Регионы

Случайное изображение

38cerkov-sv-troicy.jpg

Святыни и Монастыри святой горы Афон

Святая гора Афон
•Святая гора Афон

О Святой Афонской Горе
Святая гора Афон представляет собой полуостров в северо-восточной Греции, восточный выступ полуострова Халкидики далеко вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря приблизительно на 80 км в длину и около 12 км в ширину. Полуостров горист, покрыт густыми лесами, изрыт бесчисленными скалистыми оврагами. В юго-восточной части Св. Горы возвышается гора Афон высотой 2033 м. над уровнем моря.
В языческой древности Афонскую гору знали как Аполониаду (по храму Аполлона), позднее по вершине горы стоял храм Зевса, который назывался Афос по-гречески (по-русски - Афон).
Церковное предание повествует, что Божия Матерь, приняв благодать Св. Духа в огненных языках, готовилась по жребию отправиться в Иверскую землю, но получила известие от Ангела, что труд апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Божия Матерь с Апостолами направлялась на остров Кипр к епископу Лазарю, попал в бурю и причалил к Афонской горе. Народ языческий принял Божию Матерь и слушал ее проповеди, затем уверовал и крестился. Многие чудеса свершила там Божия Матерь прежде чем отплыть на Кипр. Она поставила там начальником и учителем одного из Апостольских мужей и сказала: "Сие место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего". Потом, благословив народ, присовокупила: "Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле, блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончании века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом".
С тех пор Афон вступил в эру христианской истории. Он находился под владычеством Рима, преследовавшего христиан до 313 года, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права гражданства и свободы вероисповедывания. К этому времени христианство на Св. Горе было довольно развито. Появились монастыри, расцветло иночество. Существует предание, что в 422 г. было посещение Афона дочерью Феодосия Великого царевной Плакидией, но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос от иконы Божией Матери. С того времени отцы Афона положили закон, запрещающий доступ на Св. Гору лицам женского пола, что позже закрепилось и царскими указами.
В VII веке завоевания Египта, Палестины и Сирии арабами-мусульманами вынудило христиан-клириков и иноков этих стран покинуть эти земли. Многие из них, согласно постановлению VI Вселенского собора, определились в монастыри Византии, в том числе и на Афоне.
К IX веку царская грамота даровала инокам право преимущественно владеть Афоном. Численность их тогда увеличивается: появляется и православное славянское иночество: русское, сербское, болгарское.
Во времена Крестовых походов, периода упадка царской власти (1204-1261 гг.) Афон терпит гонения и разорения со стороны римского папства, а также насильственное насаждение церковной унии с Римом.
XIV столетие - время восстановительных работ разрушенных латинянами обителей. В этом помогают благочестивые императоры Андроник II и Андроник III Палеологи, много благотворит сербский царь Стефан Душан.
С 1453 года крушения Византии наступает период турецкокого владычества, но Святая Гора сохранила за собой свободу православной веры и строй самоуправления при обязанности платить подушную подать. С того времени освободившаяся от татарского ига Россия материально, помогает обителям Святой Горы.
В XVI веке с воцарением на престол османов Селима II начался тяжелый период с лишением всех имений монастырей: положение усугубляли последующие восстания в 1770 г. и в 1821 г.
Только в 1830 году Греция провозгласилась независимой. Для Афона наступил мирный период.
Святая Гора находится под юрисдикцией Константинопольского патриарха, являясь частью Греческого государства, где государственный язык - греческий.

