Регионы

Случайное изображение

34an-monastery.jpg

Храм во имя всех Крымских святых и Феодора Стратилата в г. Алушта

Храм во имя всех Крымских святых и Феодора Стратилата в г. Алушта

История создания церквей в Алуште начинается с 1833 года, со времени утверждения проектов, представленных на конкурс. Судя по документам, сохранившимся в государственном архиве Крыма, высочайшее утверждение получили проекты, предоставленные генерал-губернатором Новороссии графом М.С. Воронцовым, разработанные известным Одесским архитектором Г.И. Торричелли (1796-1843). За строительство церквей в Ялте и Алуште взялся Керченский купец I гильдии Карл Томазини, «имевший ранее большие подряды по постройкам зданий и церквей в губерниях Новороссийского края». Причем, в Алуште строил церковь его брат - Иван Томазини. Руководил строительством церквей в Алуште и Ялте (речь идет о церкви Иоанна Златоуста на Поликуре архитектор Южного берега Крыма, сменивший Эльсона в 1834 году, Я. Колодин. Вместе с ним в строительстве принимали участие архитекторы Эшлиман и Дево. Церковь построена была, как утверждают специалисты-искусствоведы, по типу сельских церквей Англии, с использованием готической архитектуры, как в фасадах, так и в интерьере. Для архитектуры 20-40-х годов XIX века в России было характерно романтическое направление эклектики с использованием элементов готики. Торричелли использует ряд приемов, характерных для готических костелов; щипцовое завершение боковых приделов (это можно увидеть и сейчас), колокольня с пирамидальным шатровым завершением (не сохранилась), стрельчатая форма оконных и дверных проемов (сохранилась), окна украшали цветные витражи. Судя по старым фотографиям и гравюрам с видами Алушты, колокольня храма служила градостроительной доминантой всего города. Иконостас был выполнен мещанином Черниговской губернии Пантелеймоном Бочаровым. Кроме иконостаса храм украсили «двадцатью праздничными иконами по 20 руб. каждая, на досках квадратно в Уз аршина каждая». В 1841 году по чертежам губернского архитектора С. Дево вокруг церкви была возведена прямоугольная металлическая ограда на каменных столбах. Таврическая епархия подчинена была архиепископу Херсонскому и Таврическому Гавриилу, который назначил освящение церкви нашей и священника. Как видим, церковь во имя Феодора Стратилата была освящена 30 ноября 1842 года. И это не случайно: ведь в этот день Святая церковь празднует память Андрея Первозванного, с именем которого в Тавриде много связано. Первым священником был протоиерей Михаил Родионов. Очевидно, человеком он был умным, и честным, и благостным, ибо уже в 1851 году был благочинным Крымских церквей.Процветала вплоть до революции.

В алуштинском храме служил священномученик Тимофей Изотов (1875-1938). Он родился и вырос в Симферополе, учился в церковно-приходской школе и любил прислуживать в храме. В 1909 году его приняли в штат кафедрального Алексондро-Невского собора псаломщиком. В 1912 году Тимофей Изотов был рукоположен архиепископом Димитрием (Абашидзе) в сан диакона. В 1916 году его перевели в Ялту в храм феодо-ра Тирона, а в 1921 году он стал свяшенником церкви Всех Святых в Симферополе и служил в ней 6 лет. В 1922 году во Всех храмах Крыма изымали ценные предметы. Пришлось и отцу Тимофею, скорбя в душе, отдать комиссии все, что потребовали. В 1928 году архиепископ Дионисий (Прозоровский) рукоположил диакона Тимофея в сан иерея и направил в село Новопав-ловку. Через 8 лет, в сентябре 1936 года архиепископ Порфирий (Гулевич) перевел его священником в алуштинский храм Феодора Стратилата, где он служил до своего ареста. Прихожане полюбили своего пастыря за твердую веру, мужество и кротость нрава. Время было тревожное: церкви закрывали, священников арестовывали, верующих преследовали. Община алуштинского храма после церковных служб собирались дома у старосты Матроны Яковлевны Леву т. В тайне от посторонних обсуждали церковную жизнь, читали Священное Писание, отец Тимофей совершал молебны и панихиды, крестил детей. Произнося перед членами общины проповеди, с горечью отмечал, что "с приходом советской власти вера в Бога среди населения с каждым днем все падает. Люди даже забывают Церковь и Бога, власть отделила церковь от государства и все время преследует духовенство, религия вообще везде и всюду преследуется. Настало самое тяжелое время. Надо смиренно и терпеливо вести религиозную работу среди населения, нам надо сплотиться". Но не все смогли выдержать давление властей, две женщины вышли из церковной двадцатки. Это дало законный повод закрыть храм. 8 февраля 1938 года отец Тимофей Изотов был арестован, на допросах держался твердо, виновным себя не признал. Через восемь дней настоятеля алуштинского храма Тимофея Спиридоно-вича Изотова и председателя церковной двадцатки Гавриила Алексеевича Пасевича приговорили к смерти. В который раз крымская земля обагрилась невинной кровью истинного христианина, до конца пронесшего крест свой и представшего перед престолом Господа вечным молитвенником за нас. Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви иерей Тимофей Изотов причислен к лику местночти-мых святых.

