Вологодская область » Череповецкий район » хутор Рощино
Решилась написать вам об одном святом месте на Вологодчине – Лямчинском роднике. Я прихожанка Свято-Никольского храма г. Архангельска. По профессии – лесовод. Мне пришлось работать в лесах Вологодской области более 20 лет, вернее, более 20 сезонов, так как работала я в основном летом. Мои участки находились через речку Пачу от местечка Рощино Череповецкого района. В Рощино я впервые услышала о местной святыне – Лямчинском роднике. Тогда ещё к нему приходили многие жители окрестных деревень.
По преданию в давние времена в лесу стояла часовня и рядом жил монах, подвизаясь в посте и молитве. К сожалению, имя его неизвестно. Предание говорит, что он был большим молитвенником. После его смерти часовня стала погружаться в землю и, наконец, скрылась под землёй. На ее месте забил родник. Люди говорили, что вода из родника обладает удивительным свойством – она горчит, если человека ждут беды или смерть, и сладка, если у него всё благополучно. Рассказывали даже, что мужчины из деревни Пачи перед последней войной ходили к роднику и сказали, что вода горька. Из них с войны вернулся только один человек. Деревни Пачи уже нет.
Говорили, что особенно много людей ходило к роднику в годы репрессий, в годы гонений на церковь, когда храмы в округе были закрыты, а также, что возле родника возвышается большой крест, от него слева и справа ещё два креста. Что те, кто по молитвам подвижника, некогда жившего здесь, получили исцеления – в знак благодарности, и те, кто ждет исцеления, приносят к роднику свои вещи. (На севере в глубинке этот обычай сохранился).
Предания о роднике передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Мне они запали в душу, но работы было много, попасть к роднику случай всё не представлялся.
Однажды целой компанией мы собирали клюкву в тех метах, и совершенно случайно набрели на кресты и родник. В этот раз я ничего толком не рассмотрела. Вскоре мне захотелось придти туда одной. Отложив все дела, я отправилась в путь, но дорогу, оказывается, не запомнила. С компасом прошла болото вдоль и поперёк – крестов не было. Тогда я стала просить Господа показать мне это место, направить меня к нему. И когда издали увидела большой крест, радости моей не было предела. Помню, как бежала туда, словно кто-то ждал меня там, среди безмолвия. И вот я одна на Лямчинском роднике, ничто не мешало мне осмотреться. Передо мной стояли три креста. Посредине большой, сделанный из металлических трубок, слева, если встать лицом на восток – маленький, тоже металлический, а справа деревянный, такой, какой ставят на могиле. На деревянном сохранились следы белой краски. Чуть позванивали от ветра специально сделанные жестяные кружочки. Они будто звали – «не проходите мимо». Рядом стояло вешало *, а на нем очень много разной одежды, особенно детской («целый магазин», – подумала я): чепчики, ползунки, платья, сарафанчики, пинетки. Висели даже игрушки. Одежда была новой, но часть её истрепал ветер, подпортили дождь и снег. Странное это было зрелище, даже несколько фантастическое, словно соединились вместе новизна и ветошь, прошлое и настоящее. У большого креста, очевидно, зажигали свечи, было много несгоревших свечей. Родник (я позднее измерила глубину) – глубокий, более 3 метров. Сохранилась часть колодезного сруба. Наверное, когда-то это место не было заболочено. Рядом на холмике возвышались сосны. Возможно, заболачивание произошло после затопления земель под Рыбинское водохранилище. И это чудо: среди болот – родник с чистой, прозрачной и целебной водой.
С тех пор я не расстаюсь с родником. Время идёт и многие из тех, кто приходил к святому месту, умерли, кто-то находится уже в преклонном возрасте и путь им до родника не по силам. Умер человек, который хотел обустроить родник, остались лежать привезённые брёвна. В Рощино не осталось ни одного человека, который смог бы дойти до него. Со стороны других деревень дорога ещё длиннее. Лишь мы, жители Архангельска, я и – в последние годы – моя спутница Татьяна Бедрицкая, преподаватель Поморского университета, идем к роднику, когда приезжаем в Рощино. Для этого нужно переплыть на лодке реку и идти 5 километров лесом по особым приметам. На роднике уже нет вешала, вещи превратились в тряпьё. Я вижу, что никто кроме нас родник не посещает. Металлические кресты пришлось подкрасить, в 2004 году поставить новый деревянный крест, так как старый сгнил. Новый не освящен.
С Лямчинского родника не хочется уходить (это подтверждает и Татьяна) – так там спокойно и благостно на душе. К нему постоянно хочется возвращаться. Сколько людей приходило сюда помолиться среди лесной тишины, поклониться подвижнику, шли сюда со своими нуждами, горестями, бедами, с надеждой на Божью помощь и милость! Намоленное место. Но и я, и Татьяна, и те, кто слышал наши рассказы о роднике, обеспокоены тем, что родник со временем будет забыт. А я уже на пенсии, ходить становится тяжело.
И всё же надеемся, что Божьим промыслом Лямчинский родник будет сохранён для грядущих поколений. Очень надеемся и на то, что кто-то из священства согласиться пройти этот длинный путь и освятить крест.
«Мы возвратимся вновь и вновь,
Молясь в пустынном мелколесье,
И перед нами, как всегда,
И родниковая вода и три креста,
А с ними – вечность».
*Вешало – так местные жители называют два шеста и перекладину между ними.