В 1863 году Херсонская духовная консистория ходатайствовала перед Главным Управлением Путей сообщения и Публичных зданий о рассмотрении «проекта и постройку храма при Сакском соленом озере близ деревни Сак», разработанного Херсонским епархиальным архитектором.
Представление было рассмотрено, предложенный проект признали в техническом отношении неудовлетворительным.
Хозяйственное управление Синода предложило консистории свой проект сметной стоимостью 8000 рублей серебром.
13 декабря 1856 года св. Синод представленный проект рассмотрел, одобрил и рекомендовал «препроводить архиепископу Херсонскому новый проект относительно построения церкви при Сакском соленом озере с предоставлением сведений с заключением и возвращением того проекта».
Высочайше утвержденный, проект требовалось «привязать» к месту с этой целью епархиальный архитектор должен был произвести его корректировку.
Таким образом, предпосылками к возведению храма в Саках явилось развитие курорта, строительство больничного комплекса, пациенты которого нуждались в удовлетворении религиозных нужд, рост населения волостного села.
Первые шаги были сделаны: выбран проект и место сооружения храма.
Однако обстоятельства со строительством церкви резко изменились из-за военных действий, связанных с Крымской войной 1854-1856 гг.
Сохранился архивный документ – представление в Синод от архиепископа Иннокентия от 25 апреля 1857 года.
«Честь имею уведомить, что дело остановилось за прошедшею войною и вследствие ее может совершенно переиначиться, ибо церковь предполагалась к постройке главным образом ради существовавшего там больничного заведения, от которого не осталось теперь ни щепки. Готовится проект о возведении нового здания, в состав которого думают ввести и церковь».
19 июня 1863 года св.Синод слушал повторное сообщение Таврического епископа, откуда следовало, что устройство церкви, в здании лечебницы, уже построенной в 1860 году, «по ограниченности суммы, имевшийся в распоряжении комиссии на устройство заведения всего тридцать тысяч серебром, не было никакой возможности включить в смету устройство церкви из-за денежных источников».
Через Управляющего Таврической Палатой Государственных имуществ Иннокентий искал решения вопроса об источнике финансирования предполагаемого строительства обширной церкви в Саках по проекту Синода от 11 декабря 1856 года.
Он предлагал войти в соглашение с Управляющим Крымским Соляным Правлением и губернатором («по случаю умножения переселенцев»), изыскать средства для сооружения храма.
Как временную меру воспринимал Иннокентий построенную в 1861 г. Небольшую каменную церковь на средства Евпаторийского купца 3-й гильдии Петра Третьякова и других прихожан.
Св.Синод после обстоятельного представления архиепископа определил: - «прекратить переписку по этому делу, считать дело законченным ввиду того, что предположение о постройке церкви возбуждено было местным начальством».
Разработанный петербургским зодчим проект сооружения храма в Саках остался неосуществимым.
Строительство нового здания церкви
В 1902 году возник вопрос о проекте здания церкви. В том году организовался строительный комитет, председателем которого стал настоятель церкви священник В.Попов.
Много вопросов предстояло решить комитету – выбрать опытного зодчего – автора проекта, найти благонадежного подрядчика, способного грамотно повести строительство, приобрести строительные материалы, найти источник финансирования.
Выбор зодчего пал на известного по строительству церквей, опытного архитектора Х.К.Васильева – по его проектам построен ряд церквей в Алупке, Перекопе, Гурзуфе, Янчокраке.
При выборе подрядчика комитет решил устроить частные торги, на которые приглашались подрядчики, известные епархиальному ведомству.
Добросовестный и опытный инженер-строитель, хорошо зарекомендовавший себя в губернском центре, .Я.А. Рыков взялся за подрядную работу по сооружению храма св. Илии.
Я.А. Рыков строил дворянский театр в г.Симферополе, здание Офицерского собрания, частные дома и другие крупные сооружения.
По контракту с Епархиальным ведомством Рыков должен был закончить здание церкви к августу 1903 года.
Выбор места для постройки церкви
Постройка нового крупного здания требовала значительной территории, где бы визуальное раскрытие храма как архитектурного объема получилось бы полным.
Базарная площадь в центральной части города во многом подходила для размещения храма – район этот в Саках был самым популярным т оживленным.
Давно и прочно сложился этот центр торгово-деловой активности. В силу сложившихся традиций этот торг тяготел к перекрестку дорог и развивался в самом многолюдном месте. Здесь еженедельно собиралось много приезжих из близлежащих сел Сакской волости – прихожан Свято-Ильинской церкви т.к. ближайшие храмы располагались на расстоянии 19 верст.
Поэтому не случайно, а продиктовано целесообразностью решение разместить церковь именно здесь, в центре многолюдной площади.
Выбор места для сооружения новой церкви предопределен построенной в 1894 году колокольней, к которой нужно было привязать «объем» церкви.
Стадия проектирования нового объема церкви
Перед архитектором стояла довольно сложная задача – спроектировать церковь, хорошо продумав пропорции всего объема, объединить колокольню и церковь идентичным рисунком.
