Описание святого источника.
Старинный святой источник, по преданию открывшийся двум детям по воле Пресвятой Богородицы во излечение их матери на рубеже XVII и XVIII вв. Первые документальные упоминания об источнике относятся к 1700 г. и к 1742 г. Вода из святого источника обладает целительными свойствами. Источник сильный, но "строгий". С искренней молитвой вода святого источника способствует излечению больных и страждущих.
Святой источник бьет из обнажения известковых пород в уступе рельефа. Рядом находится фермерское ржаное поле и старое кладбище. Над самим источником устроена деревянная часовня во имя Пресвятой Богородицы в Пиллово. Рядом с источником лежит камень-следовик с тремя следами стоп небольшого размера. По преданию, они представляют собой следы ног Богоматери, отпечатавшиеся в камне. От святого источника в часовне вода отводится по пластковой трубе для того, чтобы ее можно было испить или набрать с собой. Также вода отводится в устроенную рубленную купель, чуть ниже. В купели можно совершать омовения. Температура воды в купели летом около + 4 +6 С. Зимой +2 +3 С. Перед комплексом источника в Пиллово находится грунтовая парковка. "Не столь отдаленные места" находятся в метрах десяти от парковки.
История источника на основе материала с сайта храма Св. Николая чудотворца в Котлах (сейчас неактивен) с небольшим добавлением собственной информации автора.
Недалеко от деревни Пиллово, Кингисеппского района, Ленинградской области, находится источник. Много чудес совершалось от него и продолжает совершаться во спасение всем с верою притекающим к нему. Рядом с источником, как немой свидетель силы Божией и Славы Богоматери, находится камень-валун, на котором доныне сохраняется следы стоп Пресвятой Владычицы. По преданию, более 300 лет назад, Богоматерь явилась двум младенцам 5 и 6 лет. Было это так.
В деревне Пиллово жила одна благочестивая и богобоязненная женщина Анастасия с двумя детьми - Георгием и Иоанном. Хозяйственные заботы дома и в поле, непосильный труд подорвали ее здоровье и она, из некогда цветущей, здоровой женщины превратилась в слабую и болезненную. Но Анастасия не отчаивалась в Божием милосердии. Даже потеряв способность работать и влача нищенское существование, питаясь подаянием, Анастасия не только не потеряла веру, но напротив стала еще более ревностной прихожанкой храма Св. Николая, подобно Иову благословляя Имя Божие во своем страдании: "Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" (Иов.2.10.) И вот, настал день, когда Анастасия не смогла встать с постели. Сердобольные соседки, чем могли, старались помочь детям, вздыхая и печалясь об их страшной доле круглых сирот в таком малом возрасте.
Дети стали ходить в церковь сами. В один из праздничных летних дней им встретилась странница, которая дала детям пузырек святой воды из стопы Пресвятой Богородицы, находящейся на Почаевской горе в Малороссии. Дав воду, странница обещала детям, что их мать обязательно станет здоровой по молитвам Пресвятой Богородицы. Единственным условием полного выздоровления была необходимость Святого Причастия перед принятием целебной воды. Дети так обрадовались, что пустились бегом в обратный путь к родному дому. Добежав до маленькой речушки, которая протекает недалеко от родной деревни, они заспорили, кто из них принесет воду домой. И вдруг, пузырек выскользнул у них из рук и разбился. Дети испугались, что их мать не сможет исцелиться, и горько заплакали. Вдруг воды речушки озарились неземным светом. В сияющем огненном столпе явилась им сама Пресвятая Дева, стоящая на валуне. Она сказала детям, что по их молитвам Господь подаст исцеление их матери и на том месте, где была разлита вода, забьет родник с исцеляющей водой. И этой воды хватит не только их матери, чтобы избавиться от своих недугов, но и многим поколениям людей. А в знак чудесного явления Божьей Матери на камне останется след ее стопы.
И из того места, на котором дети разлили воду, данную странницей, забил родник. Сначала это была маленькая струйка которая еле-еле пробиралась среди стеблей травы, но постепенно, на глазах изумленных детей, родник набирал силу, и вот уже три ключа бьют из-под земли и сливаются в единый поток, там, где только что лежали кусочки нечаянно разбившегося сосуда.
После того, как местный священник причастил болящую Анастасию Святых Христовых Таин, и она выпила воду из источника, ей стало лучше. Скоро она сама смогла прийти к источнику, и, искупавшись в нем несколько раз, совершенно исцелилась. Когда об этом узнали жители деревни, они построили на источнике часовню, посвященную Пресвятой Богородице. Рядом с часовней, ниже по течению целебного ручья, была сделана купель из бревен, положенных в несколько венцов для того, чтобы каждый болящий мог бы в ней искупаться.