После Октябрьского переворота начались гонения на верующих и церковнослужителей. В 1930-е годы, когда сажали по ничтожному поводу и без повода, расстреляли дьякона нашей церкви - Никандра Сакуна, а настоятеля Петра Сербинова четыре раза сажали в тюрьму и выпускали по ходатайству жителей, пока окончательно не сослали в дикую глушь, где он вскоре и скончался от голода и лишений, В 1938 году был расстрелян алуштинский священник Тимофей Изотов. Снова закрыли храм, открыли же в 1944 году, пока совсем не закрыли в 1962 году, разрушили колокольню, на месте ее пристроили стеклянный павильон для танцев. Трагической оказалась судьба и других священнослужителей: был расстрелян дьякон Никандр Сакун, а отец Петр Сербинов четыре раза оказывался за тюремной решеткой, но по просьбам прихожан выходил на свободу, пока его не сослали. Молились в храме во время Великой Отечественной войны и после установления мира. Двери храма закрылись в 1964 году. В здании устроили клуб "Строитель", при этом его несколько раз перестраивали, колокольню вовсе разрушили, и бывший храм утратил свой первоначальный облик.
Возрождённый Храм

Восстановлен он благодаря неравнодушным людям, алуштинцам, которые стараются сберечь исторические и архитектурные ценности своего города. Еще в 80-х годах семья Коробченко, Анна Ивановна и Сергей Тимофеевич, начали обивать пороги высоких кабинетов не только в Крыму, но и в Москве. Они просили восстановить храм в честь святого Феодора Стратилата, уберечь его от полного разрушения. Средства на реконструкцию выделил город, помогали и прихожане. После проведенной реконструкции храм предстал во всей своей красе. Двери центрального входа украшены богатой резьбой, длинный переход с высокими стрельчатыми окнами по обеим стенам ведет прихожан в центральный зал. Основная часть храма представляет собой в плане квадрат. Углы кровли, так же, как и у колокольни, украшают кресты на тонких башенках. Необычен световой барабан, он не многогранный или круглый, как обычно, а низкий и квадратный, С каждой стороны в барабане устроены по три полукруглых окна, через которые свет проникает внутрь зала. Храм венчает крест, установленный на большой купол луковичной формы. Реставраторы удачно покрасили внешние стены, сочетание светлого и серого цветов придает церкви необыкновенное очарование. Художники С, Маркин и А. Губский украсили фасад мозаичной иконой святого Феодора Стратилата. Прямо над центральным входом поднялась трехъярусная колокольня, стройная и легкая, она очень хорошо смотрится на фоне живописной горы Демерджи. В 1995 году специалисты специального научно-производственной фирмы "Крым-авиамонтаж" и крымского государственного предприятия "Заводское" за короткое время, несмотря на холодную погоду, ветер и мокрый снег, вертолетом подняли на 23-метровую колокольню купол, луковицу и позолоченный крест.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

moscow660.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info