Самарская область » Ставропольский район » село Большая Рязань
Источники села Большая Рязань широко известны на Самарской Луке. Издавна почитают их люди как особые (святые). Их в селе два — «Малый» и «Большой». Из всех городов и весей едут и идут к ним паломники.
Даже в советские времена, когда подобное не приветствовалось, малый родник был в ухоженном состоянии. До революции источник находился в 500 метрах от храма. Туда ходили крестным ходом с хоругвями и песнопениями совершать торжественные водосвятные молебны.
В селе существует предание об источнике: «Родник этот называли Кормишин колодец, по имени того, в чьем саду он находился. Потом садов не стало, умер и Кормишин. Родничок тек себе в овражке как раз напротив дома, где жили Николай Кириллович Чернов с женой Марией Захаровной. Николай Кириллович ухаживал за родником, делал это от души, с удовольствием, любил все, что землю красит. Много лет около родника душой отдыхал, жизнь ему продлевал: сруб подновлял, прочищал, чтоб веселее звенел и не зарос.
По воду ходили сюда со всего села — особый вкус был у водицы».
А вот главному колодцу (роднику) не повезло. Засыпали его основательно. Но осталась жить людская память о нем. Благодаря этому и был возрожден «Большой» святой источник.
О том, что родник носит имя основателей Киево-Печерской Лавры святых праведных Антония и Феодосия, в селе уже не знал никто, кроме жительницы Большой Рязани, теперь служительницы богадельни Казанского храма города Тольятти, монахини Марии. Узнал об этом Василий Васильевич Мелехин (человек, допущенный к мощам этих святых в Киево-Печерской Лавре, и таким образом исцелившейся от серьезной болезни), начал деятельно восстанавливать источник, усмотрев в этом Божие повеление. С помощью волостной администрации, сельчан, горожан, фирмы «Монумент» источник привели в порядок, благоустроили. Около нового сруба на источнике стоит гранитный массивный крест с высеченными на нем словами: «Преподобные отцы Антоние и Феодосие Киево-Печерские, молите Бога о нас яко усердно к вам прибегаем — скорым помощникам и молитвенникам о душах наших. Аминь».
Бывший сторож Казанского храма (г. Тольятти) Татьяна ездила в село Большая Рязань, посещала эти источники и сильно скорбела, что они в таком запустении. Однажды ей во сне явились два старца-монаха, и один из старцев писал что-то на свитке, но не обращал на нее никакого внимания. Это длилось некоторое время, а потом оба исчезли. В скором времени попала она в Богородично-Казанский храм и увидела икону с изображением этих старцев. Признала она их — преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В селе рассказывают об этом другую легенду: «...Одному их прихожан, страдающему недугом, явились во сне святые Антоний и Феодосии, преподобные Киево-Печерские. Те, якобы, и сказали ему, что если он примет участие в восстановлении древнего источника и начнет пить воду из него, то будет здоров».
В настоящее время очистили от грязи оба источника — «большой» и «малый».
На «большом» (главном) источнике поставили часовенку, пришла пора водрузить икону. За неимением образа Антония и Феодосия поставили икону Богородицы «Всецарица» (по-гречески образ называется «Пантанасса»). В Греции через этот образ Богородица исцеляет раковых больных. «Малый» источник был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а их Покровительницей (следовательно, и нашей) стала Богородица «Всецарица-Пантанасса». Здесь же оборудовали открытую купальню, куда заходят люди облиться святой водой, дающей силу и энергию. Удивительно то, что, когда умываешься и обливаешься, вода не кажется ледяной.
В 2000 г. Виктор Петрович Губский рассказал, что «...очень хотелось уточнить имя святого источника, с этой целью ездил с прихожанами к блаженной Марии Ивановне, что жила у отца Александра в Кинель-Черкассах. Нас она не знала. Спрашиваем, не называем имен. Достала она Акафистник на староцерковном языке, показала имя, которое мы прочитали, как она его угадала?»
Виктор Петрович также поведал: «...на источник в село приезжала одна семья их города Тольятти, они рассказали, что были на Рождество в Иерусалиме и попали на источник Божией Матери «Все-царица». Священник, который вел службу, сказал: «На земле существуют всего два подобных источника. Один перед вами, а второй находится в селе Большая Рязань. И как им стало стыдно, что не знали, где находится это село. Когда приехали домой, стали искать по карте, нашли и приехали сюда. Вода похожа на Иерусалимскую».
