Регионы

Случайное изображение

31af-cerkov.jpg

Святой источник Нифонта Телеговского деревня Нифантово

Святой источник Нифонта Телеговского  деревня Нифантово

Вологодская область » Шекснинский район » деревня Нифантово

Легенда, передаваемая из поколения в поколение, гласит, что в середине XIV века пришел сюда, в дремучие новгородские леса, монах (священник) по имени Нифонт со своими сыновьями. И так понравилось им высокое место над рекой Шексной, что решили они обосноваться здесь навсегда. Около родника выстроили новоселы свои дома.
Много позднее жители деревни воздвигли деревянную часовню, освященную во имя Преподобного Нифонта-бесопрогонителя.

После 1930-го года, в рамках борьбы с религией, деревенская часовня была разобрана. Вновь отстроенная, она возродилась к жизни 21 июля 1999 года. Сюда же возвратилась и старинная икона Преподобного Нифонта-бесопрогонителя, сохранившаяся у Е.Бухониной - одной из местных жительниц. Рядом с часовней располагается колодец с «бассейном».

Новая часовня освящена в честь преподобного Нифонта Телеговского, Устюжского.
О житии данного святого нет других сведений, кроме известия о том, что он основал в 1553 году в Красноборске Троицкий Телегов монастырь, располагавшегося в 70 верстах от Великого Устюга. Монастырь сей был упразднен в 1764 году. Ныне там находится лишь приходская Троицкая Телеговская церковь.

Интересно, что на указанной иконе имеется изображение Нифонта Констанцского (Констанца – город в Румынии), а не Нифонта Телеговского!
Его житие, переведенное с греческого, было широко известно в Древней Руси. Из жизнеописания следует, что в юности Нифонт по наущению бесов, вел разгульный и распутный образ жизни. Позже Нифонт раскаялся и стал вести себя благочестиво. Как пишут церковные авторы, бесы еще долгое время угрожали ему, являлись в видениях, искушали его и вызывали на догматические споры, внушая богопротивные мысли. Но в дальнейшем Нифонт получил от Бога способность различать бесовские козни: его житие наполнено моментами, когда Нифонт изобличает бесов и их устраняет их разрушительное влияние на людей. Там же повествуется и о большом количестве вещих снов и видений с яркими картинами рая, загробных мук и мытарстве).

День памяти – 23 декабря.

Надо сказать, что во многих источниках житие данного святого имеет прямые параллели с житием Преподобного Инфанта (Нифонта), епископа Кипрский (день памяти тот же).
Поклонение Преподобному Нифонту-бесопрогонителю основывалось на необходимости избавить людей от последования языческим русалиям.
«Русалии» - моления и поклонение русалкам - отмечались 4 раза в году. Славянский календарь содержал два основных цикла русалий - зимний (12 дневный цикл) и летний. «Русальная неделя» начиналась с 4 июня.

Сейчас нет точных данных о том, каким образом праздновались «купальские» русалии. Но обрывки древних обрядов, дожившие до начала XX века, рисуют картину близкую к вакханалиям римлян либо современным карнавалам.

Ожидание «купальских» русалий было повсеместным на территории Древней Руси. Было принято одевать на праздник самую лучшую одежду и ритуальные маски. Церковные авторы XI века давали такое описание происходившему: «пение бесовское, говор бесчинный, плясование, позорование, скакание, многовертимое плясание, позорище, глумление, игрища неподобные».

Не будем подробно останавливаться на деталях русальных ритуалов, скажем лишь, что всю неделю русальцы не участвовали в христианских обрядах, не позволяя себе даже креститься.

На медных иконах Нифонт-бесопрогонитель изображался со свитком в руке, по которому шла надпись: «Проклят всяк, кто оставит Церковь Божию и последует русалиям».
Постепенно Церковь сумела положить конец магическому разгулу. Кстати, знаменитый 6-недельный Петров пост был введен именно с целью искоренения русалий.

А жителям деревни Нифантово от тех далеких времен достался небесный заступник и сохраненная память о борьбе Церкви с языческими обрядами. На иконе из деревни Нифантово Преподобный изображен со свитком, на котором написана уже неполная фраза: "Проклят всяк, иже кто возненавидит Церковь".

Путаница с небесными покровителями деревни Нифантово достаточно подробно описана в работе Саратовского Сергея Владимировича, экземпляры которой храняться в нифантовской и костинской сельских библиотеках, у смотрительницы нифантовской часовни.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

moscow450.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info