Самарская область » Похвистневский район » село Большая Ега
Легенда тех мест гласит, что на горе жил старый монах. Когда у подножия горы стали возникать деревни, их жители отправлялись к монаху за благословением на строительство церквей. У старца в келье были три иконы. Образом святых Космы и Дамиана он благословил жителей села Большой Толкай, иконой Архангела Михаила — крестьян села Архангельские Ключи. У старца оставалась икона Божией Матери «Казанская», когда пришли ходоки сразу из двух деревень — Малого Толкая и Большой Еги. Поскольку крестьянин из Большой Еги преподнес старцу хлеб, он и решил отдать ему икону. Обиделся житель Малого Толкая, между крестьянами возникла ссора, а потом драка. Икона же взлетела в небо и опустилась в одно из озер на горе Шихан (по-эрзянски Шихан и значит: «лес-гора»). Отсюда и пошло название родников — Богородицкие.
Из истории также известно, что село Большая Йога основано в 1775 году. Тогда из пензенского воеводства сразу целое эрзянское село Йога было переселено на реку Кинель. Шихан в то время был покрыт густым лесом. На самой его вершине били ключи, они и образовали во впадинах четыре озерца, которые назвали: первое - «Во имя Отца», второе - «Во имя Сына», третье - «Во имя Святого Духа» и четвертое - «Богородицкое».
В 1937 году местные власти уничтожили два озерца — остались Духовское и Богородичное. К ним постоянно шли больные — они купались в студеной воде и пили ее. Но люди хорошо знали, что вода исцеляет только после молитвы к Господу Иисусу Христу, поэтому здесь много молились, читался акафист Божией Матери. После этого считалось обязательным положить тысячу поклонов перед иконами, которые были укреплены на трех крестах. На среднем кресте, самом большом, была Казанская икона Богородицы; на западном кресте, со стороны села Красные Ключи — икона Архистратига Божия Михаила и Богородицы «Вспоможение в родах»; со стороны села Большой Толкай — икона великомученика Георгия Победоносца — покровителя села Era и икона чудотворцев Космы и Дамиана, очень почитаемая толкайскими мордвами. Иконы эти сохранились и находятся в домах у егинцев.
Сохранившиеся два озерца верующие раньше чистили под руководством самого старого жителя села и ходили на вершину молиться и купаться, обливаться водой. Вода считается целебной, очень долго хранится и имеет серо-молочный цвет, но после отстоя очищается и приобретает прозрачность и сладковатый вкус. Вода из озер стекает ручьями с горы, которые соединяются в деревне в один и дальше текут на север, впадая в реку Большой Кинель.
Об исцелениях егинской водой местные жители говорят неохотно, считается, что «за болтливость» болезнь может вернуться. Сложилась традиция ходить на гору не реже одного раза в месяц. Лишь в засушливые годы дозволялось чаще. После восхождения и молитв на 3-4-й день всегда бывал дождь. Если же люди молились усердно — дождь мог пойти сразу. А могла быть только роса — за «слабую» молитву.
Собирали и траву близ родников как целебную. Что интересно, неженатые мужчины на родники не допускались (это было чисто эрзянское поверье).
Особенно усердно ходили молиться на Шихан-озеро в засуху — дождя у Бо-городицы просить. В засуху со всех окрестных сел сюда шли люди с иконами, хо-ругвями. Затем во главе со священником обходили поля, а потом клали на блюдо хлеб, на хлеб — соль и крестным ходом поднимались на Шихан. Там служили молебен. Хлеб и соль ставились на особый камень. Потом спускались с горы и еще один молебен служили в лесу под горой.
...Летом 2010 года в страшную засуху из Красных Ключей на двух машинах приехали 10 человек. Машины они оставили у подножия горы. На вершине усердно просили Господа Иисуса Христа о милости — ниспослать дождь. Через три дня на несколько сел Похвистневского района пролился благодатный дождь.
В 1998 году священник села Красные Ключи Владимир Юлин по благословению архиепископа Сергия освятил Богородицкие родники.
О чем просят. Вода, а также грязь и ил с озер помогают при болях в суставах, снимают ломоту в руках, ногах и пояснице. Вода хорошо исцеляет женские болезни, помогает забеременеть и выносить ребенка. У мужчин повышается потенция. Не загнаиваясь, быстро заживают раны и порезы. Помогает при ушибах, переломах. Хорошо сворачивает кровь. Исцеляет от экземы.
Богородицкие родники горы Шихан село Большая Ега, Похвистневский район
--------------------------------------------------------------------
На юге Похвистневского недалеко от села Большая Йога стоит достаточно высокая гора Шихан. Село Йога (ныне пишут - Ега) основано в 1755 году, тогда из Пензенского воеводства сразу целое село мордвы-эрзя, по приказу начальства, было переселено на границу - на реку Кинель. Шихан (холм) зарос густым лесом, в переводе с мордовского Шихан означает - лес-гора. В лесу на горе, как говорят местные жители, можно найти остатки каменных строений, возможно это была какая-то татарская или булгарская крепость. В позапрошлом веке на горе прятались разбойники, а в 40-х годах прошлого, во время войны, дезертиры.
На вершине бьют несколько небольших ключей, от которых образовалось во впадине небольшое озеро. Озеро это всегда, сколько стоит село, почитали как святыню, как особое место, обладающее чудесной силой. Озеро и ключи считают осененными покровом Пресвятой Богородицы, но почему - никто не помнит.
Старожилы села рассказывают, что вплоть, до начала 20-х годов прошлого века, ежегодно, несколько раз за год, на Шихан совершались крестные ходы.
В засуху ходили и усердно молились к Шихан-озеру и просили дождя у Богородицы. Для этого собирались всем селом и с иконами, и хоругвиями, во главе со священником обходили поля, а потом клали на блюдо хлеб, на хлеб - соль, и поднимались на Шихан. Там у озера и источников служили молебен, а хлеб и соль оставляли на особый моленный камень. Спустившись, служили еще один молебен, в лесу под горой, на старом кладбище - там видны были холмики, заросшие и сгнившие кресты над могилами.
Крестные ходы устраивались со всех мордовских сел округи - из Красных Ключей, Большого и Малого Толкаев, из Среднего Аверкина, из Чекалинки.
Шиханские родники и озерцо, были очень почитамыми и жители Большой Ёги, с любовью заботились о них. Каждый год источники и озерцо чистили, поэтому вода там всегда была хрустально чистой. Хранителями святого места были молитвенники и богомолки села Большая Йога, одним из последних, был богомольный мужик Николай Аверьянович Худяев (по прозвищу дядя Кокша). Еще в 60-х годах он обновил камень или даже поставил новый и уже в одиночку, читил озеро. А уже когда он умер, в начале 70-х годов, чистить озеро перестали, и ходили туда уже одни старухи. В начале 80-х годов озеро совсем заросло травой, оставшиеся оконца покрылись тиной и ходить на гору совсем перестали.