Источник находился рядом с большой дубовой рощей (места древнего языческого поклонения), остатки которой еще сохранились на распаханных полях по дороге к деревне. Деревня Пиллово (Пилола) находилась на старом тракте от Ниеншанца (Невского устья), через Гдов и Псков на Москву. Поездки царя Петра из вновь заложенного Петербурга в Москву после завоевания территории вокруг крепости Копорья и Ям 1703,(на полях неподалеку от Пиллово произошла одна из крупных битв русских войск под командованием Шереметева с шведскими войсками.) и взятия в 1704 году Нарвы проходили по этому тракту. Остатки дороги еще видны на карте. С большой вероятностью можно утверждать, что сам царь Петр и его приближенные посещали данный святой источник в Пиллово. Кстати, кроме данного источника, уже после 1711 года Петр с удовольствием посещал по пути "поповы кабаки" священника Федора Яковлевича Дубянского, которые были расположены вдоль московской дороги.
Каждый год до 1937 года из храма в селе Котлы через Пумолицы, Рапполово, Пиллово к часовне шел крестный ход и на источнике совершался молебен с водосвятием.
С установлением советской власти по всей стране прокатилась волна закрытия храмов, часовен и монастырей, уничтожение вековых святынь православного народа. Но даже в это тяжелое из время никто не смел поднять свои богоборческие руки на часовню около деревни Пиллово. После закрытия в 1959 году храма Св. Николая Чудотворца в Котлах народу было запрещено ходить в часовню. Тем не менее, часовня все-таки посещалась богомольцами, и благодатный источник исцелял недуги страждущих.
Простояв несколько веков, в 70-е и 80-е годы 20 века часовня подверглась очередному нападению современных вандалов-мародеров. Были украдены остатки старинных икон и внутреннего убранства. Сама часовня новым поколением безбожников стала рассматриваться просто как дешевый строительный материал - стены часовни стали разбирать для хозяйственных построек и фундаментов домов…
В 2004-2006 гг. на святом источнике силами прихожан храма Св. Николая Чудотворца в Котлах построена деревянная часовня и купальня. В 2011 камень следовик обнесен бетонным парапетом и рядом устроена беседка. В часовне вандалы отломали резной узор под иконой.
--------------------------------------------------------------------------------
Для того, чтобы совершить самостоятельное паломничество на святой источник в Пиллово из Санкт Петербурга можно выбрать несколько маршрутов. Возможно добраться до источника по одному из них, а обратно вернуться по другому.
паломническая поездка - 1 вариант: 110 км от КАД. Через Красное Село - трасса М11(Нарва) - Телези - Кипень (бьющие ключи) - Черемыкино (пост ДПС ликвидирван) - Бегуницы - Чирковицы (железная стелла в память одного из Демидовых) - Пружицы - Бол. Озертицы - Ополье (старая церковь и очень хорошее придорожное кафе) - поворот на Котлы-Копорье на трассу Р-42 - Алексеевка - Керстово (старая разрушенная церковь) - Кикерицы - 14 км от поворота на Р-42 левый поворот возле автобусной остановки на Георгиевский (остатки дубовой рощи) - 1 км 100 м до поворота налево в поле. (не сворачивать в первый проезд - там частные дома. Примета - большой дом фермера зеленого цвета справа и начинающееся слева поле) - 500 м по полевой дороге.
Особенности дороги: Состояние дороги наглядно отражает отношение родного государства к тем, кто рискует подаеться с Запада в Россию или из России на Запад. Международная трасса, являющаяся "воротами" в Россию со стороны стран Прибалтики, местами выглядит как проселочная дорога где-нибудь в далекой Рязаньщине, около Данкова, где комбайны укатывают ее до дыр. Ямы на яме и залаты на заплате не оставляют шансов для тех, кто в темное время суток решит ехать быстро. Ремонт местами сделан, где-то он еще ведется в режиме реального времени. Много фур. Встречаются трактора, краны, "подснежники", и прочие прелести. ГИБДД устраивает засады на обгон - в зонах действия соответсвующих знаков, и на скорость. Оптимальная стратегия для тех, кто едет по этому маршруту первый раз - пристроиться за знающим дорогу, ямы и засады экипажем, и на умеренном отдалении следовать его траектории и скоростному режиму.
паломническая поездка - 2-й вариант: 110 км от Маршала Жукова: Через Петергоф - по Петергофской улице на Гостилицкое шоссе Р-35 - Петровское - Гостилицы - Заостровье - Новая Буря - Лопухинка (остатки усадьбы, остатки водолечебницы, радоновое озеро, форелевый питомник) - Воронино (остатки усадьбы) - Глобицы - Копорье (крепость, остатки усадьбы) -Ломаха (остатки усадеб) - Велькота - Бол. Руддилово + 1 км 300 м поворот на Р-42 в сторону Ополья - 2 км 900 м - поворот направо на Георгиевское - далее как в маршруте №1.
Данный маршрут на святой источник, обладает неоспоримым преимуществом - малое количество автомобилей, и как следствие, малое количество желающих поживиться на дороге за счет водителей. Возможен вариант маршрута - через Ораниенбам (Меншиковский дворец) и Большую Ижору - по дороге на Черемыкино и поворот на Лопухинку (на этом повороте - будьте внимательны - большое количество аварий за счет нерегулируемого перкрестка с ограниченной видимостью и частое присутствие ГИБДД).