Регионы

Случайное изображение

8znamensky-monastyr-barnaul.jpg

Ольгин камень и святой источник и часовня над камнем в Ольгином Поле близ Крыпец подо Псковом

Ольгин камень и святой источник и часовня над камнем в Ольгином Поле близ Крыпец подо Псковом Ольгин камень и святой источник и часовня над камнем в Ольгином Поле близ Крыпец подо Псковом

Княгиня Ольга, в крещении Елена († 11 июля 969) правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 до примерно 960 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая.
Согласно преданиям, город на месте псковского Крома был основан княгиней Ольгой. "Книга Степенная царского родословия" сообщает, что родом княгиня Ольга - из "веси" Выбутской, что в 12 км выше по реке Великой от города Пскова. Деревня эта ныне не существует, осталось только селище – археологический культурный слой на месте деревни X века и последующего древнерусского времени. Здесь же находится каменный храм во имя пророка Ильи XV века. По местному преданию, он был поставлен рядом с деревянной церковью, основанной на этом месте княгиней Ольгой. По тому же преданию, в этом храме как будто хранились сани, оставленные здесь княгиней. И ещё рассказывали, будто эта деревянная церковь тремя годами старше самого Пскова.
По преданию князь Игорь, будучи на охоте в тамошних местах, познакомился с будущей супругой на переправе. Предание гласит, что по пути князь попытался приставать к перевозчице, но получил суровую отповедь и потом просватал её к себе в жёны. Сватом был князь Олег. Другое местное псковское предание сообщает, что с Игорем было девять человек дружины и что князь подарил Ольге ей на память кольцо. Местные жители показывали даже, где происходила эта знаменитая переправа - напротив ныне существующей деревни Горки или даже напротив выбутской церкви.

Ольгины камни
Здесь, в Выбутах и их ближайших окрестностях, с именем княгини Ольги связывали несколько реально существовавших или существующих объектов. Так, по сведениям местных жителей, немного выше по течению от выбутской церкви, у кладбища, под обрывом берега реки, лет 50 назад лежал Ольгин камень — валун, по размерам приблизительно вдвое меньше того, что известен у деревни Бабаево. На этом камне был выбит «след Ольги» примерно 36–37-го размера — отпе­чаток босой ступни. Сейчас этот камень не сохранился.
Существует изображение некого Ольгиного камня на литографии 1882 года напечатанный в журнале "Русский паломник" в 1914 году с аннотацией: "Ольгин камень в Выбутах близ Пскова". На боковой поверхности камня видно высеченное изображение креста. Это и есть самый знаменитый и почитаемый из Ольгиных камней. В 300 метрах к северу от юго-западной окраины современной деревни Бабаево, за дачными участками и строениями близ южной границы выбутского карьера, и находятся остатки этого разрушенного крупного Ольгиного камня — традиционного места поклонения местных жителей. По старым картам и спискам, здесь находилась небольшая деревня Беклеши, носившая параллельно еще и два других названия — Першино и Веригино. Позднее данная деревня вошла в состав деревни Бабаево. Поэтому все старые упоминания Ольгиного камня обычно даются с ориентацией от деревни Беклеши.

Верхняя часть камня, а также стоявшая над ним кирпичная часовня утрачены. Однако нижняя часть этой каменной скалы сохранилась, и сейчас на ней установлен памятный железный кованый крест. С камнем связывалось множество преданий, в том числе и о княгине Ольге, которая, по преданию, сидела на этом камне и оставила на нём отпечаток ступни или ступней. Показывали даже отпечаток платья Ольги на камне. Камень исстари считался священным. Рассказывали, что княгиня Ольга, собираясь в выбутскую церковь к заутрени, бросила этот камень и успела к службе.в народе существует следующее баснословное предание: "однажды святая Ольга, торопясь в Выбутскую церковь к заутрени, услышала, что уже кончили благовестить — и, опасаясь опоздать, бросила на поле большой камень, который несла в рукаве: облегченная таким образом она пришла в церковь еще вовремя. С той поры камень этот стал называться Ольгиным". Другая легенда говорит, что княгиня несла камни в платке, собираясь "на войну с поганью", то есть с язычниками, и платок прорвался, так что камень выпал. Ещё одна легенда гласила, что камень был принесён Ольгой во время построения храма - в знак того, чтобы храм был поставлен на другом месте.

