Вознесенский монастырь
кон. 17 - нач. 19 века
ул. Коненкова, 9
Собор Вознесенского девичьего монастыря - единственный в Смоленске памятник культурного зодчества XVII века, сохранившийся без значительных переделок. Его крупный объём хорошо читается даже в современной застройке. Композиция собора складывается из высокого объёма собственно церкви с тремя полукруглыми аспидами, удлинённой трапезной и трёхъярусной колокольни, которые расположены на одной оси. Завершается собор восьмигранным барабаном со шлемовидной главой, такое же завершение, только меньших размеров, на колокольне. Этот композиционный тип был принесён в Смоленск московскими мастерами, которые вели каменное строительство в Смоленске во второй половине XVII века. Здание двухэтажное, в XVIII в. с севера к нему примкнула каменная придельная церковь.
С собором Вознесенского монастыря связаны широко распространившиеся в местной литературе известия о том, что в монастыре воспитывалась будущая царица Наталья Нарышкина, что построено здание по собственноручному чертежу Петра I в связи с помилованием им по просьбе игуменьи монастыря Олимпиады Рыдванской мятежных смоленских стрельцов. В серьёзных работах XIX в. о русских монастырях Денисова и Ратшина подобных сведений нет, как нет их и в документах XVII в., относящихся к монастырю, которые находятся в Российском государственном архиве древних актов. Излагая эти сведения в работе "Смоленск в истории дома Романовых", И. И. Орловский упоминает, что впервые они были записаны "в 1774 г. со слов старицы монастыря Рыдванской", имени её он не называет. Заметим, что в середине XVIII века игуменьей монастыря была Олимпиада Рыдванская, при ней поновлялся собор, и в 1764 г. выведена придельная церковь Екатерины, странным образом время её деятельности сместилось в XVII-й век. Стрелецкое восстание, после которого последовала массовая казнь стрельцов, произошло тогда, когда собор был уже построен, кроме того, как известно, казни были только в Москве.
История девичьего монастыря в Смоленске начинается с 1665 г., когда из Оршанского Кутеинского монастыря сюда переводят стариц во главе с игуменьей Ираидой Куракиной. Поместили их при церкви Вознесения (сама деревянная церковь и кельи остались со времён католического монастыря), дали весьма скромное государственное содержание на пропитание рожь и пшеницу из местных запасов, немного денег на воск, ладан, жалованье священнику. Монастырь был бедным, содержание давали нерегулярно, однажды игуменья жаловалась, что дали гнилую пшеницу, от которой отказались стрельцы. В 1673 году игуменья Ираида просит в челобитной на царское имя денег на ремонт обветшавших строений. В 1675 г. приказано выдать ей согласно смете 107 руб. 20 алтын. Нигде в этих документах не упомянуто имя Натальи Нарышкиной, которая уже несколько лет была царицей и родила сына, хотя такое упоминание непременно было бы, если бы она имела отношение к этому монастырю.
Отец Натальи, стрелецкий полковник, был в Смоленске в 1667 - 1670 г.г., переведён сюда из Полоцка. У военачальников имелись в городе свои дома, прислуга, так что отдавать дочь в бедный монастырь необходимости не было. Кроме того, ни школы, ни пансионата в монастыре не имелось, практики "воспитанниц" не существовало. Если юная Наталья и была в Смоленске (о чём известно только из злого высказывания современника), то очень недолго в конце 60-х годов она воспитывалась в доме Артамона Матвеева, царского приближённого, чьей жене приходилась племянницей.
К 90-м годам XVII в. строения монастыря вконец обветшали. И уже другая игуменья Евпраксия просит о помощи. В апреле 1692 г. поступает царское распоряжение построить здесь каменную соборную церковь, в июне приезжает московский зодчий Гура Вахромеев для составления смет на ремонт крепостной стены и строительство этого собора, за образец для составления сметы он взял указанную игуменьей надвратную церковь на Соборной горе, добавив к ней трапезную. В мае 1693 г. для закладки здания приехал один из крупнейших зодчих конца XVII в. Осип Старцев, он привез "чертёж и образец" (вероятно, модель) для строительства. В царской грамоте митрополиту сказано: " Л. по чертежу, какавый учинён на Москве, буде в Смоленску церковь..." (далее указаны размеры). Имени Петра нигде нет, очевидно, что чертёж вделан специалистами Приказа каменных дел.
