Самарская область » Волжский район » село Подгоры
"Одно из первых документальных упоминаний о селе Подгоры связано со строительством здесь деревянной церкви во имя пророка Илии и относится к первой половине XVII века (1640).
В 1860 г. было начато возведение кирпичной церкви взамен деревянной. В 1890 г. строительство было завершено. В дальнейшем здесь возник Свято-Преображенский женский монастырь Симбирской епархии. Но по каким-то причинам он был упразднен, а храм стал приходским.
В исторической летописи Самарского края отмечается, что Самарская Лука долгое время существовала как район с оседлым населением в окружении кочевых племен. Что, безусловно, сыграло большую роль в формировании хозяйственно-экономического уклада, религиозной культуры, народной психологии. Как свидетельствуют письменные источники, земледельческие селения в Самарском крае существовали только на Самарской Луке во владениях монастырей. В 20-30-е годы XVII века первым крупным землевладельцем на Самарской Луке становится самарский Спасо-Преображенский монастырь. Его вотчины тянулись широкой полосой вдоль Волги. Появились первые русские земледельческие селения — Подгоры, Рождествено, Шелехметь. Потомки самарских бояр вслед за монахами с 1640 года приступили к освоению земель предгорья Жигулей. Так возникли селения Ширяев Буерак, Моркваши, Ермаково и другие.
В 1660 году звенигородский Савво-Сторожевский монастырь получил во владение Надеинское Усолье. Поднялись деревня Жигулевская, слобода Переволокская и другие. Вскоре земли получили московский Ново-Девичий, московский Вознесенский, московский Чудов, нижегородский Благовещенский и другие монастыри.
Колокольный звон монастырей, церквей разливался по селам, ущельям гор, берегам Волги. В XVII-XVIII веках нерусские названия населенных пунктов стали заменяться русскими в честь построенных храмов: Воздвиженка, Воскресенка, Спасское, Знаменка, Ильинское, Троицкое, Новодевичье, Покровское, Архангельское и другие. Одни названия сел сохранились (Рождествено получило название от храма в честь Рождества Христова; Троицкое — в честь храма Святой Троицы). Другим селениям вернули изначальные названия, но народ со хранил в своей памяти двойное название (Подгоры — Ильинское, Переволоки-Покровское, Усолье-Николаевское, Ширяево-Богоявленское и т.д.).
...В начале 1930-х годов церковь в селе Подгоры была закрыта, здание частично разрушено. Сохранившаяся часть использовалась не по назначению.
С 1993 года в селе был зарегистрирован и с тех пор действует православный приход церкви во имя пророка Илии. Он стал одним из храмов образованного здесь женского монастыря.
Восстановительные работы в полуразрушенном храме начались в 1998 году.
При расчистке территории было обнаружено множество человеческих костей. Выяснилось, что в 30-е годы прошлого века в Жигулевских горах располагались лагеря, в том числе и для ссыльных монахов, священников. Не исключено, что была обнаружена братская могила. Священник Владимир Семеной отслужил панихиду по невинно убиенным и перезахоронил их останки.
Тогда же на могилке у стен храма была найдена монета, отчеканенная в царствование Екатерины Второй, - 1734 года.
К маю 2003 года храм был поднят из руин, украшен красными куполами в цвет огненной колесницы пророка Илии. На купола водружены золотые кресты. Позднее были выкуплены два сельских дома с земельными участками, прилегающими к храму.
10 июня 2003 года в храме была отслужена первая за последние восемьдесят лет Божественная литургия. Совершил ее игумен Георгий (Шестун) в сослужении протоиерея Владимира Семеного — зачинателя восстановления Ильинского храма. С этого времени богослужения проводились уже регулярно. С 12 февраля 2005 года службы стали ежедневными, по монастырскому уставу.
4 августа 2003 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий совершил малое освящение храма. А первую за последние сто лет Божественную литургию архиерейским служением в храме пророка Илии владыка Сергий совершил 8 августа 2004 года.
Чуть раньше, в октябре 2003 года, глава администрации Волжского района Василий Явон подписал постановление, согласно которому Самарской епархии был выдан Государственный акт на право собственности 0,49 гектара земли в селе Подгоры. Власть возвращала ту землю, которая раньше принадлежала церкви.
...В 1998 году, когда началось восстановление церкви, строители открыли для себя безымянный источник, который находился за селом у подножия горы Плаксихи. К этому источнику строители каждый день ходили за водой.
- История названия этого источника необычна, - рассказывает отец Владимир. - После установки креста на куполе Ильинского храма и благодарственного молебна решили освятить безымянный источник, который находился в одном километре северо-западнее села - в девятом квартале Подгорского лесничества. Пока шли, все думали, как же его назвать. Отслужили молебен, и, когда опускали в воду крест, прогремел гром, сверкнула молния, пошел проливной дождь. Вот так Господь нас вразумил, и источник назвали Ильинским.
