Смоленская область » Рославльский район » деревня Луги
Cело Луги каких-то сто лет назад считалось одним из живописнейших уголков Рославльского уезда. Красиво раскинувшееся по скату отлогого холма, вековым дремучим лесом и двумя извилистыми ручьями у подошвы горы оно как будто отрезано от остального мира. В стороне, у опушки леса, как в зеленой рамке, светлеет глубокое родниковое озеро, куда бегут быстрые струи источников. А над всем селением и его окрестностями царил красивый каменный храм. В ясный солнечный день блеск его золотого креста был виден на 25 верст кругом, а звон колоколов во время службы был слышен даже в Рославле, привлекая в Луги, особенно по воскресным дням, множество богомольцев. В то время Луги было довольно крупным поселением и насчитывало более двухсот дворов. Здесь действовали две церковно-приходские школы, причем, одна из них готовила учителей.
В большом каменном храме в русском стиле, с главным престолом во имя Святителя и двумя приделами за правым клиросом, в особом выносном киоте помещался чудотворный образ Николая Угодника. Недалеко от церкви над целебным родниковым колодцем, названным Святым, возвышалась красивая каменная часовня. Сюда-то с хвалебным пением Угоднику богомольцы шли с иконой, здесь слушали акафист Чудотворцу и пили воду колодезя как врачевание от недугов. Ключ Святого колодца действительно чудный, а вода его прозрачна, с легким серным запахом и необыкновенно вкусна для питья.
Уже почти три столетия это место считается священным для православных.
Предание о чуде, которое в старину произошло здесь, передается из уста в уста, от старого к молодому. Может поэтому и дошли до наших дней эти легенды немного в разных вариантах.
Вот одна из тех, что приводится в книге А. Вознесенского и Ф. Гусева “Житие и чудеса Св. Николая Чудотворца, Архиепископа Мирликийского и слава его в России”, которая была выпущена в 1899 году в Санкт-Петербурге.
“Лет за 200 назад, не более, на месте нынешнего села был только дремучий лес помещика Швыйковского. В лес заезжал на охоту владелец, да обходили его лесники – сторожа, оберегая от посторонних охотников и порубщиков. Во время одного из таких сторожевых обходов Богу и угодно было явить дивный образ Своего Чудотворца. Был жаркий летний день: усталые и измученные лесники еле добрались до одного знакомого им уголка в лесу с родниковым ключом и спешили утолить жажду. Не доходя, однако, немного до ключа, приблизились к дереву и увидели на нем образ святителя Николая, разливавший вокруг себя тихое, чудное сияние. Пораженные этим явлением лесники пали перед образом с молитвой Чудотворцу, но не осмелились взять его с собой и поспешили сообщить о чудном образе своему господину. Скоро весть о дивной иконе разнеслась по всем окрестностям, и тотчас нуждающееся в небесной милости человечество потекло к роднику с образом. Узнали об образе и в городе Смоленске. Высшее духовное начальство, по благоразумной предосторожности, для своего и общенародного убеждения в чудесности образа сочло недостаточным одних рассказов о нем лесников и помещика и, опасаясь обмана и суеверия, приказало взять с сосны у родника новоявленную, загадочного происхождения икону в Смоленск. Так и было сделано, и икона была поставлена в архиерейской ризнице, «впредь до какого-либо чудесного знамения». Такое чудное знамение и не замедлило явиться.
Скоро после взятия образа помещик Швыйковский вдруг лишился зрения. Все старания его вылечить свои глаза остались безуспешными. В горе он обратился, наконец, со слезной мольбой о помощи к Всемогущему Врачу, Творцу света, и Господь услышал его и помог ему. В ответ на молитву страдающего является ему во сне Святитель и велит ему отправиться в Смоленск помолиться там пред явленной его иконой и возвратить её на место явления. После исполнения этого он обещает больному возвратить зрение.