Рядом с камнем проводились молебны, сюда доходил крестный ход из Пскова, учреждённый в 1868 году. По нижней сохранившейся части камня видно, что это серого цвета гранит с тёмными и белыми включениями большого количества кварца. Согласно геологическому определению, это не валун, а пробившаяся через известняки материковая скала, что довольно большая редкость для здешних мест. Такие скалы, пробивающиеся через дёрн, составляют зато непременную деталь пейзажа в Швеции и в Норвегии. Известно, что по дошедшим до нас преданиям, отец и мать княгини Ольги были "от рода варяжского", то есть скандинавы, поселившиеся в здешних местах. Вероятно, выходцы из северных земель испытывали на Руси острую ностальгию по родным для них каменистым ландшафтам их родины и наверняка обратили внимание на столь родную для них - и единственную в округе - скалу. Между прочим, ближайшая скандинавская вещь - игла от застёжки для плаща - найдена всего в 1,5 км от этого места - на другой стороне реки у деревни Ерошиха в слое первой половины X века - то есть, как раз времени княгини Ольги.
На западной окраине д. Бабаево, по рассказам местных жителей, лежал ещё один Ольгин Камень, который затем был смещён в сторону карьера. Возможно, это тот самый камень-валун со следом, который лежит в группе сдвинутых откуда-то камней слева от тропинки при подходе к большому Ольгиному Камню. Рядом с остатками большого Ольгиного Камня местные жители показывают ещё один камень, на котором как будто тоже сидела княгиня Ольга.

Камни с отпечатками следа - не редкость в Псковской земле. Известно около 100 пунктов, где они есть или когда-то были. Культ поклонения языческим камням - по происхождению балтийский и очень древний. Вся территория Псковской области входит в зону распространения топонимики балтийского типа. Это значит, что здесь когда-то жили племенные группировки, близкие по языку современным латышам и литовцам. Археологические данные уточняют когда - в V - IX веках. Именно в это время в курганах встречаются вещи балтийских типов. Потом часть этих камней перешла "в ведение" славян, а какие-то из них были освящены сооружением христианских часовен и связывались с культом местных святых, которые действительно боролись с язычеством в тех местах. Такова, очевидно, и судьба "ольгиных" камней-следовиков.

Один из таких известных Ольгиных камней следовиков с часовней над ним находится в деревне Ольгино поле.

Места княгини Ольги во Пскове и Псковской области

В четырёх километрах выше Выбут, на том же левом берегу Великой, некогда существовало сельцо Покровское. По преданию, это село составляло частную собственность, "отчину" святой Ольги. Рассказывали, что там стоял ею же основанный монастырь, впоследствии разрушенный.
Но самое большое количество преданий связывалось с д. Волженец или Ольженец на правом берегу Великой. Именно здесь между Волженцем и деревней Кузнецове на левом берегу и поныне существует брод через реку, называемый литовским. На территории Волженца сохранился фундамент некой прямоугольной постройки, называемой Ольгин Дворец или Ольгина Церковь. Берег вдоль деревни назывался Ольгинским. И на этом берегу, под крутым речным обрывом и поныне вытекает из скалы Ольгин Ключ, вода которого, по поверьям, помогает при глазных болезнях. Согласно преданиям, Ольга, "будучи ещё крестьянской девицей, ходила за водой и умывала в нём каждое утро "своё светлое личико". С той поры источник приобрёл дивное свойство : исцелять верующих, умывших в нём лицо и глаза". До середины XIX века сюда был большой наплыв паломников из разных мест России. По традиции, при лечении в воду источника бросали медные или серебряные монеты. Обычай очень древний, идущий ещё с языческих времён. Здесь же в районе Волженца показывали также места Ольгиных Садов и Ольгиных ПогрОльгин камень со следами ее стопы. По преданию Ольга останавливалась здесь со своею дружиною.ебов, но где точно - предание не сохранило. Сама деревня тоже, по преданию, носила название Ольгино.

