Регионы

Случайное изображение

b-sobor.jpg

Святой источник "Сажелка" село Кага

Святой источник Сажелка  село Кага Родник, святой источник

Башкортостан » Белорецкий район » село Кага

Святой источник и часовня "Саженка", находятся близ селения Кага Белорецкого района Башкортостана, чуть ниже, Кагинского пруда. Вода потрясающе вкусная, а в часовенке удивительный иконостас из бумажных икон, православных календариков, какие можно увидеть в церковных лавках, просто наклеенных на стену, но в соответствии с канонами иконостаса.

В селе издавна существует традиция - праздновать Обещанный день. Православные крестным ходом шли к часовне на гору Сажелку. Это сугубо кагинский праздник, отмечаемый ежегодно 21 августа. Часовня старая и до сих пор возвышается на месте, называемом в народе Сажелкой. Откуда произошло такое название сейчас установить практически невозможно. По одной версии рядом были угольные печи, где делали берёзовый уголь для Кагинского молотового завода. Ну, а где уголь, там и "сажа". По второй версии недалеко были разбиты опытные поля, где разводились растения, "сажали" новый сорта деревьев и кустарников. Другая часовня находилась за рекой, на склоне горы, где течет целительный родник. Ходили туда крестным ходом на Петров день.

После революции часовня у источника была разрушена.

Если заглянуть в историю, то точную дату основания села никто не знает. Официальной датой поселения людей считается 1740 год, что и отмечено на памятной стеле, у въезда в Кагу. Существует несколько легенд, связанных с возникновением названия села.

По одной из них когда-то пришли в эти места первые люди, и поразились они красоте здешних мест. Величаво несла свои белые воды широкая река. В неё впадала бойкая, шустренькая речушка с кристально чистой водой. Вышли люди на берег этой речушки, чтобы отдохнуть и попить свежей водицы, а заодно и полюбоваться на красоту здешних мест. А с водной глади, навстречу им, поднялась огромная стая диких, белых гусей. Они шумно хлопали крыльями и громко кричали «га-га, га-га». Отсюда и пошло название этого места, изменившись впоследствии на более благозвучное - Кага.

По другой версии Кага расшифровывается как Колония Административно-государственных арестантов. Об этом говорит даже название места в селе - "Итап". Там, возможно, было место стоянки, отдыха заключённых.

Но вернемся к святому источнику. В 1997 году по настоянию жителей села над святым источником вновь построили часовню на старом фундаменте. 21 августа 1997 года при большом стечении народа священнослужители Белорецкой церкви о. Борис (Аксёнов) и о. Михаил (Фёдоров) отслужили молебен и освятили родник. Вода из которого обладает уникальными целебными свойствами. В старые времена, кагинцы, жившие на Елани (это гора близ Сажелки), никогда, не болели, потому что пили воду только из этого родника.

Существует несколько версий, касающихся истории возникновения праздника. Однажды летом на Кагу обрушилась страшная засуха: пересохли все источники, ручьи и колодцы. От речки остался маленький мутный ручеёк. Вместе с засухой пришла страшная, неведомая болезнь, по всей видимости холера. Люди умирали внезапно там, где их настигла смерть - дома, на улице, в поле, в лесу. Бывало, что за ночь умирала вся семья. Люди не успевали делать гробы, копать могилы, хоронить по христианскому обычаю. И тогда вырыли на кладбище огромную могилу, в неё свозили всех умерших. А болезнь всё свирепствовала. Тогда собрались оставшиеся жители села на сход под набат церковного колокола. Горячо молились они, прося у Бога прощения и помощи - болезнь косила безжалостной косой всех подряд, а засуха сжигала всё живое вокруг: деревья, траву, скот... Просили они о помощи и поминали уже погибших. И вдруг из склона горы, на которой находилось кладбище, забил источник с чистейшей, холодной и вкусной водой. Стали люди пить воду из этого источника, окроплять ей свои жилища и скот. И с этого дня в селе от неведомой болезни не умерло ни одного человека. Дали тогда люди в знак благодарности обет Богу и всем погибшим каждый год в этот день (21 августа) приходить на кладбище к святому источнику, служить молебен Богу и поминать всех умерших. Праздник этот так и называется Обещанный. Над святым источником возвели часовенку, но в годы сталинских репрессий её разрушили. Но про праздник не забывают и сейчас.

