Мужской монастырь в честь Новомучеников Российских основан на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены в шахту Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова, инокиня Варвара, Великий князь Сергей Михайлович, князья императорского Дома: Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и секретарь Великого князя Феодор Ремез.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна, выйдя замуж за Великого князя Сергея Александровича Романова, всем сердцем приняла Россию и Православную веру. Дела благотворительности для нее были настоящей жизненной потребностью - она была учредителем и попечителем ряда благотворительных организаций Москвы и Санкт-Петербурга. После гибели от рук террористов своего мужа она организовала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, где вместе с сестрами ухаживала за больными. При обители были устроены больница, амбулатория, аптека, приют для сирот, столовая для бедных, два храма. В 1918 году Великая княгиня была арестована и привезена в Алапаевск, где содержалась под стражей в Напольной школе до своей мученической смерти. В 1992 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислена к лику святых вместе с инокиней Варварой (Яковлевой).
Инокиня Варвара - одна из самых близких к Великой княгине Елисавете крестовых сестер Марфо-Мариинской обители, исполняла обязанности ее келейницы. Родные Великой княгини хорошо знали ее и называли Варей.
В 20-х числах июня келейницу Варвару разлучили с Великой княгиней, перевезли в Екатеринбург и предложили идти на свободу. Инокиня Варвара умоляла оставить ее с Великой княгиней, сказав, что готова дать подписку, что желает разделить судьбу со своей матушкой, и ее возвратили в Алапаевск. Откуда, из какой среды пришла в обитель сестра Варвара - неизвестно. За своей матушкой-настоятельницей она добровольно пошла на страдания и смерть, совершила свой подвиг в возрасте 35 лет, исполнив евангельский завет о любви.
Князь Иоанн Константинович Романов, будучи человеком высокой духовной настроенности, выделялся молитвенностью даже в кругу своей очень религиозной семьи. Он был милостив, чуток и отзывчив, нищелюбив, много помогал бедным. Император Николай II, зная глубокую религиозность князя Иоанна, часто посылал его в качестве своего представителя на духовные торжества.
Князь Константин Константинович Романов был скромным офицером лейбгвардии Измайловского полка, любимым офицерами и солдатами; вместе с тем был храбрым воином. Его приходилось видеть в окопах среди солдат во время опасности для жизни. За храбрость в бою и за спасение полкового знамени он был награжден орденом Святого Георгия IV степени. О нем отзывались как о скромном и очень достойном человеке.
Князь Игорь Константинович Романов был самым младшим из тех сыновей, кто отправился на фронт первой мировой войны: в начале войны ему исполнилось 18 лет. В 1915 году Государь Император Николай II назначил его флигель-адьютантом. Будучи арестованным, Игорь Константинович ответил отказом на предложение принять другие документы и бежать, ответив, что не сделал ничего худого перед Родиной.
Великий князь Сергей Михайлович Романов во время военных действий первой мировой войны был на фронте и в Ставке, где показал себя наилучшим образом. Всей душой любил русский народ, был доступен для всех. Отличался среди главноначальствующих простотой и искренним ласковым обращением. Был расстрелян большевиками перед тем, как быть сброшенным в шахту.
Князь Владимир Павлович Палей за участие в боевых операциях получил чин подпоручика и Аннинское оружие за храбрость. Обладал поэтическим даром. За свою недолгую жизнь успел издать два сборника стихов. На предложение большевиков отречься от фамилии отца ответил отказом. Был арестован и разделил судьбу алапаевских мучеников.
Управляющий делами Великого князя Сергея Михайловича Романова Фоедор Семенович Ремез многие годы исполнял обязанности личного секретаря Великого князя. Во время ареста и ссылки Сергея Михайловича, оставив своих родных, последовал за Великим князем, до последних дней оставаясь рядом, продолжал свое служение. «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих» (Ин. 15, 13).
В конце восьмидесятых годов ХХ века после 1918 года было заново установлено местоположение шахты, где приняли мученическую кончину святые преподобномученицы Елисавета и инокиня Варвара, члены семьи и Дома Романовых. На святом месте в 1991 году был установлен Поклонный крест.
В год прославления святых мучениц Елисаветы и Варвары в России, в 1992 году, рядом с шахтой построена часовня во имя Святой Преподобномученицы Елисаветы, в ней 18 июля 1992 года была отслужена первая Божественная литургия под предстоятельством архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека, в те годы возглавлявшего епархию.
22 февраля 1995 года Священный Синод принял решение об установлении мужского монастыря в честь Новомучеников Российских. Строителем монастыря был назначен тогда еще иеромонах, а ныне игумен Моисей (Пилатс).
Игумен Моисей ходатайствовал перед районными властями о выделении земельного участка для монастырских угодий. Было выделено 32 гектара земель, поселились первые монахи, послушники и трудники, стали возделываться земли. 6 июля 1996 года был официально заложен первый камень под строительство монастырского храма. Освящение закладки фундамента было совершено при участии епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона. Первая Божественная литургия в еще недостроенном храме была отслужена 6 июля 1998 года, а 4 ноября 2000 года, в день празднования Казанской иконе Божией Матери служили первую Литургию в отстроенном храме.
23 сентября 2000 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Обращаясь к многочисленным богомольцам, он сказал: «Слава Богу, что мы дожили до того времени, когда к нам возвращается историческая память, когда это место уже не забыто, когда сюда приходят люди и вспоминают о мученической кончине тех, кто страдал здесь. Мы должны подражать жизни святых угодников Божиих - преподобномучениц Елисаветы и Варвары, которые в жизни своей проявляли милосердие и любовь к ближним».
