Кремль - самая древняя часть Рязани. Именно здесь в XI веке (1095 г.) был основан город Переяславль Рязанский (в 1778 году переименован в Рязань). Территория Кремля представляет собой высокую платформу площадью 26 га в форме неправильного четырехугольника, с трех сторон окруженного реками. Их названия - Трубеж, Лыбедь, Дунайчик, равно как и первоначальное название самого города, свидетельствуют о южнорусском происхождении основателей Переяславля. По археологическим данным, стратегически выгодное месторасположение Кремля привлекало людей задолго до основания города: самое древнее поселение, обнаруженное на территории Кремля, датируется I тыс. до н. э.
Археологи предполагают, что Переяславль был заложен в северной части кремлевского холма, на берегу озера Быстрого, контуры которого недавно были установлены с помощью современных инженерно-геологических технологий.
В XIII - XIV века Переяславль быстро развивается и занимает всю территорию кремлевского холма. Столь стремительный рост был связан прежде всего с изменением официального статуса города в конце XIII века, когда, после неоднократных разрушений монголо-татарами Рязани - первой столицы Рязанского княжества, значение стольного града княжества переходит к Переяславлю. В течение XIV - XVII веков город вышел за пределы кремлевского холма и разросся к югу и западу, Кремль же оставался его центральной, наиболее укрепленной частью. В этот период он представлял собой мощную крепость с традиционной для Руси системой оборонительных сооружений. С юго-западной стороны - единственной, не защищенной реками - был прорыт ров, по периметру кремлевского холма был насыпан вал, на котором возведены деревянные крепостные стены со сторожевыми и воротными башнями. К середине XVII века их насчитывалось 12.
Главными воротами Переяславля были обращенные в сторону Москвы ворота Глебовской башни - единственного в городе каменного укрепления. Оборонительные сооружения Переяславля просуществовали до конца XVII века, впоследствии они были снесены ввиду ветхости и в связи с утратой городом значения военного форпоста Южной Руси. В настоящее время сохранился лишь ров и почти 300-метровый фрагмент вала в юго-западной части Кремля.
С раннего периода существования Переяславля в его топографии достаточно отчетливо прослеживаются два района: северо-западный - официальный административно-духовный центр - и юго-восточный - торгово-жилая зона. В северо-западной части (то есть на территории современного архитектурного ансамбля Кремля) размещался княжеский двор, а после ликвидации княжеского престола и вхождения Рязанского княжества в состав Московской Руси (1521 г.) - владения архиерея.
Здесь же располагались административные учреждения, кафедральные соборы, монастыри. В юго-восточной части находились усадьбы городских жителей и торговые ряды.
Долгое время застройка Кремля оставалась деревянной. Первое известное каменное строение появилось в начале XV века, когда недалеко от княжеского двора из белого камня был возведен общегородской, а позднее кафедральный Успенский (с 1753 года - Христорождественский) собор. Расцвет каменного зодчества Переяславля пришелся на вторую половину XVII века. В этот период на месте, где когда-то находился дворцовый княжеский комплекс, возводится ансамбль гражданских сооружений, включающий жилые палаты архиерея, впоследствии получившие название «Дворец Олега», ряд административных и хозяйственных построек -Певческий и Консисторский корпуса, «сараи для разной поклажи», кузница, бочарная и прочее.
В XVIII веке владения архиерея в Кремле были обнесены каменной оградой с несколькими воротами, фрагмент одних из них восстановлен у Консисторского корпуса. В целом гражданские постройки Рязанского кремля являют собой уникальный архитектурный ансамбль XVII века - единственный в своем роде на территории России.
На территории Переяславля располагались два мужских монастыря: на северо-востоке - Духовской, к югу - самый древний, Спасский. Ранее на территории Спасского монастыря находилось самое богатое в городе кладбище. В 1930 - 1940 годы оно было ликвидировано, за исключением двух захоронений - писательницы и художницы С. Д. Хвощинской (1828 – 1865 гг.) и гравера, профессора Петербургской Академии художеств И. П. Пожалостина (1837 – 1909 гг.). В 1959 году туда же была перенесена из-под Рязани могила крупнейшего русского поэта XIX века Я. П. Полонского (1819 – 1898 гг.).
Важнейшим местом Переяславля являлась Соборная площадь. На ней располагались главные административные учреждения города - приказные избы, а также тюремный двор, зелейные (пороховые) палаты.
