В 1990 году наместник монастыря Оптина пустынь архимандрит Евлогий (Смирнов) (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский) обратился к властям Санкт-Петербурга с просьбой передать один из храмов города для открытия монастырского подворья. Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь ещё до революции рассматривал вопрос о создании своего подворья в г. Санкт-Петербурге.
Это осуществилось только в конце ХХ века.
В июне 1991 года монастырю Оптина пустынь было передано подворье бывшей Киево-Печерской Лавры. Это место на берегу Невы исторически всегда принадлежало монастырским подворьям. С 1721 по 1766 гг. здесь находилось подворье Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра), Псковского Архиерейского Дома (с 1766 по 1875 гг.), Киево-Печерской Лавры (с 1875 по 1933 гг.).
Когда представители монастыря Оптина пустынь ознакомились с состоянием подворья, то сложилось впечатление, что восстановить его практически невозможно. Бывшие братские корпуса были заняты коммунальными квартирами, а в храме находился ледовый каток.
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Киево-Печерское подворье было построено по проекту выдающегося архитектора Василия Антоновича Косякова. В 1885 г. совершилась торжественная закладка храма во имя Успения Божией Матери и Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Строили подворье без перерыва с раннего утра до наступления ночи.
Все строительные работы были завершены в 1900 г. На берегах Невы было выстроено единое сооружение из четырех сомкнутых квадратом зданий, над которыми доминировала Успенская церковь. Её окружали двухэтажные здания Митрополичьих покоев и флигелей, в которых находились кельи монахов, а также служебные и хозяйственные помещения.
РЕПРЕССИИ
В ночь с 22 на 23 августа 1930 года прошел первый арест братии. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежной обращение в СССР». Всех осудили по ст. 58-10 и 59-10 УК и отправили по этапу на Север на 3 года в концлагерь. В марте 1932 г. были арестованы последние монахи Подворья, осуждёны за контрреволюционную деятельность и отправлены в ссылку на три года в Казахстан.
Киево-Печерское подворье перестало существовать, превратившись в приход Успенской церкви, состоявший из единодушно верных прихожан, что дало возможность продержаться Успенской церкви ещё четыре года. В конце 1933 г. ОГПУ вычислили активистов из прихожан, составили сценарий и распределили роли «подрывников» Советской власти. Активисты были арестованы (всего 43 человека). Не погнушались даже арестами несовершеннолетних детей, обвинив их в подготовке убийства Сталина. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, будущий отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
После ареста своих верных чад, Успенская церковь действовала ещё год. В январе 1935 г. она была закрыта и превращена в склад.
СОВЕТСКИЕ ГОДЫ
В 1961 г. в церкви состоялось торжественное открытие первого в Ленинграде катка с искусственным льдом, который арендовали все спортивные общества того времени.
Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. На льду в Успенской церкви тренировались фигуристы Л.Белоусова и О.Протопопов, впоследствии олимпийские чемпионы и неоднократные призёры Европы и мира. Каток действовал до 1991 г., хотя со временем стал приходить в упадок и требовать всё больших вложений в ремонт здания, которое постепенно ветшало. От постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ
Восстанавливать Храм оказалось труднее, чем строить. Почти пять лет ушло на изучение технического состояния памятника, создание методик восстановления и реставрации, изготовления проектно-сметной документации, ликвидацию последствий катка, вывоз мусора, восстановление пола.
В октябре 1993 г. в южном приделе Храма в честь Преподобных Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских стали совершаться богослужения. В 1996 г. Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятелем подворья был назначен иеромонах Ростислав, удостоенный сана игумена в 2006 г.
Под руководством о. Ростислава была сформирована специальная архитектурно-реставрационная группа, возглавляемая выпускниками Санкт-Петербургской Академии Художеств Ярославом Штеренбергом и Геннадием Журавлевым. Сегодня эта группа насчитывает до 80 специалистов, трудящихся над восстановлением живописи храма. Реставраторы укрепляли и расчищали красочный слой, выполняли утраты живописи и позолоты. При восстановлении исторического облика храма, реставраторам приходилось искать аналоги творчества живописцев того времени В.П.Верещагина и В.М. Васнецова. Были выполнены работы в центральном алтаре, в куполе храма, в архитектурном пространстве под барабаном, на парусах реставрированы образы четырех Евангелистов. Восстановлены и отреставрированы боковые алтари - северный и южный.
В мастерской Л.С.Солодкова, заслуженного художника РФ изготовлен позолоченный иконостас из фарфора, установка которого началась в июне 2011 г. Одновременно с реставрацией храма идет восстановление помещений Подворья. Коммунальные квартиры выкупаются и расселяются. После перепланировки и ремонта они используются под кельи, аудитории института, мастерские, служебные помещения.
Подворье неоднократно посещали Патриархи Московские и всея Руси Алексий II и Кирилл.
ЖИЗНЬ ПОДВОРЬЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.
Деятельность Успенского подворья направлена на сохранение традиций русской культуры и расширения православного образования. Ежедневно в храме проводятся богослужения, исполняются различные требы.
В храме устроена новая крестильня с полным погружением. Большая работа осуществляется по социальному служению: оказывается продуктовая помощь, выдача одежды малоимущим пенсионерам и инвалидам. Проводится кормление бездомных. Для многодетных семей выдаётся материальная помощь из социальной кружки. Осуществляется диаконическое служение.
На Подворье по благословению игумена Ростислава созданы: православный институт религиоведения и церковных искусств, воскресная школа для детей и взрослых, общедоступная церковная библиотека, мужской церковный хор, золотошвейные и швейная мастерские, книжный магазин с широким ассортиментом духовной литературы.