Размеры, приведённые в документе, отличаются от размеров, заложенных в смете Вахромеева, появился придел.
Осип Старцев выполнил ответственную миссию - привязал собор к местности. Справился он с этой задачей великолепно-даже сейчас собор не потерялся в застройке. 30 мая (по н. ст. - 9 июня) под его руководством "начали рвы копать, и сваи бить, и бут бутить". Пробыл Осип Старцев в Смоленске всего две недели - уехал в Киев, затем в Львов, на смену же прислан Данила Калинин, он же был и в следующем 1694 году, к концу сезона которого (работали до Покрова) были сведены своды всех объёмов (кроме придела, который впоследствии разобрали), оставалось поставить завершающий восьмерик, закончить колокольню. Основные работы вела артель ярославских каменщиков из крестьян во главе с Фёдором Артемьевым, им помогали смоленские стрельцы и солдаты, крестьяне возили известь и белый камень из Липиц.
В 1695-1696 гг. работы на соборе почти не велись, все силы правительство направило на ремонт стены. В 1697 г. установили часы на колокольне, осталось покрыть главы, сделать крыльца, оформить интерьер. Однако над городом пронёсся ураган, сильно повредивший смоленские церкви и стену. Только в 1701 г. возобновились работы на соборе, наблюдал за ними московский зодчий Кондрат Мымрин, он автор эффектных крылец собора. Нарядные барочные кресты ковали смоленские кузнецы, стрельцы выполняли плотницкие работы. В 1704 г., возможно, в праздник Вознесения Господня, собор был освящён.
В облике собора сказалась строгость петровского времени,фасады лишены узорочья, окна в строгом уступчатом обрамлении, расположены строго регулярно, несколько оживляют здание только 8-гранные барочные окна. Кровля четырёхскатная, первоначально было покрытие деревянное гонт, в XVIII в. заменено железом.
Украшением нового собора был великолепный резной иконостас верхней церкви Вознесения. С. Д. Ширяев называет его автором Марка Бородавкина, но это не так. В документах указано, что всю резьбу делал иноземец Юрий Бек, сохранилось полное описание иконостаса замечательного произведения в стиле барокко. В нижней церкви установили старый иконостас, два клироса столярной работы сделал с товарищем столяр села Красного Марк Бородавкин.
Иконы выполнил протопоп Успенского собора Игнатий, "писал тот иконостас добрым мастерством и золотил красным золотом... кроме сницарской рези". Резьбу золотил и писал некоторые иконы, в частности, в нижней церкви, Лука Галицкий с шестью товарищами.
В конце 20-х годов нашего века здание собора отдано под клуб рабочих типографии им. Смирнова. Колокола пошли на нужды индустриализации, судьба иконостаса и часов колокольни неизвестна. В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал, реставрирован в 1968 - 1969 гг. по проекту Г. М. Аптекина и В. В. Шеко, интерьер приспособлен под выставочный зал по проекту С. В. Шестопала.«Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область»:
Находится в центре города, на высоком холме над Днепром. Возник в 1515 году. По другой версии, монастырь основали в 1630-е годы иезуиты. До конца 17 века все его постройки были деревянными. По преданию, в 1660-е гг. здесь воспитывалась дочь стрелецкого полковника Наталия Нарышкина, будущая жена Алексея Михайловича и мать Петра I. В мае 1693 года "по указу великих государей Иоанна и Петра" в Смоленск посылается зодчий Осип Старцев, которому даются образец и чертеж для строительства нового монастырского собора Вознесения. Строительство до 1694 года вел подмастерье Данило Калинин. В 1697 году оно было прервано ураганом, но к 1700 году в основном закончено, хотя отделочные работы проводились еще в 1704 и в 1728 гг. под наблюдением Кондратия Мымрина. Каменщикам (из ярославских крестьян) помогали смоленские стрельцы. В 1764-65 гг. (по другим сведениям - в 1787 году) по инициативе игуменьи Олимпиады Рыдванской к Вознесенскому собору с северо-востока пристраивается Екатерининский придел. В 1827-30 гг. по проекту губернского архит. Альшевского у ворот монастыря сооружается Ахтырская церковь. Обе расположенные рядом церкви сильно пострадали в 1941-43 гг., в 1967-71 гг. реставрированы. Занимаемый ими участок на изломе улицы прежде был окружен оградой (восстановлены лишь несколько прясел и ворота у Ахтырской церкви).