Там же в конце XVII века был сооружен новый кафедральный Успенский собор - гениальное творение Я. Бухвостова. Формирование архитектурного ансамбля Кремля завершилось строительством Колокольни Успенского собора, возведенной на месте воротной Глебовской башни.
На протяжении XVIII - XIX веков Кремль утратил былое значение центра города. Когда-то могучее хозяйство архиерея после секуляризации церковных земель значительно сократилось. Согласно регулярному плану застройки Рязани 1780 года, центр города был вынесен за пределы Кремля, последнему была уготована роль тихой окраины, оживлявшейся лишь в дни религиозных праздников.
В конце XIX - начале XX века, благодаря деятельности местных исследователей, культурной и научной общественности города, территория Кремля все более приобретает статус главного исторического места Рязани.
В 1895 году Кремль и прилегающая к нему Соборная площадь становятся центром проведения масштабных празднеств, посвященных 800-летию Рязани. В 1914 году во Дворце Олега открывается Древлехранилище - музей церковных древностей. Исторические реликвии демонстрируются в Архангельском соборе. В 1923 году во Дворце Олега был открыт губернский историко-художественный музей.
Новый период в истории Кремля начался в 1968 году, когда был образован историко-архитектурый музей-заповедник, включивший в себя территорию древнего Переяславля и все сохранившиеся оборонительные и архитектурные сооружения XV - XIX веков. С учреждением музея-заповедника значительная часть зданий была отреставрирована и музеефицирована, приведена в порядок территория Кремля.
Сегодня уникальный историко-архитектурный ансамбль Кремля с величавой древнерусской архитектурой и живописным ландшафтом достойно представляет Рязань, один из древнейших городов России, является ее гордостью и главным украшением.
Глебовский мост
Ныне существующий каменный Глебовский мост к Колокольне был построен в XVIII веке и имеет арочную конструкцию. До него на этом месте находился деревянный Глебовский мост, который подходил вплотную к Глебовским воротам кремлевской стены. Известно, что мост был дубовый с перилами и соединял надо рвом основную часть города, Кремль, с Острогом. Деревянный мост был заменен на каменный в связи с ликвидацией угрозы внешних нападений на Переяславль.
Крепостной вал
С юго-западной стороны кремлевского холма находится древний земляной вал - оборонительное сооружение XIII - XVII веков. Протяженность вала 290 метров. До конца XVII - начала XVIII века на валу располагались деревянные стены и башни Кремля. За валом находился заполненный водой ров, глубиной 5-7 метров. Время сделало вал пологим и менее высоким (сейчас его высота 9 м со стороны Кремля и 18 м снаружи от дна рва), но до сих пор кремлевский вал внушительно возвышается над прилегающей территорией, восхищая своей грандиозностью.
Дворец Олега
Дворец Олега - памятник архитектуры XVII -XIX веков, самое большое гражданское здание Кремля, имеющее площадь 2530 кв м. Оно сооружено на участке Рязанского кремля, где до XVI века находился княжеский двор. Дворец Олега - это бывшие жилые палаты рязанских архиереев, в здании также размещалась их домовая церковь, братские кельи и хозяйственные службы. Прямоугольное в плане каменное трехэтажное здание возводилось поэтапно: первые два этажа (архитектор Ю. К. Ершов) - в середине XVII века, третий этаж (архитектор Г. Л. Мазухин) - в конце XVII века. Позднее (1778 - 1780 гг.) архитектор Я. И. Шнейдер сделал пристройку к восточной стороне здания, увеличив его длину до 94 метров. В XIX веке эта часть Дворца Олега была перестроена губернским архитектором С. А. Щеткиным. Красивое здание с цветными наличниками, барочным фронтоном и теремными окнами - центральное и наиболее выдающееся сооружение комплекса гражданской архитектуры Рязанского кремля. Начиная с XIX века, не только в обиходе, но и в специальной литературе оно по традиции называется «Дворцом Олега».
Певческий корпус
Певческий корпус - памятник гражданской архитектуры середины XVII века (архитектор Ю. К. Ершов). Свое название он получил от проводимых здесь спевок певчих, но основное назначение здания иное: это жилые помещения для архиерейских служителей - эконома и казначея. В торцевой части корпуса с отдельным входом размещалась приемная эконома. Двухэтажное кирпичное здание, прямоугольное в плане, выдержано в строгом стиле архитектуры XVII века. Особую нарядность ему придает крыльцо, выполненное в стиле древнерусской архитектуры. В интерьере корпуса восстановлена «типовая» жилая секция середины XVII века, на стенах и сводах, особенно в приемной эконома, сохранились фрагменты прекрасной росписи, по аналогии с которой расписаны некоторые помещения первого этажа. В настоящее время в здании расположена экспозиция музея «По обычаю дедову», рассказывающая о буднях и праздниках русского народа.