С именем Ольги связывалась также деревня Горка - старое название Паничьи Горки. И ещё одно предание гласило, что Ольга - родом из деревни Ерусалимская, также на левом берегу Великой.
Ниже Выбут в реке - остров, носящий в разное время название Богдановский или Шацкой. Немного выше него по течению в реке показывали большой камень - тоже Ольгин Камень - на котором, по легенде, будущая княгиня отдыхала после купания. Слева от острова протока реки называлась Ольгины Слуды (слуды по-псковски - подводные камни), а справа от острова - Ольгины Ворота или Ольгин Рукав.

Наконец, на левом берегу с именем Ольги связывалась деревня Пристань, где, как будто, Ольга воспитывалась у богатой тётки.
Если прибавить к этому упоминание в районе Выбут место Ольгиной Горы, то описание выбутских достопамятностей, связываемых преданиями с княгиней Ольгой, можно считать более или менее полным.
Один из дореволюционных краеведов отметил также "местные праздники : 11 июля, 9 декабря, 5 мая. В честь Ольги празднует лишь одно селение". Какое - он не отметил. На самом деле праздновали три деревни : Горки, Высоцкое и Бабаеве. Почему так, а не иначе - непонятно. Традиция.
В 8 км к северо-востоку от д. Ерусалимская, на берегу реки Черёхи находится деревня Будник. Здесь, по местному преданию, также жила княгиня Ольга и здесь же родился князь Владимир - тот самый Владимир Красное Солнышко, сын князя Святослава и внук Ольги, креститель Руси. В Никоновской летописи есть короткое упоминание : "... и бе рождение Володимеру в Будутине веси, томо бо во гневе отслала Олга, село бо бяше еа тамо, и умираючи дале его святей Богородици". Есть серьёзные основания полагать, что летописная "весь Будутина" и современный Будник - это один и тот же пункт. На берегу Черёхи даже сохранился поныне камень, связываемый легендой с местом рождения князя Владимира. Верхняя часть камня повреждена, но местные жители рассказывали, что на камне был след, то есть, камень, несомненно, древний. Недалеко от камня найдены фрагменты лепной и раннекруговой керамики.

Недалеко от Будника, в 4 км к юго-юго-востоку, на берегу речки Дубины известна деревня Плаксино, которая, по рассказам стариков, также была связана с именем княгини Ольги. На противоположном берегу речки известна сопка - высокая погребальная насыпь 9-10 вв.

От Будника же вверх по реке Черёхе шёл водный путь до д. Виделебье со старинным погостом и церковью. Легенда гласит, что первая церковь на этом месте была основана также княгиней Ольгой.