Собор Вознесения построен из кирпича, стены побелены по обмазке. В облике одноглавой двухэтажной церкви сильны традиции 2-й пол. 17 века: расположение храма, трапезной и колокольни, помещенных по одной оси, трехчастная апсида с лопатками в заглублениях, асимметрия композиций фасадов, крыльца, сильно вынесенные по сторонам колокольни (изначально на ней были часы). Новые принципы архитектуры петровского времени сказываются в резком упрощении декора, в регулярном размещении окон и совпадении из осей. Верхние ярусы колокольни, форма кровли апсиды, восьмиугольные окна четверика принадлежат уже зрелому барокко.
Высокий четверик с двусветным вторым этажом завешен небольшим восьмеричком (был световым). Свод скрыт за очень высокими стенами, что придает четверику грузность. Алтарь, четверик и трапезная равны по ширине, и плоскости их стен сливаются (лишь в первом этаже четверик отделен лопатками). Граница этажей отмечена тягами, членения которых напоминают классический антаблемент. Все окна (внизу квадратные, во втором этаже прямоугольные, в ярусе его второго света восьмигранные) заглублены в стену с одинаковой профилировкой рамки; у откосов сохранились подставы.
Четырехъярусная колокольня состоит из двух четвериков и двух восьмериковых ярусов с открытыми арками в каждой грани (арки верхнего яруса частично заложены). Углы яруса звона укреплены короткими (до проемов) лопатками.
Своды уцелели только во втором этаже: над храмом свод сомкнутый, в трапезной - полулотковый, в алтаре - монастырский. Убранство интерьера контрастировало с аскетичной внешностью здания. До 20 века в верхнем храме сохранялся великолепный иконостас в формах нарышкинского барокко. Резчиком был иностранец Юрий Бек. Структуру иконостаса выявляли колонны с коринфскими капителями и раскрепованные антаблементы. Непосредственно под капителями стволы колонн были косо оплетены резными лентами; ниже находились головки ангелов. Царские врата огибала трехлопастная килевидная арка, включавшая и пятиугольную икону "Тайная вечеря". Икона Богородицы (местного чина) была окружена круглыми клеймами в один ряд по вертикали, а по горизонтали - в два и даже в три ряда. Всю композицию этой иконы с клеймами завершала полукруглая бровка с объемной головкой ангела у вершины арки. Иконостас в нижнем храме перенесли из деревянной церкви Вознесения, а клиросы резал столяр из с. Красное Марк Бородавкин с тремя помощниками. Иконы писали протопоп Успенского собора на Соборной горе Игнатий и Лука Галицкий с шестью товарищами.
Екатерининский придел, в переходных формах от барокко к раннему классицизму, имеет вид небольшого самостоятельного одноглавого храма: это двусветный четверик с высокой лотковой кровлей; более низкие алтарь и трапезная равны по ширине, и главный северный фасад выглядит поэтому цельным. На оштукатуренных кирпичных стенах четверика проложены карнизы алтаря и трапезной. Легкие раскреповки выделяют центральный объем и середину его фасада. Игру выступающих и западающих плоскостей усиливает руст средних частей храма и алтаря, а также на выпущенных из-под пилястр углах четверик. Северный фасад завершен полуглавием.
Четверик перекрыт сомкнутым сводом, трапезная - коробовым, алтарь со скругленными углами - монастырским.