 1614 году на средства ростовского купца Николая Алексеевича Кекина и посвящена празднику Обновления Храма Воскресения Христова, В ней находились три престола; главный - Воскресенский, престол Святого Чудотворца Николая и престол св. Климента папы римского. Вероятно, престол св. Климента устроен в память о древней деревянной церкви, а престол св. Николая - в честь заказчика. До сих пор в нишах на западном фасаде, по сторонам от входа, сохранились живописные изображения этих двух святых.
Храмовый праздник приходился на 13 сентября - день обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, воздвигнутого Константином Великим на Голгофе в 335 году. Известно, что в Варницком храме находилась особо чтимая прихожанами святыня - икона св. Николая Чудотворца.
Построена Варницкая церковь в стиле классицизма, который господствовал тогда как в культовом, так и в гражданском зодчестве. Композиция традиционная -- по оси восток-запад выстроены сама церковь, трапезная и примыкающая к ней колокольня. Архитектура собственно церкви представляет собой вариацию темы <восьмерик на четверике> - кубическое основание и восьмигранный объем, перекрытый куполом. В четверик с севера и юга вписаны лоджии тосканского ордера; тосканский же портик пристроен к западному фасаду. В систему декора входят н другие элементы, характерные для архитектуры эпохи классицизма: пилястры, плоские ниши, декоративные оконные перемычки, оформленные рустом.
Подобных храмов строилось в первой трети XIX века в провинции очень много; своеобразие облика каждого из них достигалось путем различной компоновки традиционных элементов.
В интерьере церкви сохранились остатки верхней части классицистического иконостаса и значительные фрагменты росписи. Есть сведения, что роспись была выполнена в 1841 году петербургским художником Егоровым.
В 1893 году к церкви Воскресения был пристроен еще один каменный храм. Сейчас его называют Никольским, но первоначально освящен он был во имя Паисия Великого и священномученика Уара, поэтому имеет два равнозначных престола. Храм построен купцом Алексеем Леонтьевичем Кекиным (внучатым племянником Николая Кекина) над могилами своих предков. Под сводами этого храма в 1897 году погребен и он сам; надгробная плита А. Л. Кекина сохранилась в интерьере до наших дней.
Посвящение храма святым сказалось в его архитектурном облике - четверик увенчан двумя главками на глухих барабанах. Еще две главки (меньшего размера) поставлены над алтарем и над выступом в центральной части западного фасада.
Итак, варницкий комплекс сложился к концу ХIХ века. Главной в нем считалась Воскресенская церковь. Она имела в приходе 8 селений (около 1000 человек). По данным конца прошлого века, у церкви было 1 дес. 1443 кв. саж. усадебной земли и 1731 руб. капитала.
В советское время памятник оказался забытым и заброшенным. Здания разрушались; сильно пострадал и внешний их облик, и интерьер; совершенно обезображена окружающая территория. Наконец, в конце 80-х годов XX века началось возрождение варницких храмов; свершилось оно наиболее приемлемым для церковной архитектуры путем - путем передачи памятника Церкви. Начались ремонт храмов, благоустройство территории. Но работы хватит еще надолго, памятник по прежнему нуждается в помощи и ждет энтузиастов, которые могли бы принять участие в его восстановлении.
Сайт: http://www.varnitsky-monastir.ru