-------------------------------------------------------------------------
Самарская область » Ставропольский район » село Большая Рязань
История Большой Рязани уходит в далекое прошлое, когда в начале XVIII века царским указом часть земли Самарской Луки была передана во владение графу В.Г. Орлову, который из своего подмосковного родового поместья Окская Рязань перевез часть крепостных крестьян сюда, на живописный берег Волги. Поселенцы в память о родных местах упросили графа назвать новое поместье Большой Рязанью. Деревянный храм был построен в 1792 году, а закрыли церковь в 1929 году.
Десятилетия безбожия не сделали крестьян атеистами, как рассчитывали коммунисты. Все эти годы люди мечтали о церкви. Восьмидесятые годы стали поворотными в жизни села. Горбачевское потепление открыло людям путь к возрождению православия. И когда в 1985 году стал разрабатываться план развития села, секретарь парткома колхоза «12 лет Октября» Алексей Васильевич Вовченко предложил председателю колхоза Владимиру Васильевичу Фролову на месте пустыря, где когда-то стояла земская школа, построить церковь, на что тот удивленно воскликнул: «Церковь? Ты разве не знаешь, чем заканчиваются все перестройки у нас в России?». Но Вовченко возразил с глубокой убежденностью: «Да здесь, в центре села, сам Бог велит построить церковь!». В конце концов строительство церкви в план было внесено. Что удивительно, районные и областные власти этой инициативы тогда не заметили.
Но воплощать «народные чаяния» Алексею Вовченко пришлось лишь в конце 90-х годов. К тому времени он уже был главой администрации села. Алексей Васильевич создал православную общину, провел разъяснительную работу и поднял народ на возведение святыни. Но любая стройка в Большой Рязани — дело рискованное. Причина в том, что село фактически стоит на воде. После возведения местной ГЭС грунтовые и подпочвенные воды поднялись чуть ли не к поверхности земли. Теперь где ни копни — везде вода. Это учли при начале строительства храма — в село завезли мощные насосы для откачки воды. Но когда после молебна начали копать котлован — вода... ушла непонятно куда.
В этом увидели особый знак Небес. Строили храм кировские мастера из вятского леса. А финансировали строительство ВАЗ, Жигулевский комбинат строительных материалов и некоторые предприятия Тольятти.
В ходе работ люди увидели, что в подкупольной части храма поселились два белых голубя, хотя в селе никогда голубей не было. Верующие поняли это как знак-благословение Святого Духа на строительство церкви и придание силы святым источникам, которые после революции были заброшены и осквернены.
В мае 2002 года храм был освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В храме очень красивый иконостас. Он сработан известными в России мастерами. Значительную часть денег на его обустройство передал приходу доброхот Михаил Николаевич Добындо, генеральный директор ОАО «ИжАвто».
С древности большерязанские источники были известны как «Большой» и «Малый». Местные жители почитали Их святыми за благодатную целительную силу. На источниках регулярно служились водосвятные молебны, больные, немощные обливались водой.
В 1997 году жители села вырубили крапиву вокруг источников, поменяли срубы, забетонировали площадки вокруг ключей, соорудили часовню с куполом и крестом, оборудовали открытую купальню, щебенкой выложили тропинки. И полетела весть о целебной силе большерязанских источников.
...Паломница Татьяна, страдавшая онкологическим заболеванием, трижды приезжала в село, обливалась святой водой из источника «Всецарица». Через некоторое время врачи констатировали — опухоль исчезла.
... Прихожанка одного из храмов Самары сообщила, что у ее мужа на ногах были незаживающие язвы. Она протирала их святой водой из источника «Всецарица». Наступило полное выздоровление.
... Житель Тольятти Василий рассказал, что у него сильно болели ноги. Врачи обрекли — болезнь неизлечима. Часто бывал на источниках, обливался водой. Болезнь ушла.
О чем просят. Вода Богородичного источника имеет особую благодать исцелять больных от рака. Вода источника Преподобных исцеляет болезни рук и ног, кожные заболевания.
Святые источники в честь иконы Божией Матери «Всецарица» и во имя святых преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, село Большая Рязань, Ставропольского района
------------------------------------------------------------------------
Есть в Самарской области и еще одно место — село Большая Рязань, расположившееся недалеко от города Жигулевска, в котором находятся два святых источника — во имя иконы Божьей Матери «Всецарица» и во имя основателей русского монашества святых Антония и Феодосия. Была в селе и своя церковь, но в послереволюционные годы она была разрушена, как и множество других храмов. Новую церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Большая Рязань освятили в мае 2002 года. Церковь эта очень красивая. Деревянная. До ее постройки сельская администрация передала под церковь здание библиотеки.
