Самарская область » Красноярский район » поселок Волжский
Два маленьких ключа бьют у подножья Царева Кургана, в центре знаменитой Большой Царевщины в Красноярском районе, переименованной в 70-е годы в поселок Волжский. Ключи выбивают на берегу пруда, с противоположного от Христорождественской церкви склона кургана. Один из родничков считается холодным, другой теплым, хотя вода из них одинаково холодна и расположены они в нескольких сантиметрах друг от друга. От преданий остались туманные слухи, что на горе несколько веков назад на Кургане, на самой вершине, стоял какой-то монастырь, и эту воду пили праведные монахи. На исковырянном сейчас Царевом Кургане монастыря не было, хотя служебные строения рязанского Сторожевского св. Саввы монастыря, подворье которого владело этими местами в 17-м веке, стоять могли. В 40-х годах воду из родничков по особому водопроводу качали в царевщинские исправительные колонии.
Ключи у Царева Кургана - это старинное, ныне обустроенное святое место - Святой источник иконы Пресвятой Богородицы Неупиваемая Чаша с открытой купелью. Над источником построена красивая каменная часовня, рядом есть кабинки для переодевания и открытая купель. Особенно много паломников здесь бывает на праздник Богоявления. Из Самары и окружных населенных пунктов люди приезжают чтобы набрать и искупаться в крещенской воде. Многие паломники которые приезжают сюда знают, что вода в них целебная и при хранении не портится по полгода и больше. Вода святого источника многим помогла от суставных болезней.
Как добраться: от Самары
- на собственном транспорте нужно двигаться в направлении города Тольятти по старой дороге и в поселке Волжский сразу за церковью повернуть налево.
- на общественном транспорте электропоездом в направлении Тольятти до платформы 151 км электричкой, от автовокзала автобусами двигающимися в направлении аэропорта Курумоч или посёлка Волжского.
---------------------------------------------------------------------------
"Существует предание, что село Царевщина было основано во время завоевания царем Иоанном Васильевичем Казанского царства и принадлежало князю Долгорукову. Сюда, к устью реки Сок, во множестве стекались беглые крестьяне, холопы, а также отставные солдаты. Они образовывали хутора. Еще много разных людей пряталось в горах и пещерах от преследований закона. Позднее с разрешения правительства беглецы получили дозволение жить в имении князя Долгорукова. Занимались они рыболовством и хлебопашеством.
Храм во имя Рождества Христова был построен в 1833 году на месте сгоревшего в 1812 году деревянного храма. Строилась церковь по благословению Преосвященного Амвросия — архиепископа Казанского, по выданной от него 22 сентября 1812 года Грамоте. Приход относился к уезду села Рождественского Царекурганской слободы.
Приход получил название по урочищу — Цареву кургану. Его же название, по одному из преданий, восходит к следующему историческому событию. Вот как оно гласит: «Когда татарский царь Батыга (вероятно Батый) воевал на Волге, то вздумалось ему сотворить себе память, и приказал он, чтобы каждый из его воинов набрал по шапке земли и чтобы всю эту землю сыпали в одно место. Из этой-то насыпной земли и возникла целая гора, которая потому и зовется Царевым курганом. Спустя время православный царь Иван Васильевич, воюя в здешних местах и идя с войском мимо Царева кургана, узнал, что Курган насыпан Батыгою, и приказал своим воинам взойти на курган и набрать каждому также по шапке земли. И хотя каждый из воинов царских взял по полной шапке земли, но смогли таким образом снять только вершину кургана».
По другому преданию, Царев курган получил свое название после того, как Петр Первый во время своего похода в Дербент отдыхал на этом месте и любовался окрестностями. До этого царь присутствовал на службе в Христо-Рождественской церкви, в то время еще деревянной, отстроенной в 1707 году. Петр Первый собственноручно выдолбил на плоской каменной плите, на вершине кургана, следующую надпись: «Петр1, год 1722 от Р.Х.). На кургане в 1768 году побывала и императрица Екатерина Вторая в сопровождении Григория Орлова-Давыдова.
В тяжелые годы смут и революции 1917 года храм был закрыт. Колокола сброшены, а кресты сняты. Впоследствии храм использовался не по назначению. Прекрасное здание церкви настолько пришло в упадок, что на ее крыше росли березы.
12 января 1989 года, после многократных ходатайств жителей села, исполни-тельный комитет районного Совета народных депутатов Красноярского района передал в бесплатное пользование здание Христо-Рождественской церкви.
С незапамятных времен у подножия Царева кургана бьет целебный источник. Его историческое название неизвестно. С благословения архиепископа Самарского и Сызранского Сергия родник назван в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» - в помощь страждущим от пьянства.
По свидетельству местных жителей, до революции на источнике стояла деревянная часовня, которую сожгли большевики. При реконструкции источника найдено это деревянное основание часовни. Есть упоминание, что к источнику приходили паломники из Самары.
В 1996 году на праздник Богоявления священник Владимир Назаров освятил источник. Во время водосвятного молебна жительница Самары Антонина Скрябина увидела, как вокруг священника летают два крохотных (чуть больше грецкого ореха) серых голубя, а затем, словно из тумана, ей показались три позолоченных столба. Позднее на вопрос Антонины, можно ли людям рассказать об этом видении, батюшка ответил: «Можно, только рассказывай очень верующим».
Сам родник состоит из двух ключей, бьющих у самого подножия Царева кургана. Один ключ в роднике считается холодным, другой — теплым, а расположены они в ста метрах друг от друга. Местное предание сохранило сведения о том, что на самой вершине Царева кургана несколько веков назад стоял скит и эту воду пили праведные монахи. К сожалению, после строительства ГЭС второй источник оказался залитым водой. Но родник функционирует — об этом свидетельствует не замерзающая в данном месте вода.
12 октября 1999 года Христо-Рождественский храм поселка посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, прибывший с визитом в Самарскую область. Неожиданно, вне протокола, настоятель храма протоиерей
Владимир Назаров попросил Первосвятителя освятить место под будущую колокольню храма, и Святейший с радостью согласился. Патриарх Алексий благословил проект часовни на роднике у Царева кургана и установку 15-метрового креста на Царевом кургане в честь 2000-летия Рождества Христова.
В память о посещении Патриархом Алексием Вторым храма Большой Царевщины остался бесценный дар Святейшего - Владимирская икона Божией Матери. Народная молва сообщает, что Патриарху поднесли воды со святого источника, которая ему очень понравилась.
Через год, 27 сентября 2000 года, на праздник Крестовоздвижения архиепископ Сергий освятил 15-метровый позолоченный крест весом около трех тонн, который с помощью вертолета был установлен на самой вершине Царева кургана. Истинное знамение победы Христовой над всеми сопротивными силами.
На источнике фирма «СОК» построила каменный храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», а также крестильню и колокольню. На самом роднике оборудованы две купели, и каждый желающий может окунуться в проточную воду целебного источника. По субботам в храме Рождества Христова служится молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». А 18 мая, в день празднования иконы, совершается крестный ход из храма Рождества Христова на родник, где служится водосвятный молебен. В день Крещения Господня совершается крестный ход из храма на родник, где совершается Великое освящение воды. Благодатную крещенскую воду люди набирают на весь год.
Дебит святого источника - ведро целебной воды в секунду.
О чем просят. Здесь исцеляются страждущие от пьянства, наркомании, больные ревматоидным артритом и остеохондрозом, ревматизмом."
«Целебный водопад», поселок Волжский (Большая Царевщина), Красноярский район