Через несколько лет рядом с источником был основан мужской монастырь и построен чудной красоты храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По оценке специалистов храм представляет собой шедевр архитектуры, поэтому расскажем о нем подробнее.
Спроектировал его самарский архитектор Николай Жоголев в традициях северного русского зодчества. На храм ушло 200 кубов спелой ели, которую срубили в Тверской области. Камень под фундамент завезли из Сокского карьера. Уникальные мозаичные иконы пророка Божия Илии и святого благоверного князя Олега Брянского были изготовлены в самарской мастерской Валерия Молчанова из уральских самоцветов — яшмы, чароита, кварца и радонита. Вместе с мастерами из Украины, Грузии, Узбекистана работал один из лучших в России специалистов по дереву Дмитрий Арутчев, в прошлом офицер-вертолетчик. Он вырезал кресты из розового дуба. Сейчас Арутчев единственный, кто в регионе владеет древней технологией украшения куполов лемехами (только в России делали лемеховые купола, собранные из «лепестков»). На большом куполе храма Креста Господня около полутора тысяч лемехов! Такого на новых храмах нет больше нигде в России! Архитектор и строители заверили, что «храм простоит не одну сотню лет».
Между прочим, заповедник сохранил исторические топонимы в названии сел - Рождествено и Воскресенка, есть здесь и Молебный овраг, Крестовая поляна и Крестовый овраг, Монастырская гора, Церковная воложка, Иордан-озеро... Монахи мужского монастыря бережно относятся к природе: очистили от сухостоя и валежника гору Плаксиху, поддерживают порядок вокруг обители и на источнике, разводят карпа в горном пруду, подкармливают диких животных. К человеку потянулись барсуки, белки, кабаны, приходит даже красавица рысь.
Кроме Подгор, на Самарской Луке уже действуют православные приходы в Жигулевске, в селах Брусяны, Большая Рязань, Рождествено. В Винновке завершается строительство мужского монастыря, а в селе Новинки восстанавливается старинная Успенская церковь. По периметру огромной территории национального парка церковь словно зажгла благодатные лампады, врачующие тело и душу. На местах это видят, ведь в селах есть монастыри или православные приходы, меньше разводов, больше рождается детей, снижается преступность, даже на улицах чище... При этом верующие никому не навязывают своего образа жизни. Но для всех служат достойным нравственным примером.
...На прилегающих к Самарской Луке землях затухает всякая хозяйственная деятельность, вредящая природе: иссякли нефтяные скважины у Ширяево, бывшие колхозные поля вокруг Рождествено и Выползово зарастают молодым лесом, от животноводческих ферм остались лишь бетонные каркасы: в окрестностях больше стало диких животных и птиц, ягод, грибов, лекарственных трав. Местное лесничество все чаще проводит на пустошах высев хвойных и лиственных саженцев.
- Конечно же, есть закономерность в том, что с возрождением национального духа оживает и природа Жигулей,- говорили нам в Подгорах и выражали уверенность, что рано или поздно Самарская Лука станет Волжским Афоном.
О чем просят. Святой источник во имя пророка Илии оказывает общеукрепляющее и терапевтическое воздействие."
---------------------------------------------------------------------
В квартале № 9 Подгорского лесничества, у подножия горы Манчиха, в очень живописном месте, в бывшем яблоневом саду, на северо-востоке села Подгоры, бьет родник, который селяне издавна считают святым. Источник во имя пророка Божиего Илии, не одно столетие является местом паломничества жителей окрестных сел и близлежащих городов. После революции, в годы мракобесия, когда власти запрещали посещение святых мест, родник пришел в запустение. Восстановлен уже на рубеже прошлого и начале нашего веков.
Расположен он немного ниже от церкви, если слева от неё вдоль забора. Источник обустроен стараниями священнослужителей и прихожан обустроен. Имеется колодец, где всегда можно набрать воды, а рядом построена закрытая купальня с лестничкой в купель. Средняя температура воды в купели +3 градуса. Многие после купания говорят, что «родились заново». По результатам проведенного анализа воды, содержание серебра в ней увеличено в 100 раз. По легенде, вода источника омывает несметные сокровища под горой и поэтому становиться серебряной.
Деревянная церковь в честь Креста Господня, в мужском скиту, видна издали. Попасть на источник Святого Илии можно, свернув налево с асфальтовой дороги, что огибает село, около домика лесника. Направление на источник указывает табличка. По грунтовой дороге поднимаемся вверх. Через полтора километра появляется одна из самых красивых церквей Самарской Луки. По оценке специалистов, это шедевр архитектуры. Спроектировали его самарские архитекторы Анна и Николай Жоголевы в традициях северного русского зодчества.
В праздник Крещения Господня все желающие могут искупаться в святом источнике или в иордани, вырубленной на озере Иордань, что под церковью.