Швыйковский так и поступает: отправляется в Смоленск, и здесь, после молитвы перед дивным образом, усердно просит преосвященного Гедеона, епископа Смоленского, отпустить к нему образ, рассказывая епископу о бывшем ему видении Святителя и обещая построить часовню для чудной иконы на месте её явления. Убежденный таким рассказом преосвященный удовлетворяет желанию г. Швыйковского, и тот несет с собой икону к роднику, где она явилась. Тогда совершилось новое чудо, обещанное Святителем. Уже после молитвы пред его образом в г. Смоленске г. Швыйковский почувствовал в себе улучшение зрения: теперь же, когда он умылся водой на месте первоначального явления иконы, из освященного ею родника, зрение к нему снова совершенно возвратилось. Обрадованный и благодарный владелец тотчас же поспешил исполнить свой обет, данный Святителю пред епископом Гедеоном, и устроил для образа над родником часовню. Это было в 1730 году”.
О дальнейшей судьбе чудотворного образа и прославленного им места известно следующее.
От Швыйковского место с родником и чудотворным образом скоро перешло к новому владельцу, графу Николаю Николаевичу Салтыкову. Так как стечение поклонников к образу не уменьшалось, а возрастало, и некоторые из них стали здесь селиться, то он построил в 1764 году недалеко от часовни деревянную церковь, куда перенесен был образ из часовни. В 1858 г. на средства прихожан вместо ее был возведен большой, каменный храм.
В церкви богомольцы совершали молебны Святителю пред его чудотворным образом и прикладывались к иконе. Затем, помолившись здесь, обыкновенно несли образ, особенно летом, к священному роднику. Еще после перенесения образа в первый деревянный храм граф Салтыков устроил над целебным родником колодец. С течением времени на жертвы благочестивых богомольцев и получивших исцеление от образа над этим Святым колодцем была выстроена красивая каменная часовня.
Слава чудотворного образа и святого колодца не только не уменьшается, но и возрастает с течением времени. Много было явлено и от иконы и от ключа по молитве Святому Угоднику различных знамений небесной помощи верующим, и это тянуло и манило сюда и до сих пор влечет многих людей. Большинство этих знамений осталось, конечно, не записанными, но часть из них все же внесена в местную церковную летопись для славы Чудотворца и назидания и утешения верующих. Вот о чем гласит еще одно предание.
В 1821 году церковный староста Луговской, крестьянин Владимир Иванов, в первый день праздника Пасхи «поднимал» святую икону к себе для служения молебна. После богослужения он оставил образ у себя и на ночь с целью усердно помолиться ему наедине. Всю ночь провел хозяин в особой горнице своего дома перед иконой, пока наконец, от усталости не заснул перед ней на коленях. Когда утром на другой день, носильщики образов, вошли за иконой в горницу, они увидели спящего старосту и вокруг него следы огня. Ночью свеча выпала из рук уснувшего и сожгла и облачения и книги церковные. Опасность для такого пламени была очевидна для всего дома, тем не менее ни образ, ни все остальное в доме не было тронуто. Все удивлялись этому и видели здесь чудо милости небесной Святого Угодника. В благодарность Чудотворцу за это свое спасение староста купил церкви новое облачение и книги.
Из материалов журнала “Смоленские епархиальные ведомости” за 1889 и 1890 г.г. следует, что по случаю чудесного события 17 октября 1888 года – спасения императора Александра – III и его семьи при крушении царского поезда под Харьковым - в селе Луги решено было открыть в церковном каменном здании богодельню для содержания в ней бедных и бесприютных лиц Луговской волости, на содержание которых ссыпать ежегодно с каждой надельной души по одному гарнцу ржи (3,28 литра).
1 октября 1890 года в Лугах была торжественно освящена и открыта двухклассная церковно-приходская школа. Школа эта всецело обязана своим открытием местному землевладельцу, помещику Николаю Михайловичу Суходольскому. По его предложению крестьяне Луговской волости составили приговор, которым постановили ходатайствовать о преобразовании существовавшего при волостном правлении сельского училища в церковно-приходскую школу, с обязательством вносить на содержание ее до 165 рублей в год, т.е. ту сумму, которую они давали на содержание сельского училища. На это было получено согласие и местной дирекции народных училищ. Господин Суходольский передал для помещения школы дом с надворными постройками и землей под ним и прилегающим к нему местом, мерой около десятины, где могут быть заведены сад и огород.