Итак, первый пункт, связываемый с именем княгини Ольги в Пскове, - это первая церковь на месте Троицкого собора. О трёх лучах, которые увидела по легенде Ольга над местом псковского Крома, сообщают и Степенная книга и надпись на памятном кресте 1623 г. и его подножии. Как известно, до пожара 1609 года в Троицком соборе хранился как реликвия Ольгин деревянный крест, который она, по преданию, установила на левом берегу Великой на том месте, откуда видела три луча и откуда произнесла пророчество о постройке церкви и города. Однако, в 1790 году Н. С. Ильинский в своей книге "Описание города Пскова и его древних пригородов ..." напечатал ещё и особое житие Ольги, где кое-что изложено подробнее, чем в двух отмеченных источниках: "... прииде Святая Ольга в отечество своё, в нём же родися, в весь Выбутскую, и поучи тамо сродныя себе люди познанию Бога. Егда же во стране той прииде к брегу реки, глаголемой Великой, от юга к северу текущей, и бысть противу того места, иде же в реку Великую иная река от востока текущая Пскова нарицаемая впадает, (бяше же тогда на месте оном лес велик и дуброви, многи) виде обон пол реки, от востока три пресветлыя лучи с небес на та места сходя-щия, и осиявающия. Не точию же сама Святая той чудный свет виде, но и вси с нею бывшия, и возрадовася блаженая вельми и благодари Бога о преславном том видении; еже предзнаменоваша ей просвещение бла-годатиею Божию тоя страны, и обратившися к своему синклиту, пророчествова, глаголя : разумно вам да будет, яко изволением Божиим на сем месте, трисиятельными лучами осияваемом, имать быти церковь Пресвятыя Живоначальныя Троицы, и град велик и славен и во всём изобилен имать создатися. То рекши, помолися довольно к Богу, и крест тамо постави. Есть же и до ныне храм молитвенный на том месте, на нём же водрузи крест Ольга Святая. Обшедшиже многия Российския грады проповедница Христова; возвратися в Киев, и многая в нём благая о Бозе соделоваше. Воспомяну же о видении оном еже виде при реце Пскове, посла тамо злата и сребра много, на создание церкви Троице Святей, и повеле людям населятися, и не в долгом времени бысть град велик Псков, от реки Псковы нарицаемой и прославляшеся в нём имя пресвятыя Троицы".

Житие совершенно определённо говорит о том, что место, откуда Ольга и бывшие с ней люди видели три луча над Кромом, находилось на левом берегу реки. Далее сообщается, что на том месте, где стоял Ольгин Крест, вовремя составления жития стоял храм. Степенная книга и легенда на кресте сообщают, что Ольга остановилась «на устии», то есть напротив устья Псковы. А вот лучи она видела там, где ныне стоит Ольгинская часовня.