Посетив село Большая Рязань мы с удивлением обнаружили, что историю появления в нем святых источников никто не знает. Даже местный батюшка, который служит в селе не так давно. Нет упоминания о святых источниках в Большой Рязани и в книге Кирилла Серебренитского «Чудотворные источники Самарской Епархии».
Однако, на нашу просьбу о помощи, размещенную в конференции самарской газеты «Благовест», откликнулась Татьяна, которая нашла крупицы истории источников в той же газете № 9 за 1998 год. Вот приведенные ей выдержки из статьи:
«… В селе до революции существовала церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. От храма до источника не более 500 метров. Туда ходили крестным ходом с хоругвями и песнопениями совершать торжественные водосвятные молебны.
… В советские годы источник пришел в запустение.
… Бывший сторож Казанского храма (г.Тольятти) ездила в с. Большая Рязань к родственникам, посещала этот источник и сильно скорбела, что он в таком запустении. И вот однажды во сне явились ей два старца-монаха, и один из старцев пишет что-то на свитке, не обращая на нее никакого внимания. Это длилось некоторое время, а потом оба исчезли. В скором времени попадает она в Богородично-Казанский храм и видит икону с изображением этих старцев. Признала она их — преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
… Вот уже очистили от грязи оба источника — большой и малый, на малом поставили часовенку, и пришла пора водрузить икону. За неимением образа преподобных Антония и Феодосия поставили икону Богородицы «Всецарица» (по-гречески образ называется «Пантанасса»), в Греции через этот образ Богородица исцеляет раковых больных. Источник был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а их Покровительницей (следовательно, и нашей) стала Богородица «Всецарица — Пантанасса».
Само же село Большая Рязань нельзя назвать заурядным селом Самарской области. Именно около этого села скрывался знаменитый разбойник Степан Разин. Сохранилась здесь и пещера, в которой он скрывался со своим отрядом.
Пещера находится на юге Самарской Луки, на берегу Волги, в двух километрах ниже села Малая Рязань, недалеко от устья Попова оврага. Войти в пещеру можно в полусогнутом состоянии, и окажешься в небольшом зале, имеющем ширину 4 метра и длину 20 метров. Вправо и влево из зала имеются углубления в виде ниш и щелей.
Среди местных жителей передается из уст в уста легенда о том, что в XVII веке в пещере не однажды укрывался Степан Разин со своими людьми. Пещера и вход в нее были такими, что раньше в нее въезжали, сидя на конях. А вход в пещеру, прикрытый лесом был со стороны Самарской Луки.
Поэтому отряд появлялся как бы из-под земли и исчезал внезапно. Двести-триста лет назад Волга была многоводнее и заходила в прибрежные овраги. Отсюда люди Степана Разина совершали внезапные набеги на купцов, когда они проплывали мимо Жигулей. Но если судну удавалось уйти от преследователей, то казаки по реке Усе сокращали себе путь, и опережали купцов, встречая их вторично на южной стороне Самарской луки. Вот почему Разин даже хотел пробить сквозной подземный проход от пещеры к Молодецкому кургану, чтобы соединить северный берег Самарской Луки с южным. Так говорит предание.
Сегодня эта пещера и ее окрестности являются историческим памятником. Близлежащие села Малая Рязань, и Большая Рязань являются местом русских поселений XVI — XVII веков на Самарской Луке. В селах усилиями краеведа А. Н. Морозова собрана интересная историко-этнографическая коллекция. На основе собранного материала был создан общественный музей. Единственный на Луке музей рассказывает об истории мест, связанных с пребыванием разинцев, показывает жизнь и деятельность нескольких поколений людей.
Недалеко от села было найдено и городище, которое археологи назвали «Стенькиным городком». Вот как описывает его А. П. Смирнов в «Отчете Куйбышевской экспедиции за 1954 г»: «Городище расположено на расстоянии около 2,5 км к востоку от с. Большая Рязань в Сосново-Солонецком районе Куйбышевской области. Местными жителями было указано на наличие второго городища, рядом с первым, составлявшее с ним, по-видимому, единый комплекс укреплений. Расположено на небольшом мысу, окружено с двух сторон глубокими оврагами, а с третьей укреплено высоким валом и глубоким рвом. Высота площадки 1-го городища над уровнем дна рва, расположенного между двумя городищами — 4 м. Площадь 1-го городища 36×28 м, т.е. 1010 кв. м».
Так что едут в село Большая Рязань не только паломники, но и туристы. Самарские туристические агентства организуют сюда так называемые туры выходного дня, участники которых посещают святые источники и этнографический музей в селе Большая Рязань, а также расположившуюся рядом с селом пещеру Стеньки Разина.