Дом, переданный господином Суходольским, состоял из двух классных комнат, теплых между ними сеней и большой комнаты наверху для учителей. Внутри все помещения оштукатурены, а снаружи обшиты тесом и окрашены. Здание стояло особняком на красивой возвышенности. Из окон открывался прекрасный вид на храм, который стоял против школы на другой горе. На содержание школы, в дополнение к местным средствам, господином Суходольским внесен в совет Аврамиевского Братства капитал в 3000 рублей процентными бумагами. На содержание бедных мальчиков двухклассной церковно-приходской школы Н.М. Суходольский обязался за себя и за наследников своих ссыпать ежегодно по 100 гранцев ржи. Кроме того он передал церкви 10 десятин земли с тем, чтобы устроить при школе сельскохозяйственную ферму. Освящение школы совершено Епископом Смоленским и Дорогобужским Владыкой Гурием. По окончании литургии с хоругвями и местно чтимой древней иконой Святителя и Чудотворца Николая направился к школьному зданию крестный ход в сопровождении громадной толпы народа. Церковная ограда и школьное здание были убраны флагами, а путь, по которому следовал крестный ход, искусственной аллеей из ёлок. В школе были совершены молебен перед началом учения и малое водоосвящение. В конце богослужения Владыка сказал речь, в которой указал на то, что школа должна не только обогащать ум учеников познаниями, но главным образом развивать их сердце и направлять волю к добру.
После революции 1917 года для села Луги, для церкви, для святого колодца наступили трудные времена. С 1930 года в Екимовичском районе началась активная борьба с религией. В 1931 году постановлением № 455 от 3 сентября Президиума Западного областного исполнительного комитета расторгается с верующими договор на передачу им в пользование Луговской церкви, ввиду неуплаты религиозным обществом числящейся за ним недоимки в сумме 1514 рублей. В 1932 году Президиум ВЦИК отклонил просьбу верующих о пересмотре вопроса и Решение облисполкома о закрытии церкви вступило в силу.
К 1935 году часть священнослужителей была репрессирована, часть вынуждена была уехать в другие края. С этого времени началось постепенное разорение церкви и часовни. В 1938 – 1939 годах каменная ограда и все сооружения церкви (кроме колокольни) были разобраны. Камень вывозился на подводах в основном в Рославль и частично в близлежащие селения, в том числе из этого камня, по рассказам местных жителей, был выложен фундамент школы в поселке Екимовичи. А позже была взорвана и колокольня. И как тут не вспомнить Николая Рубцова:
И храм старины, удивительный,
белоколонный,
Пропал, как виденье, меж этих
померкших полей,
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной
царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных
белых церквей!
Неизвестно, что стало с иконой Николая Чудотворца, известно лишь только то, что часть икон из числа тех, что находились в Луговской церкви, оказалась у жителей окрестных деревень. Но память людская не ослабевает. Даже в периоды жестоких репрессий и гонений верующих тропа к священному источнику не зарастала.
Пять лет назад в судьбе источника наметился новый поворот – в сторону возрождения. Инициатором восстановления и обустройства источников в ближайшей округе Смоленской атомной электростанции стал человек, не равнодушный к судьбе Смоленщины – ныне покойный, директор АЭС Сергей Петрович Крылов, который сумел зажечь интерес у персонала к возрождению разоренных родников.
Цех тепловой автоматики и измерений (ТАИ) взял шефство над источником Николая Чудотворца.
Первым организатором работ по восстановлению нашего источника, которые начались в 1998 году, был Виталий Карлович Карпинский, ведущий инженер участка ОЦРП. В 2000 году в связи с уходом В.К. Карпинского на пенсию непосредственное руководство работами по обустройству источника возложено на Олега Александровича Шереметьева, мастера участка ОЦРП.
До начала восстановительных работ источник находился на маленьком островке в центре болотца, сплошь заросшего лесом, посреди битого кирпича от разрушенной часовни и поваленных деревьев. Добраться до источника на машине можно было только в засушливый период, да и то не ближе 200 метров. Работниками цеха ТАИ вручную был расчищен островок, бетонными плитами выложена дорожка через болото к источнику. Теперь здесь всё благоустроено. На святом колодце сделан дубовый оголовок, над ним смонтирована крыша, установлен трехметровый дубовый крест, рядом с ним – столики для богослужения и для свечей, установлена икона Николая Чудотворца, вокруг источника сделана оградка. Слив воды из колодца оборудован так, чтобы людям удобно было наливать воду не только в бутылки, но даже в канистры и фляги, набирая её про запас, чтобы привезти тому, кто не смог сам сюда приехать. Рядом выстроена купальня, обитая изнутри дубом. Через ручеёк, берег которого укреплен бетонными блоками, перекинут металлический мостик. За ручейком, на прежде болотистом месте, расчищена от молодой поросли площадка, обложена бетонными блоками и засыпана щебенкой. Здесь теперь выстроена уютная беседка, где люди могут отдохнуть после дальней дороги. На берегу голубого озера возведена стройная красавица – часовня, вознесшая к небесам свой серебристый купол. Рядом с ней установлена ажурная арка, от которой берет своё начало бетонная дорожка, ведущая к святому источнику.