Хозяйственные постройки
Комплекс построек гражданской архитектуры Рязанского кремля включает хозяйственные службы: сараи для «разной поклажи», кузницу и бочарную, конюшни и каретный сарай. Эти здания были построены в конце XVII века, конюшни - архитектором Н. Устиновым, одним из помощников Я. Г. Бухвостова. В XIX веке конюшни были перестроены архитектором С. А. Щеткиным, фрагмент постройки XVII века сохранился в южной части здания.
В настоящее время хозяйственные строения заняты под административные службы музея-заповедника.
Консисторский корпус
Консисторский корпус - памятник гражданской архитектуры середины XVII века. Он построен предположительно тем же архитектором Ю. К. Ершовым, автором Дворца Олега и Певческого корпуса, и составляет с названными памятниками единый ансамбль.Консистория - главное административное учреждение епархии, место хранения церковного архива, там же располагалась судебная палата.
В одном из помещений второго этажа здания сохранились фрагменты росписи с очень редкими сюжетами - судебными сценами. Административные службы находились в здании до 1892 года, после чего были переведены за территорию Кремля.
Нарядное крыльцо восстановлено в 1980-е годы.
В здании работает выставка «Человек и природа» и уникальная динамичная экспозиция — музей-театр «Когда заговорили вещи».
Гостиница Черни (амбары)
Гостиница Черни - двухэтажное каменное здание в стиле гражданской архитектуры конца XVII века (архитектор Н. Устинов), расположенное в восточной части Кремля.
Первоначальное назначение постройки - амбары для хранения зерна (житницы) и других запасов. В середине XIX века амбары были приспособлены под гостиницу.
Здание состоит из 14 почти одинаковых изолированных помещений, по семь на первом и втором этажах. Каждая секция имеет наружный дверной проем.
К каждой двери второго этажа главного фасада вело отдельное деревянное крыльцо. Восточный фасад, выходивший в XVII веке на проезжую улицу, не имел никаких проемов и играл роль крепостной стены.
В настоящее время второй этаж здания используется под фондохранилище музея, помещения первого этажа -как выставочные залы.
Солодежня
Солодовенные палаты были построены в 1697-1699 годах и предназначались для выращивания солода.
Двухэтажное каменное здание состояло из восьми помещений, в одном из которых на первом этаже были устроены белокаменные солодовенные ванны, сохранившиеся до наших дней. Корпус Солодежни примыкал к южной оконечности главного фасада Гостиницы Черни, оба памятника представляли собой единый комплекс с общим архитектурным решением фасадов.
Вместе с секуляризацией церковных земель в середине XVIII века и последующим сокращением хозяйства архиереев уходит в прошлое массовое производство солода на архиерейском дворе. В конце XVIII века обветшавшее здание Солодежни было разобрано.
На основе сохранившихся белокаменных фундаментов Солодежни, выявленных планов здания и по результатам натурных, в т. ч. археологических исследований, разработан проект реставрационного воссоздания корпуса Солодежни XVII века.
Реставрация здания запланирована на 2005-2008 годы, после восстановления в нем разместится фондохранилище музея-заповедника.
Гостиница Знати
Гостиница Знати - памятник гражданской архитектуры XVII - XIX веков.
Здание оформлено в стиле второй половины XIX века, однако на первом этаже сохранились значительные части стен древних келий XVII века. Корпус состоит из двух разновременных построек XVIII - XIX веков, которые в начале XX века были соединены между собой церковью во имя Иоанна Богослова.
До недавнего времени здание было жилым.
Здесь в 1920 годы жил с родителями будущий писатель К. М. Симонов.
В 1995 году корпус передан Рязанской епархии, в нем размещается духовная семинария.
В 2005 году здесь же расположились покои наместника монастыря и братские келии.
Иоанно-Иосифовский храм - это первый храм Спасо-Преображенского рязанского мужского монастыря, который начал действовать на территории Рязанского Кремля.
Стены и башни, сторожки и службы Спасского монастыря
Территория Спасо-Преображенского рязанского мужского монастыря XV века, древнейшего в Переяславле Рязанском, располагается к югу от Успенского собора.
