Регионы

Случайное изображение

4nnc.jpg

Космо-Дамиановский монастырь в г. Алушта

Этот чудесный монастырь находится в Крымском заповеднике окруженный горами Черной, Большой и Малой Чучелью и хребтом Конек. Дорога, которая ведет к монастырю, берет свое начало с одной стороны в поселке Массандра, с другой выходит в село Изобильное, что под Алуштой. Дорога эта закрыта, потому что проходит через заповедник, поэтому по ней можно только пройти пешком или проехать на велосипеде. Общая протяженность дороги от Массандры 62 км. К монастырю проще всего добраться со стороны Алушты (около 20 км). Причем первые километров 15 можно проехать на транспорте до ворот заповедника.

Документальных подтверждений о пребывании святых Косьмы и Дамиана в Тавриде нет, но, согласно преданиям, считается, что в последние годы жизни чудотворцы жили у подножья горы Чатырдаг, у источника, до сих пор носящего их имена. Рассказывают, что спустя много времени после их смерти местный татарин, ненавидевший свою жену, увел ее в горы, выколол глаза и оставил одну, вдали от жилья. К несчастной женщине, умиравшей от голода, явились два незнакомых ей человека, сказав, что они братья-врачи, Косма и Дамиан, подвели ее к источнику и велели умыться в нем. После этого к женщине вернулось зрение, и она, возвратясь в свою деревню, рассказала о случившемся.

Кроме святого источника в монастыре находится икона святых Космы и Дамиана с частицами их мощей. А также икона Божьей Матери "Иерусалимская" написанная и освященная на святой горе Афон в Греции.

Архиепископ Иннокентий во время своего путешествия по святым местам Крыма посетил источник святых Космы и Дамиана, отсюда он поднялся на вершину Чатырдага. Он напомнил православным жителям, что необходимо восстанавливать обители и памятники веры: "Древние предание сказует, что сии врачи-чудотворцы посетили некогда и озарили чудесами своими и здешний полуостров Таврический, будучи сосланы сюда в заточение от кесаря Римского. И среди гор ваших есть доселе целебный источник, носящий имя святых Космы и Дамиана, который изведен из земли их молитвами. Если где думал я, то в подобных ущельях гор место обитателям иноческим, и предложил, если угодно будет Богу, устроить киновию во имя святых бессеребренников Космы и Дамиана. Святейший Синод преподал благославение на сию мысль".

Разрешение на открытие киновии было получено в 1853 году. Будущему монастырю от земель, принадлежащих казенной даче, были отданы 4 десятины. Но обустройство монастыря остановилось почти не начавшись - помешала Крымская война. Строительство же началось после войны в 1857 году. Обустроить монастырь оказалось делом нелегким. Киновия находилась в глухом ущелье, крутые склоны гор и высокий густой лес окружали его со всех сторон. Местность была неровная, и, чтобы проложить дороги и подготовить место для строительства необходимо было произвести большие работы. Монахи сами заготавливали лес для строительства, на своих плечах приносили строительные материалы т.к. от трассы хорошей дороги к монастырю не было. Космо-Дамиановский монастырь не получал денежных средств от государства, поэтому строительство зданий велось на деньги от добровольных пожертвований богомольцев. В 1857 году построили первую деревянную, небольшую церковь в честь святых Космы и Дамиана по рисунку, сделанным архиепископом Иннокентием. Когда число братии возросло, на ее месте в 1870 году построили новый большой храм с колокольней, который вмещал всех иноков монастыря и богомольцев. Однако, поскольку, зимой он не отапливался, в 1874 году начали строительство нового зимнего храма во имя Преображения Господня. Но его освящение состоялось только в 1878 году. Все работы были приостановлены из-за болезни и смерти игумена Макария. Его похоронили в притворе у западных дверей церкви. Благодаря неустанному труду игумена Макария создавался Космо-Дамиановский монастырь. При нем над источником выстроили каменную часовню с образами Христа Спасителя, Божьей Матери и святых бессеребренников Космы и Дамиана. В центре часовни находился святой источник, к которому приезжали больные люди, искавшие исцеления. Для омовения построили купальню.

Постепенно на территории выросли три братских корпуса и один для настоятеля, две гостиницы для богомольцев, трапезная с кухней, баня и хозяйственные постройки. Севастопольский купец Григорий Петрович Порывай подарил монастырю 201 десятину пахотной земли в селе Григорьевка. Это было кстати, потому что земля возле вокруг монастыря была мало пригодна для сельскохозяйственных работ, для того чтобы разбить огороды, монахам приходилось выравнивать участки земли, очищать их от леса. В Григорьевке были построены два каменных дома и хозяйственные сооружения, вырыты артезианские колодцы. Там же находилась каменная церковь во имя Трех Святителей, приписанная к Космо-Дамиановской киновии.

Обитель гордилась особой святыней - иконой святых Космы и Дамиана с частицами их мощей. Драгоценная святыня и целебный источник привлекали в обитель богомольцев, их пожертвования были частью доходов монастыря. Вообще жизнь в монастыре была трудной, не получая средств от государства, монахи должны были зарабатывать сами. Киновия располагалась в теснине, окруженной горами, поэтому световой день был короче почти на четыре часа. Зима - особенно тяжелое время для монахов.