Стремясь вернуть источнику Николая Чудотворца былую славу и красоту, стараясь здесь сделать все для удобства людей, начальник цеха Борис Михайлович Захаров, мастер Олег Александрович Шереметьев вместе с группой таких же увлеченных людей осмотрели другие источники в округе, съездили в Оптину Пустынь, побеседовали с православными с одной единственной целью: сделать все как можно лучше.
Как в старину бывало на Руси, строительство вели всем миром. Расчеты основных пропорций часовни выполнены архитектором Лерой Васильевной Зенкиной.
Огромную помощь цеху ТАИ оказали и другие подразделения Смоленской АЭС и подрядные организации: РСЦ (начальник Геннадий Алексеевич Нефедов), ТПК (начальник Михаил Валентинович Дурманов), АТП (директор Михаил Васильевич Лосенко), ПРП САЭС (директор Вирам Робертович Арустамов).
Сегодня уже не десятки, как прежде, а сотни человек ежедневно посещают источник, причем бывают здесь не только жители Смоленской области, но и соседних – Брянской, Калужской и других регионов России. Приходят сюда для того, чтобы поставить свечку у образа, помолиться, набрать святой воды и трижды окунуться в купальне. Удивительная, милая сердцу родная природа, древние легенды, связанные с чудесным источником, следы далеких и недавних событий истории, имена людей, прославивших и воспевших свою родину привлекали когда-то в Луги юных туристов-краеведов. В последнее, очень трудное для страны десятилетие краеведческая работа в школах как то поутихла. И тем более очень отрадно видеть, что с возрождением источника к этому святому месту опять повели своих воспитанников учителя Екимовичской, Кирилловской и других окрестных школ. Это значит, что возрождается у молодежи интерес к родному краю, истории, к своим истокам. Познавая свою Родину, дети учатся любить ее.
И наверное не случайно, что два года назад из Рославля в угасающую деревню Луги, где оставалось всего два жилых дома, приехала новая семья, которая совершенно бескорыстно стала ухаживать за источником. Сегодня эта семья живет в соседней деревне, но по-прежнему заботливая женская рука наводит порядок на источнике, а под иконой Чудотворца всегда стоит свежий букетик полевых цветов.
22 мая православная церковь чествует Святителя Николая. В 2003 году в этот день на источнике в Лугах было празднично и многолюдно. После более чем 70-летнего перерыва вновь возродилась старинная традиция: от подножья холма, где стоял храм, до святого колодца был совершен крестный ход. Такое величественное шествие церковнослужителей и верующих с крестами, хоругвями и иконами, сопровождаемое торжественным песнопением, многие видели впервые. Затем был отслужен молебен с водосвятием. Богослужение совершали игумен Сергий, настоятель Рославльского монастыря, с братией, иерей Виталий, настоятель Десногорского храма “Всех скорбящих радосте”.
А когда закончилась служба, на поляне, недалеко от источника, так же как и 2002 году, состоялся праздничный концерт духовной песни, организованный Натальей Петровной Коваль, автором-исполнителем, руководителем коллектива “Настроение”. К собравшимся со словами поздравления, приветствия и благодарности обратились игумен Сергий и Юрий Аркадьевич Патракеев, начальник центра информации и связей с общественностью САЭС. Удивительно, что погода на Николу весеннего, как зовут этот день в народе, всегда радует теплом и ласковым солнцем. Улыбками радости и умиления светились и лица людей, а над поляной, старым кладбищем в глубь леса к источнику неслось под аккомпанементы гитары пение:
Если тебя неудача постигла
Если не в силах развеять тоску
Осенью мягкой, осенью тихой
Выйди скорей к моему роднику.
За родником-белый храм,
Кладбище старое.
Этот забытый край
Русь нам оставила.