Напротив устья Псковы находился Ильинский монастырь и где ещё в начале XX века был виден фундамент храма. Самое интересное здесь то, что место, на котором стоял Ильинский монастырь, - это типичное мысовое городище явно домонастырского периода. Доныне хорошо читается ров, отграничивающий это место с напольной стороны. Здесь находили крестики «скандинавского типа» конца Х -нач. XII вв. Встречена здесь также лепная и раннекруговая керамика, что говорит о заселённости этого места в первой половине Х века, то есть как раз во время достопамятной поездки княгини по здешним местам. Вероятно, именно здесь под крышей дома, а не под пологом походного шатра и останавливалась великая киевская княгиня. А затем, гуляя вдоль берега, она вполне могла видеть три луча над Кромом с той точки, где сейчас часовня. Это природное явление, когда широкие лучи солнца пробиваются в «окна» в тучах, не столь уж редко можно видеть в наших широтах. Другое дело, что они упали именно туда, куда надо и как надо. Другим пунктом, связываемым в Пскове с именем княгини Ольги, было место Власьевской церкви близ нынешней Власьевской башни. По легенде, эта церковь также была основана княгиней Ольгой. В конце XIX века близ прежних Рыбницких ворот показывали Тиунскую палату или «дворец Ольги». Постройка эта поздняя, 1691 - 1698 гг., но топоним мог наслоиться и с какого-то объекта более раннего периода. Место, где стоят третьи палаты Меншиковых, более известные псковичам как «Дворец Марины Мнишек», называлось Ольгина Расправа. Не известно конкретно, что топоним связывается именно с именем княгини Ольги, но именно здесь при археологических работах были найдены следы языческого могильника с погребениями по обряду сожжения Х века и культовый камень. Здесь же в погребении была найдена и скандинавская пряжка с характерным орнаментом. Это значит, что в период жизни и деятельности княгини Ольги данное место города было освоено. Известный псковский историк И. И. Василёв отыскал легенду, согласно которой княгиня Ольга останавливалась в устье реки Мирожи близ Мирожского монастыря. Кроме того надо отметить, что под старой Ольгинской часовней бил из скалы Ольгин Ключ - родник, вода которого считалась целебной. Есть здесь ключ и поныне, но вода в них уже не та - лучше уж добраться до выбутского ключа. В ближайших окрестностях Пскова Ольгин Камень показывали ещё в реке Пскове близ Любятовской церкви. По легенде, камень нёс изображение следа и назывался «след княгини Ольги». Ниже по течению Великой от Пскова показывали ещё деревню Перино или Ольгин Городок и ещё ниже - деревню Житник или Ольгин Дворец -ныне д. Дворец. А между деревнями Устье и Щиглицы на высоком берегу Великой ещё и доныне можно увидеть распаханные остатки городка «царицы Ольги». В Изборске, по старым данным, сохранялся легендарный топоним Ольгина Могила (хотя, как известно, княгиня была в 969 году похоронена в Киеве) и ещё топоним Ольгино, преданий о котором не сохранилось. И к западу от Изборска известна была ещё деревня-однодворка Ольгина Роща, о которой также ничего не известно. Есть ольгинская топонимика и к северу от Пскова. Известно, что в деревне Ольгино Поле в часовне лежит камень-следовик, связываемый с именем княгини Ольги. Ещё севернее - Ольгин Ключ. И дальше памятные места, связываемые с именем Ольги, идут цепочкой вдоль берега Чудского озера и по реке Нарове вплоть до её впадения в Балтийско море. Легенды сообщают, что Ольга с дружинниками бывала на реке Нарове и даже основала там погост Ольгин Крест. Мы знаем, что в 947 году княгиня Ольга устанавливала погосты, дани и оброки по рекам Луге, Мсте, Поле и «по Ладозе». В этой же связке упоминается и город Псков.

--------------------------------------------------------------------------------

В Ольгино поле на автомобиле: Из Петербурга через Гдов - самая живописная дорога. Доезжаем до Ершово. В центре у одноэтажного магазина слева (там большая площадка) сворачиваем налево - асфальт закончился - едем до деревни Большая Дуга - левый поворот - едем до деревни Ольгино поле - проезжаем два двора и паркуем машину. Часовня и святой источник находятся слева от дороги.

В Ольгино поле на автомобиле: Из Петербурга через Лугу - самая быстрая дорога. Доезжаем до объездной Пскова. сворачиваем направо. На развилке у поста ДПС - еще раз направо. Вскоре справа будет чудесная заправка, на которой хороший обед обойдется в 150-200 рублей. - едем по объездной и сворачиваем на Ваулино - далее до деревни Тупицы (асфальт на этом этапе закончился) - в Тупицах прямо - через деревню Большая Дуга - прямо - едем до деревни Ольгино поле - проезжаем два двора и паркуем машину. Часовня и святой источник находятся слева от дороги.

В Ольгино поле на автомобиле: Из Москвы через Остров: Доезжаем до объездной Пскова - сворачиваем налево. На развилке у поста ДПС - направо. Вскоре справа будет чудесная заправка, на которой хороший обед обойдется в 150-200 рублей. - едем по объездной и сворачиваем на Ваулино - далее до деревни Тупицы в Тупицах прямо - через деревню Большая Дуга - прямо - едем до деревни Ольгино поле - проезжаем два двора и паркуем машину. Часовня и святой источник находятся слева от дороги.

Для пеших паломников Крыпецкого монастыря:
От Псковского крома (кром - это то , что в Москве называют кремлем, но Псков - это не Москва) до деревни Большая дуга идет автобус №114. Далее - пешком до деревни Ольгино поле.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

moscow328.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info