А вот что пишет Дмитрий Иванович Татаринов в своей книге «Воспоминания»: «Множество всяких рассказов, поверий, примет знали у нас в глуши, в горах, на заводах, я с огромным интересом и вниманием впитывал их... К нам часто приходила древняя старуха Федосья, про которую говорили, что ей около ста лет. Она была сухая, сгорбленная, вся коричневая, как старый пень, сходство довершалось тем, что все лицо ее было покрыто рябинами после перенесенной оспы. Она была старообрядка и знала все старые обычаи, сказки, приметы и поговорки... Иногда она начинала вспоминать про крепостное право, про дворовых, про господ, бывших владельцев заводов, Демидовых, от которых на заводском складе осталась карета и старинное, состоявшее из трех частей большое стенное зеркало. «И вот Господь разгневался и наслал на людей мор, - рассказывала Федосья, - И был у нас в Каге праведный батюшка отец Сергий, собрал он нас в церковь, отслужил молебен и говорит: «Пойдемте, православные, крестным ходом к ключу, который выходит из-под горы у пруда, освятим воду и будем пить только ее». Пошел весь завод - и стар и млад, и пожалел Господь православных и снял мор».

Речь здесь, безусловно, идет о Сажелке. Далее Д.И.Татаpинов пишет о пpазднике Обещанного дня: «Каждый год, обычно в конце августа, в церкви устраивался большой торжественный молебен, на который приходило много народу, затем крестный ход шел за пруд к горе, из под которой бил родник. Под ним была построена часовня с темными, старообрядческими иконами. Это место почему-то называли сажелкой. Я всегда бегал смотреть это торжественное шествие с далеко разносившимся пением, с блеском риз и крестов, с развевающимися хоругвиями и длинной лентой разнаряженной пестрой толпы народа...».

Сажелка была первоначально староверческой святыней. Старообрядцев в Каге проживало много, почти все приписные к заводам крестьяне находились в числе церковного раскола. Стаpовеpов в Каге давно уже нет, но Сажелка - по-пpежнему святыня.

В последние годы там ежегодно служится молебен. И Обещанный день празднуют до сих поp. Правда, крестным ходом к часовне уже не ходят и просто посещают могилы своих родственников. Обещанный праздник стал теперь для кагинцев еще одним Родительским днем.

С праздником Обещанный связана ещё одна легенда. По преданию, очень давно жил в Каге один мужичок. Странный это был человек, нелюдимый, всегда смотрящий исподлобья, плешивый и неженатый. В церковь он никогда не ходил, и лба не крестил. Он мог "испортить" (сглазить) скотину, и даже наслать хворь на людей. Одно слово - колдун. В общем, когда он умер, люди вздохнули с облегчением. Но не тут-то было! Стали люди умирать по непонятным причинам: один, второй, десятый, двадцатый... И пополз по селу слух - видели, дескать, ночью покойного колдуна, что бродит он по селу. К какому дому подойдёт, да в окно посмотрит - там наутро покойник, а то и два. И молились люди, и святой водой кропили, и заговоры читали - ничего не помогает. Собрались тогда мужики и пошли на кладбище. Раскопали они могилу колдуна, открыли гроб, а колдун лежит с открытыми глазами и усмехается. Страшно стало мужикам, но нашёлся среди них посмелее, взял топор и забил осиновый кол прямо в сердце колдуна. С тех пор и прекратился мор, а люди дали обещание поминать всех умерших 21 августа каждого года.

 

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

ryazanskaya_640x480_0001.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info