Вологодская область » Тарногский район » деревня Заречье Маркушевское МО
Маркушевский святой родник - источник за деревней Заречье почитался со времени основания Маркушевского Никольского монастыря. В монастыре был свой колодец, но монахи за водой ходили к ключику вверх по речке Маркуша. По воспоминаниям старейших жителей деревни этот источник всегда считался святым: батюшка водой из родника освящал земельные участки. Если кто-то заболевал, то в святой воде мочили нательные рубахи, платки, исподки и одевали на себя, водой омывали детей, если ребёнок плохо ходил, то мыли ему ноги. По тому, как вода стекала с тела, узнавали, безнадёжно ли болен человек, или вскоре поправится.
Возрождение и обустройство святого источника после многих лет забытья произошло уже в наше время. Над ним построили надкладезную сень из оцилиндрованных брёвен, родник расчистили и заключили в деревянную колоду по которой течёт вода, сооружён колодец. Для перехода через речку Маркушу сделан мостик, оборудованы мостки и место отдыха. Источник освящён, а экологическая экспертиза признала вкусовые качества воды очень хорошими.
Как добраться: Трасса Вологда - Великий Устюг до отворотки на Тарногский Городок. Родник находится в д. Заречье Маркушевского поселения.
Маркушевский Никольский (он же Агапитов) монастырь был основан в 1576 году монахом Агапитом, пришедшим в Маркушу из Борисо-Глебского монастыря, расположенного в Сольвычегодске. Он избрал местом для будущей пустыни чудской куст, стоявший на высоком холме на берегу речки Маркуши, недалеко от ее впадения в реку Тарногу. В XVI веке там шумела еще не тронутая рукой человека тайга. Кустом назывались священные еловые рощи язычников, в которых иногда были и родники, как например, Маркушевский куст.
Агапит по своей натуре был вовсе не отшельником, искавшим уединения, а весьма предприимчивым дельцом с крепкой хозяйственной хваткой. В первое же лето он выстроил на облюбованном им холме небольшую часовню, жилой дом и заложил фундамент церкви. Ясно, что строил он все это не один, с ним из Сольвычегодска пришли несколько молодых трудников.
Через два года Агапит побывал в Москве и получил у митрополита Антония разрешение на освящение церкви, и одновременно в приказе Большого Дворца - грамоту на пользование землей вокруг монастыря и на строительство мельницы на реке Лохте, в сорока верстах от Маркуши. Лохта привлекла внимание Агапита тем, что населена была довольно густо, и мельница там могла дать монастырю устойчивый доход. Построив мельницу, Агапит некоторое время сам работал на ней в качестве мельника; он требовал от лохтян, чтобы они возили зерно для размола только к нему, грозя ослушникам божьими карами. За помол он брал «десятую меру» от смолотого зерна, которая временами превращалась и в пятую. Общественные мельницы в Лохте захирели. Кроме этого, игумен Маркушевского монастыря стал прибирать к своим рукам земли крестьян, попавших в беду, выдавая им под большой процент ссуды и забирая разработанные пашни, если ссуда не была возвращена в срок. Все это сильно встревожило и озлобило лохотских хлеборобов.
Некоторые читатели могут подумать, что автор этих строк сознательно старается задним числом очернить монаха, но это не так. Историческая правда состоит в том, что даже официальные церковные биографы игумена Агапита вынуждены говорить о нем не только хорошее. Так, священник Иоанн Верюжский более чем сто лет тому назад писал «… окрестные жители… ненавидели и злобствовали на него… опасались они, что со временем все угодья и пустоши их отойдут к монастырю»[26]. Зная о ненависти лохотских крестьян к нему, Агапит ездил по волостям под охраной вооруженных монастырских слуг, но и это не спасло его от расплаты. «Особенно недовольны были и злобствовали на преподобного жители деревни Каликино; они выжидали только случая, чтобы напасть на него, думая, что со смертью настоятеля разрушится и ненавистная им обитель… В 1585 году… в мае месяце, отправился Агапит на лошади на мельницу, находившуюся на реке Лохте, для исправления некоторых повреждений, причиненных весенним разливом, в сопровождении только двух монастырских послушников Федора и Андрея. Узнавши о том, жители деревни Каликино стали подстерегать его и, когда старец 21 мая возвращался в обитель, они под предводительством Богдашки Ляхова напали на него и убили вместе с обоими спутниками и тела бросили в Уфтюгу».
После смерти Агапита вновь избранный монахами игумен в 1587 году идет в Москву и «бьет челом» тогдашнему хозяину Кокшеньги думному боярину и царскому конюшему Борису Федоровичу Годунову. Результатом этого челобития явилась грамота об отводе Агапитовой пустыне «порожних земель». В ней земли перечислены подробно: «… земли порожние, пустоши и лесу пашенного от Николы-деи чудотворца с Маркуши и Шебенской волости до Коржи реки четыре версты, да по Корже вниз на Тарнагу реку против Коржинского устья, за реку за Тарнагу да к озеру Семчинскому в дикой лес, да от Семчинского озера на Устюгскую дорогу, на Заднюю Токушку, от монастыря пять верст, да по Токушке вниз на Тарнагу реку, да по Тарнаге вверх в дикой лес, урочищ нет, да по Коржи вверх три версты от мосту от Шебенской дороги до Тарнаского верховья».
Так, одним росчерком пера, Борис Годунов сделал Маркушевский монастырь владельцем огромной вотчины площадью чуть ли не в сотню квадратных верст. В 1598 году Борис Годунов стал царем, и новый строитель Боголеп идет к нему. Обратно он вернулся с бумагой, скрепленной малой царской печатью красного воска на малиновом шелковом шнурке. В грамоте говорилось, что «великий государь и великий князь Борис Федорович всея Руси … пожаловали строителя Боголепа з братиею» тремя деревеньками: «Федоровской (а Родионовская то ж) и Тимошинской в Заборской волости и Исаковской (а Болотовская то ж) на устье реки Уфтюги в Шевденицкой волости» и «с тех деревень… никаких податей имати не велели… а доход с крестьян емлют строитель Боголеп з братьею в монастырь». Жалованную грамоту Бориса Годунова подтверждали позднее своими подписями царь В. И. Шуйский (1607 г) и царь М. Ф. Романов (1614 г). Правда, эти правители новых деревенек монастырю уже не дарили.
В 1620-1621 годах был произведен «дозор» монастырскому хозяйству. Оно оказалось весьма внушительным: в монастыре высились два храма, в двенадцати кельях жили пятнадцать монахов. Имелась гостиная келья для проезжих людей, было два «коровьих двора» с дойным стадом в них (на их месте позднее выросла деревня Скотный Двор). Появилась вторая мельница - на реке Тарноге, в версте от обители. В отведенном монастырю лесу появились десять починков: Нестеровский, Баклановский, Ондреевский, Черепановский, Кузнецовский, Черняковский, Милогорский, Криуля, Слободка и Федотовский. Через полвека с момента возникновения Mapкушевский монастырь превратился в большое производственно-торговое предприятие феодального типа. В первой половине XVIII века эта обитель продолжала увеличивать число кабальных монастырских крестьян. К 1764 году в монастырских деревнях было 219 мужчин, а с учетом семей зависимых от монастыря людей было более 600.
Ныне от монастыря ничего не осталось.