Сегодня монастырский комплекс, который находится неподалеку от Алапаевска, включает в себя Памятный крест над шахтой, где произошло злодеяние, четырехэтажное кирпичное здание (с храмом, алтарь которого освящен во имя Новомучеников Российских, и совмещенный с ним братский корпус), часовню во имя Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы и новые строящиеся корпуса.
Монастырь проводит большую миссионерскую деятельность в Алапаевске и прилегающем к нему районе. Во многих деревнях и поселках возрождены и вновь созданы приходы. Братия монастыря осуществляют хозяйственную деятельность, обеспечивая продуктами себя и, по возможности, помогая малоимущим людям.
В монастырском храме пребывают привезенные из Иерусалима частицы нетленных мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, священноисповедника Сергия (Сребрянского), преподобного Севастьяна Карагандинского.
Позолоченный крест монастырского храма во имя Новомучеников Российских виден при подъезде к монастырю издалека. Осуществилась мечта православных христиан: на святом месте полились молитвы покаяния, благодарения, молитвы ко святой Елисавете, которая всей своей жизнью угождала и подражала Господу, старалась все покрывать любовью. Эта любовь трудное для нее делала легким и удобным: служение страждущему человечеству - привлекательным, прощение врагам - возможным.
Святых преподобномучениц Елисавету, инокиню Варвару и с ними пострадавших князей Романовых бросили в шахту живыми. Великую княгиню столкнули первой. Стоя на краю шахты, она молилась, повторяя слова Спасителя: «Господи, прости им, ибо не понимают, что творят». Здесь святая Елисавета отдала душу и тело свое за человечество, бедное и страждущее, и умоляла Бога, дабы получили Царствие Небесное и те, кто жестоко и мучительно убивали ее. Упав с 15-метровой высоты в шахту на один из выступов, получив тяжелейшие ранения, в темной сырой шахте она оказывала помощь ближнему, перевязывая раненую голову Великому князю Иоанну Константиновичу, упавшему рядом с ней, куском ткани своего апостольника. Пальцы правой руки Великой княгини были сложены троеперстно. На груди лежала икона Спаса Нерукотворного, подаренная ей императором Александром III в день принятия Православия. Спустя время, местные крестьяне, находившиеся в лесу недалеко от шахты, слышали духовные песнопения, раздававшиеся из нее.
В памятные дни вокруг шахты совершаются Крестные ходы с пением Херувимской песни; эта монастырская традиция имеет огромное исцеляющее духовное значение для православных людей. Также стало традицией проводить Крестные ходы от Напольной школы, в которой Великие князья династии Романовых провели последние дни своей жизни, до монастыря во имя Новомучеников Российских. Крестный ход идет по дороге, последнему земному пути, которым увозили алапаевских мучеников глубокой ночью 18 июля 1918 года к месту их мученической кончины.
В дни памяти алапаевских мучеников - день убиения и престольный праздник Новомучеников Российских в монастыре совершаются торжественные Архиерейские богослужения, приезжает большое количество паломников из многих городов России и из-за рубежа. Не раз бывала в святой обители Великая княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова.
Строительство монастыря в честь Новомучеников Российских тесно связано с именем великого старца и прозорливца нашего времени - протоиерея Николая Гурьянова. Великий подвижник Церкви, в трагический период жизни России вместе с Новомучениками Российскими претерпевший гонения и заключение, в течение 44 лет пребывал в молитвенном подвиге на удаленном острове Залит вблизи города Пскова.
Батюшка Николай стяжал духовные дары - любовь к Богу и ближнему, смирение, нестяжание, прозорливость и многие другие, приводившие к нему множество людей. Своим примером и своей молитвой великий угодник Божий привлекал всех, кто знал его, к познанию Евангельских истин. Милостью Божией, насельники монастыря имели счастье общения с ним начиная с 1993 года. Много раз испытали благодатную силу его добрых слов. Краткие фразы, сказанные им, скрывали в себе глубину духовной мудрости и помогали разрешению многих проблем. При земной жизни батюшки Николая все проблемы строительства монастыря обсуждались с ним. Большим утешением для строителя монастыря отца Моисея, других священников, монашествующих и трудников святой обители было узнать слова батюшки, сказанные им об обители: «Это мой монастырек» и «Монастырь процветает».
Облик обители постоянно видоизменяется. Появляются новые святыни, новые иконы, идет строительство новых хозяйственных и жилых объектов.
Народное почитание алапаевских мучеников растет год от года, давая всем надежду на возрождение нашей многострадальной Родины.
Главная святыня, дарованная верующим православным людям на алапаевской земле, - это шахта, место, где святая Елисавета приняла мученическую кончину от рук безбожников, гонителей веры во Христа. Из описания Синячихинских угольных месторождений мы узнаем следующее: «Сама шахта расположена в расстоянии 178 шагов от перекрестка двух дорог, ведущих из города Алапаевска к Верхнесинячихинскому и Нижнесинячихинскому заводам; от места пересечения этих дорог идет малопроезжая дорога, которая и приводит к шахте. Местность, где расположена шахта, отделяется от трактовой дороги поляной, покрытой редкой порослью мелких кустарников, правее шахты тянутся пашни, огороженные жердями...»
Местными жителями это место называется Межной, здесь размежевывались дороги, ведущие к православным Верхотурским святыням с востока, из Сибири, и с юга Екатеринбургской епархии, так называемая тропа святого Симеона.
Святая шахта - святыня всего православного мира, возле нее постоянно бывают многочисленные богомольцы, паломники. В молитвах ко святым преподобномученицам Елисавете и Варваре мы обращаемся об исцелении телесных и душевных болезней, о даровании нам терпения, всепрощения, любви и милосердия - его так не хватает нам, живущим в XXI веке.