Храм был задуман зодчим как внушительное по размерам здание – длинной 16 саженей (около 34 метров), шириной 11 саженей (около 24 метров).
Конструктивная схема церкви – крестово-купольная.
Центральное пространство образовано цилиндрическим сводов, который покоится на 4 пилонах. Пилоны подкупольной части имеют прямоугольную форму.
В основу архитектурного образа церкви легли мотивы русско-византийского зодчества.
Уже проектные материалы давали представление о будущем здании церкви как об одном из лучших в селе.
В комплексе других построек здание церкви являлось основным – ее круговой объем 43 сажени (около 92 метров).
Постройки по периметру прямоугольного участка с композиционным центром – храмом.
Архитектор Васильев осуществлял архитектурный надзор, контроль за качеством выполненного объема.
2 октября 1903 года на центральной базарной площади при многочисленном стечении народа в торжественной обстановке церковь св.Илии была освящена.
27 ноября 1929 года на основании Секретного Постановления Президиума Евпаторийского райисполкома решено «санкционировать закрытие церкви с использованием здания в культурных целях».
В период 1929-30 гг. Проходят на всех предприятиях Саки и окрестных деревень рабочее собрание с вопросом ликвидации церкви.
1 января 1930 года вопрос о закрытии церкви был решен и решено было переоборудовать церковь под клуб Химсольттрест.
В апреле 1930 г. Местный сельский совет и администрация клуба приступили к снятию куполов, иконостаса и изъятию церковной утвари.
8 апреля 1930 года прихожане села Саки, Михайловки: Пономарчук М., Чинокалова Е., Пантухина О., Пархоменко П., Гнутый Ф., и много других верующих окружили церковь, с палками в руках заставили прекратить производство работ.
Раздавались антисоветские лозунги. Зачинщиков задержали…этот инцидент стал известен в Москве.
По распоряжению М.И. Калинина, в Крымский ЦИК была напрвлена телеграмма: «Ликвидацию церкви в селе Саки Евпатарийского вышлите доклад, церковь передайте верующим».
Местные органы власти в ответ сообщили, что «Сакская церковь была закрыта по требованию (якобы!) 1,5 тысяч трудящихся и капитально перестроена под клуб. Считаем закрытие клуба невозможным». (А просьба открытия храма, посланная Калинину поступила от 28 женщин…).
Использовании е храма под клуб пагубно сказалось на его состоянии, он претерпел радикальную перестройку, что повлекло за собой значительную утрату архитектурно-конструктивных и декоративных элементов интерьера.
Здание понесло следующие утраты:
- снят главный купол и 4 главки, подкупольное пространство было закрыто навесным потолком, что снизило его эстетическое восприятие и акустические данные большого молельного зала;
- сносу подлежала и колокольня, но в последний момент решили оставить ее в качестве маяка для проходивших судов;
- в зале на уровне 2-го яруса устроены балконы для зрителей;
- алтарная часть перестроена для демонстрации фильмов и служила сценой.
Открытие церкви Святого Ильи состоялось в годы Великой Отечественной Войны (1942 года) немцами по просьбе верующих жителей Сак.
Полная реставрация церкви началась только в 1990 году трудами и заботами вновь назначенного архиепископом Леонтием настоятеля протоиерее Валерия (Ивановича) Цуркана.
В настоящее время церковь пророка Илии полностью приобрела первоначальный вид.
Церковь в Саках представляет несомненно архитектурно-художественный интерес как образец хорошего архитектурного уровня, строительного и декоративного искусства.
Пророк Илия – один из пророков Ветхого Завета – признан святым человекам у христиан и мусульман. Имя его переводится с древнееврейского языка как «Бог мой Яхве». Илия жил в IX веке до Рождества Христова. Уже в юные годы Илия стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. Своими речами он обличал уклонения богоизбранного народа от веры, идолопоклонство. Не прощал тех, кто оставил Бога и не исполнял Его закон, кто был не способен к раскаянию. Окрестные средиземноморские народы поклонялись языческому божеству Ваалу, ему стал поклоняться и царь израильский Ахав под влиянием своей жены, финикиянки Иезавели. Однажды Илия собрал на горе Кармил всех языческих жрецов вместе с царем Ахавом и его женой-язычницей и предложил на практике убедиться, какой из Богов истинный. Язычники положили на жертвенник с дровами тельца, но сколько ни призывали свое божество, огонь так и не загорелся. Илия тоже сложил из двенадцати камней жертвенник Яхве, велел трижды полить водой жертву и дрова и воззвал к Богу – тут же с неба ударил огонь и охватил весь жертвенник. Современники называли Илию «человеком Божиим». За святую жизнь и пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был живым взят на небо на огненной колеснице. Он считается повелителем сил природы: грома и молнии, святому пророку Илии молятся о дожде во время засухи. Русская церковь всегда особо чтила святого пророка. Предполагают, что первый храм, построенный в Киеве во времена князя Игоря, освятили во имя пророка Илии.