Е. Марков так описывает жизнь Космо-Дамиановской киновии: "Обыкновенно же в этом заоблачном ските трудно найти что-нибудь, кроме кружки молока. В этом возвышенном горном поясе невозможно возделывать даже огородные овощи, а зимой снега до такой степени заносят монастырек и подступы к нему, что иногда по нескольку он остается погребенный под сугробами. Когда жители соседних долин заметят, что уже давно не приезжает из скита верховой монах за покупками в город, поднимается тревога, и идут с лопатами откапывать монастырек, осведомиться, цел ли он".

Космо-Дамиановскую киновию посещали члены императорской семьи. В 1873 году здесь побывал наследник русского престола Великий князь Александр Александрович. В октябре 1880 года он вновь приехал сюда с супругой Государыней Цесаревной Марией Федоровной. К сожалению, после смерти игумена Макария настоятели в киновии стали меняться очень часто. Сначала настоятелем монастыря был назначен иеромонах Парфений, его сменил иеромонах Василий, затем на этом посту побывали иеромонахи Павел и Серапион. Частая смена руководства, отсутствие единых требований привели к тому, что монахи стали лениться в исполнении своих обязанностей, хозяйство монастыря стало приходить в упадок. Бедность и грязь отпугивали паломников, да и численность братии резко сократилась.

Летом 1899 года обитель посетил епископ Николай. Он принял решение преобразовать мужской монастырь в женский. Епископ Николай утверждал и поддерживал женское подвижничество, он считал, что обитель должна сохранять дух любви Христовой и нести ее в мир, при обителях с его помощью создавались больницы, школы, приюты. 1 августа 1899 года в последний раз братия монастыря отслужила обедню, в этот же день освятили новый иконостас. Монахи разошлись по другим монастырям Крыма. Старые монахи, вместе с отцом Макарием создававшие монастырь, расставались с ним со слезами на глазах, ведь все здесь было сделано их руками, в течении долгих лет обитель была их домом.

Первой настоятельницей женского Космо-Дамиановского монастыря стала монахиня Троице-Параскевиевской обители Варсонофия. Вместе с ней пришли 25 монахинь. Трудолюбие и дисциплину, заведенные в образцовом Троице-Параскевиевском монастыре, сестры перенесли в новую обитель. Несмотря на бедность, хозяйство стало постепенно налаживаться. Сделали капитальный ремонт зданий, привели в порядок территорию монастыря, построили каменные подпорные стены, укрепившие террасу, на которой стояла церковь, новые кельи, просфорную, хлебопекарню, мастерские, прачечные и другие хозяйственные постройки. Чистота и порядок, наведенные в обители, снова привлекли богомолцев. В праздник святых Космы и Дамиана обычно пустынный монастырь преображался.

В обители появилась икона Божьей Матери "Иерусалимская" - написанная и освященная на Афоне и переданная Матушке Игумении Варсонофии для Космо-Дамиановского монастыря. Эта икона сохранилась до наших дней и сейчас находится в обители.

В 1911 году произошло еще одно замечательное событие: 25 октября обитель посетил император Николай II. Он молился у источника и пил святую воду. В 1913 году в честь 300-летия дома Романовых отреставрировали часовню у источника. Тогда же создали "Заказник императорских охот", провели Романовское шоссе, соединившее через горы Алушту с Ялтой. В заказник из разных районов страны и из-за границы завезли редких животных. Тогда в горные леса Крыма впервые попали муфлоны. Десять животных прибыли с острова Корсика и три - из заповедника Аскания-Нова. Муфлоны хорошо акклиматизировались, они особенно полюбили места возле гор Черной и Большой Чучели.

В годы Первой мировой войны монахини оказывали материальную помощь фронту. Находясь в довольно глухом уголке Крыма, обитель не испытывала серьезных потрясений, ее жизнь продолжалась обычным порядком. После установления Советской власти все монастырское имущество и земли были национализированы. В 1923 году монастырь закрыли. На территории бывшего монастыря создали колонию инвалидов имени Калинина, которая просуществовала до1924 года. В 1924 году церкви обители были закрыты и переданы Крымскому заповеднику, колокола с них сняли.

Монахини основали трудовую артель, сохранив монастырский образ жизни. В бывшей просфорной они устроили церковь. В 1928 году артель окончательно ликвидировали. Монахини покинули обитель и разбрелись кто куда. В том же году нависла угроза над часовней у источника. Алуштинский горисполком, которому она принадлежала, решил разобрать часовню на строительные материалы. Но на защиту памятника встали сотрудники заповедника, они обращались в разные инстанции, в том числе и к наркому просвещения А.В. Луначарскому, который прислал телеграмму: "Разборка бывшей часовни в госзаповеднике Алуштинском комза без разрешения Наркомпроса РСФСР недопустима. Просьба приостановить". Таким образом, часовня была спасена.

В бывшем Космо-Дамиановском храме открыли музей природы, в Преображенской церкви- клуб Крымского заповедника, в часовне с купальней со временем устроили инкубаторий для вывода мальков форели.

Во время Великой Отечественной войны все здания бывшего монастыря и царский домик были разрушены. Уцелела лишь часовня над святым источником.

14 июня 1994 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил праздничную литургию в часовне над святым источником. Началось возрождение обители. Сегодня вы можете посетить святую обитель, испить чистейшей воды и помолиться святым Косме и Дамиану.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

moscow0996.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info