Окружающие монастырь стены с башнями были сооружены в середине XVIII века.
В настоящее время восстановлены утраченный фрагмент стены с восточной стороны и две башни.
К стенам примыкают сторожки и службы, построенные в XVIII-XIX веках.
Храмы Спасо-Преображенского монастыря: Спасо-Преображенский собор, церковь Богоявления, Иоанно-Иосифовская церковь.
Музейные коллекции
Формирование фондовых коллекций началось с деятельности Рязанской ученой архивной комиссии, чье музейное собрание легло в основу сегодняшнего музея. В начале XX века насчитывалось 11 тысяч музейных предметов, в настоящее время их более 225 тысяч - результат большой многолетней планомерной работы по комплектованию фондов. Фондовое культурное наследие, представленное памятниками ушедших столетий, имеет большую научную, историческую, художественную и мемориальную ценность.
Самая крупная коллекция - археологическая, в которой хранятся находки эпохи палеолита, датируемые XII тысячелетием до н. э.; довольно полное собрание неолитических памятников, а среди материалов эпохи бронзы - уникальные вещи из курганов. Особое место занимают коллекции культуры рязано-окских могильников, археология городов Рязани (Старой) и Переяславля.
В составе музейного фонда древнерусская живопись и прежде всего икона «Богоматерь Одигитрия», XIII века, этому памятнику нет аналогов среди произведений домонгольского периода, принадлежащих собраниям других российских музеев. XIV веком датируется икона «Никола Зарайский с 14-ю клеймами жития» - один из самых ранних списков с корсунского подлинника.
К древнейшим памятникам лицевого шитья, удивительным работам безымянных златошвей, относится воздух «Евхаристия с житием Иоакима, Анны и Богоматери» 1485 года, выполненный «замышленьем» Великой княгини Рязанской Анны, сестры Великого Князя Московского Ивана III, и воздух 1512 года «Рыдание надгробное с праздниками».
Перечисленные и многие другие высокохудожественные произведения древнерусского искусства (поступившие в музей, в основном, из епархиального Древлехранилища) экспонировались на российских и международных выставках, в том числе в Ватикане, Англии, Италии, Японии.
От XIV века сохранились и представляют большую историческую значимость: посох героя Куликовской битвы А. Пересвета и кольчуга Великого Князя Олега Рязанского.
XV - XVI столетия оставили потомкам рукописный книжный памятник - «Псалтырь с восследованием» (Псалтырь следованная), на одной из страниц которого имеется запись о заложении города Переяславля (современной Рязани) в 1095 году. Этот уникальный экземпляр рукописной книги в собрании музея является раритетом, имеющим большое общенациональное историко-культурное значение.
В музейном фонде представлены памятники русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства XII - XIX веков, выполненные в России, Германии, Польше и странах Востока. Следует особо отметить среди них два редчайших произведения металлопластики напрестольные кресты XVII века с изображением Николы Зарайского.
Разнообразно нумизматическое собрание: от гривен Новгородского и Киевского типа до монет Западной Европы, Востока, России разных исторических эпох.
Богата этнографическая коллекция музея: полные комплекты и отдельные элементы народных костюмов русских, татар, мордвы; известные во многих странах мира авторские работы вышивальщиц и кружевниц; изделия народных промыслов.
Особой гордостью музея является его мемориальный фонд о знаменитых людях России, прославивших Отчизну своими деяниями: В. М. Головнине, П. П. Семенове-Тян-Шанском, М. Д. Скобелеве, П. М. Боклевском, И. П. Пожалостине, Я. П. Полонском, И. П. Павлове, К. Э. Циолковском, братьях Пироговых, В. Ф. Уткине и, конечно, о С. А. Есенине, а также о многих-многих других.
Значительное место среди музейных предметов занимают вещественные, наградные, документальные и фотоматериалы о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, обширна коллекция фронтовых писем - реликвий нашей истории.
Музей-заповедник, располагая большим разнообразием памятников и сохраняя для нынешнего и последующих поколений это богатство, ежегодно проводит научно-реставрационные и консервационные работы, используя широкие возможности музейного художника-реставратора и специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного Центра имени И. Э. Грабаря и Межобластного научно-реставрационного художественного Управления (Москва), которые возвращают к новой жизни бесценные музейные предметы.
Для совершенствования и повышения эффективности государственного учета музейного фонда и контроля за его сохранением внедрена компьютерная система учета «Фонд музейных предметов».