Кемеровская область » город Новокузнецк
Впервые темой «Святого источника» или «Святого колодца» краеведы нашей гимназии занялись в процессе работы над «Судьбами кузнецкой интеллигенции в 20 веке». Выяснилось, что у учительницы Веры Павловны Рузиной первый муж Виктор Леонидович Назаров в 1920 году в числе других десяти белых офицеров был расстрелян у «Святого колодца». Нам удалось разыскать внука Виктора Леонидовича, писателя Михаила Викторовича Назарова. В мае 2000 года он посетил наш город. Вот что Михаил Викторович поведал о своей семье. Его прадед Леонид Иванович Назаров, по семейным преданиям, был священников на Верхней Островской. Рукоположен, вероятно, в 1918 году, а в декабре 1919 года его в голову расстреляли роговцы. Его жена собирала мозги в носовой платок. Захоронили его на старом кладбище Верхней Островской, которое ныне не сохранилось.
Виктор Леонидович Назаров, дед Михаила Викторовича, был расстрелян за подавление большевицкого восстания в Кольчугино. Сохранились записки Михаила Викторовича, написанные со слов бабушки Веры Павловны Пахомовой, урожденной Рузиной, Назаровой по первому браку: «Во время второго приезда в отпуск Виктор предложил бабушке выйти за него замуж, и она согласилась. Венчались в Ильинской церкви, а через две недели он снова уехал на фронт. Это было в 1918 году, он тогда был призван в армию Колчака. Когда он приехал в отпуск третий раз, в Кольчугино (теперь Ленинск-Кузнецкий) восстали рабочие, и Виктора, как офицера, вызвали в военкомат и поручили ему отряд. Восстание было подавлено, но произошел переворот в самом Кузнецке. Виктору пришлось скрываться. В этот раз ему удалось прожить вместе с бабушкой неделю... Сдался он большевикам сам. Его сначала посадили, потом отпустили, но затем он был снова арестован и вместе с десятью другими заключенными расстрелян в 1920 году у «Святого колодца» как офицер белой армии. Тело его было закопано где-то за колодцем». Вероятно, как и многие жертвы роговских погромов, а затем репрессий 1930-х годов, захоронение это произошло в «Поганом логу».
Мы пытались выяснить подробности событий тех лет, но, несмотря на то, что прошло более 80 лет, из областного отделения ФСБ нам ответили, что, ввиду того, что Назаров Виктор Леонидович не подлежит реабилитации, они не могут нам изложить обстоятельства тех событий. Благодаря вмешательству общества «Мемориал», Кемеровская прокуратура повторно рассмотрела дело Назарова, но ни реабилитации, ни амнистии, ни просто изложения событий более чем 80-летней давности мы не добились.
Мы заинтересовались историей самого «Святого источника». В «Кузнецкой летописи» И.С.Конюхова – кузнецкого купца, записавшего во второй половине 19 века свои свидетельства о жизни города, а также все предания о нем, мы читаем: «В 15 верстах от города на горе место, именуемое могильники, получило название по многому количеству бугров или могильных насыпей древних обитателей сего края на той же горе близ города возвышенное место, называемое Караульный мыс, получило свое название, потому, что с начала основания города на оном мысу стояли караулы для предосторожности от нападения татар, а против оного под горой, называемой Святой, колодец получил такое же название, потому что прежде ходили на оный каждогодно с иконой Святого Пророка Илии, когда оную приносили из Ильинска в Кузнецк, и служили у того колодца молебствие с водоосвящением, просили о дожде или о ведре. Но с 1830 году обряд сей начал изменяться, а ныне и вовсе прекратился».
Следующим шагом в выяснении истории «Святого колодца» стало наше обращение к профессору НГПИ С.Д.Тивякову. Сергей Дмитриевич в свое время был дружен с учителем и краеведом К.А.Ворониным. Константин Александрович приехал в Кузнецк, в 1915 году из Томска. Он рассказывал Сергею Дмитриевичу, что, кузнечане любили ходить к «Святому колодцу». До 1920 года туда были Крестные ходы, но и после 1920 года, там часто по праздникам и выходным собирались люди, особенно молодежь.
Сергей Михайлович Шукшин, внук кузнецкого купца Степана Егоровича Шукшина в своих «Записках» рассказывает: «Святой колодец» расположен в верхней части «Малоэтажки», выше дома престарелых и Дома-интерната. Волошко Александра Яковлевна, проживающая по ул.Павлодарской, 5а, может показать место «Святого колодца». До 1920 года туда устраивался Крестный ход, кажется на Троицу. «Святой колодец» это родник с приблизительным дебитом воды 10 л/мин. Вода вкусная и для питья не требует кипячения. До 1941 года колодец был снабжен желобом, из которого поили коров. Стадо паслось в окрестностях колодца. Коровы принадлежали жителям Кузнецка»
Дальнейшие наши исследования продолжились совместно с сестричеством при Спасо-Преображенском соборе. Выяснилось, что застройка домов в районе колодца началась в 1957 году. Одной из первых земельный надел получила семья Полины Андреевны Сущенко, урожденной Ануфриенко. Сегодня это переулок Морской, дом 24. На их усадьбе оказался деревянный сруб колодца, и, долгие годы, когда на «Малоэтажке» отключали воду, люди ходили к ним. По логу была проложена утрамбованная тропинк Кроме источника на территории дома № 24, колодец имеется за территорией соседнего дома № 22, но он был выкопан позднее, а затем осквернен: один татарин сбросил в него туда труп убитой им жены. Колодец очистили, но им стараются не пользоваться. В настоящее время он вновь зарос и завален мусором.
Первоначальным источником, вероятнее всего, является ключ в подвале дома № 19, где проживает Валентина Григорьевна Циома. По ее словам о. Алексей Шульгин освятил его. Вода эта не протухает, заготовки овощей на ней не требуют стерилизации, и она никогда не замерзает. Соседка Валентины Григорьевны из дома 26, рассказывает, что, хотя у нее на усадьбе также есть источник из этой же жилы, вода там такой силы не имеет, а этой водой (в доме 19), она успешно лечит детей.
О. Алексей Шульгин вместе с сестричеством при Спасо-Преображенском соборе много делают, что бы поставить на месте «Святого колодца» часовню, где могли бы лечиться больные и молиться страждущие. Мечтают об этом и местные жители. Они готовы участвовать в этом Богоугодном деле. Посильную материальную помощь готов оказать М.В.Назаров. К сожалению, видимо без помощи Государства это осуществить невозможно. Наши власти могли бы выделить бесплатно лес и тогда, как водилось в старину, всем миром на этом духовно, исторически и природно - памятном месте люди своими силами построили часовню на благо себе и своим детям.