Афон сегодня

В настоящее время на Афоне есть в общей сложности 20 действующих монастырей, названия которых в иерархическом порядке следующие: 1) Великая Лавра, 2) Ватопедский, 3) Иверский, 4) Хиландарский, 5) Дионисиев, 6) Кутлумушев, 7) Пантократоров, 8) Ксиропотамский, 9) Зографов, 10) Дохиаров, 11) Каракалов, 12) Филофеев, 13) Симонопетров, 14) Святого Павла, 15) Ставроникитский, 16) Ксенофонтов, 17) Григориев, 18) Эсфигменов, 19) Свято-Пантелеймонов и 20) Кастамонитов. Число это неизменно, и согласно Уставной Хартии Святой Горы основание двадцать первого монастыря запрещено. В том случае, если число монахов возрастет настолько, что они не смогут помещаться в существующих монастырях, монахи будут проживать в скитах, кельях и т.п.
Монастыри господствуют на всем Афоне, территория которого разделена на двадцать соответствующих областей. 20 монастырям принадлежат также все прочие находящиеся здесь монашеские поселения. Независимость сохраняет только Карея, где сосредоточены власти Афонского государства. Кроме того, монастыри считаются самоуправляемыми, поскольку не подчиняются непосредственно никаким церковным властям, кроме Вселенской Патриархии, зависимость от которой является только духовной.
Все афонские монастыри называются царскими, патриаршими и ставропигийскими. Царскими называются они потому, что основание их было связано с указом или содействием византийских императоров или же попросту потому, что оно было подтверждено императорским хрисовулом. Патриаршими монастыри были названы позднее, после выдачи соответствующих СИГНАЛОВ, когда они так или иначе оказались, связаны с Константинопольской патриархией, которая тоже приняла на себя попечительство (главным образом духовное) над ними. Наконец, ставропигийскими монастыри названы от креста (а1аиго5), которые водружал на фундаменте при их основании патриарх или епископ. Что касается способа монашеской жизни, все монастыри являются общежительными, хотя до недавнего времени (1992) существовали также идиоритмические (особножитные) монастыри. Разница между ними заключается в том, что в общежительных монастырях, как указывает уже само слово, все является общим - кров, работа, еда и молитва, тогда как в идиоритмических, кроме крова и молитвы, которые и здесь общие для всех, работа и еда определялись в общем самими монахами.
В архитектурном плане монастыри обоих типов не отличаются друг от друга, поскольку все они были основаны как общежительные и оставались таковыми в течение длительного времени. Позднее, когда на Афоне утвердилась идиоритмия, между монастырями произошло разделение, однако в течение многих торжественных дней в году идиоритмические монастыри действовали как общежительные. В монастырях, которые, как было уже сказано, являются все общежительными, законодательная власть принадлежит геронтии, которая состоит из определенного числа монахов, а исполнительная - настоятелю, который считается также духовным отцом монастыря и избирается пожизненно всеми монахами, прожившими шестилетний срок со дня пострижения. Настоятелю помогает настоятельский совет, состоящий из двух или трех членов, которые избираются самой геронтией на один год. Жизнь в общежительных монастырях более организована, посты соблюдаются строго, а монахи выполняют, как обычно, разные работы (службы), которые возлагает на них с началом каждого нового года монастырь, не располагая при этом ни малейшим личным имуществом: о нуждах монахов пекутся сами монастыри.
В монастырях, бывших до недавнего времени идиоритмическими, законодательная власть принадлежала собранию избиравшихся пожизненно проистаменов, а исполнительная - двум или трем из них, которые избираюсь каждый год. Различные работы, в особенности службы, обеспечивавшие деятельность этих монастырей, определяла эпитропа, однако монахи занимались и, другими работами, чтобы иметь какой-то заработок в дополнение к получаемой от монастыря скудной плате. Таким образом, каждый монах распоряжался своей жизнью сам, естественно, в рамках установленных для святогорских монахов общих ограничений
В последние двадцать лет на Афоне действовало семь идиоритмических монастырей - Великая Лавра, Ватопедский, Иверский, Хиландарский, Пантократоров, Ксиропотамский и Дохиаров. В соответствии с имеющей в настоящее время силу на Афоне Уставной Хартией, идиоритмические монастыри могли быть преобразованы в общежительные, если только того желала братия, тогда как обратное преобразование возбранялось. В этой связи отметим, что в последнее время и произошло такое преобразование в упомянутых выше семи монастырях: последним был преобразован в общежительный Пантократоров монастырь. Кроме того, на Афоне есть и другие монашеские сообщества, подчиняющиеся монастырям и являющиеся их экзартимами, - скиты, кельи, каливы, кафизмы и пустыни.
Скиты. В разных местах на Афонском полуострове находится в общей сложности 12 скитов, которые, как и ранее монастыри, разделяются на общежительные и идиоритмические. Проживающие здесь отшельники занимаются разного рода сельскохозяйственными работами, а также иконописью, резьбой по дереву, музыкой и т.п. Общежительных скитов четыре: Пророка Ильи (русский), принадлежащий Пантократоровому монастырю, Святого Иоанна Предтечи (румынский), принадлежащий Великой Лавре, Святого Андрея или "Серай" (русский), принадлежащий Ватопедскому монастырю и Богородицы (болгарский) принадлежащий Пантелеймонову монастырю. Внешне скиты очень похожи на монастыри - с большими строения, с главным храмом в центре. Управляет скитом дикей: звание это дается пожизненно и соответствует званию настоятеля общежительных монастырей, устройство которых соответствует устройству общежительных скитов. Прочие, изначальные скиты являются идиоритмическими. Их 8 и все они, в отличие от упомянутых выше иноземных, греческие. Это следующие скиты: Благовещенский или Ксенофонтов (Ксенофонтов монастырь), Новый Скит или Скит Пирга и скит Святого Димитрия или Лаккоскит (монастырь Святого Павла), Святой Анны и Кавсокаливский (Великая Лавра), Святого Иоанна Предтечи (Иверский монастырь), Святого Пантелеймона (Кутлумушев монастырь) и Святого Димитрия (Ватопедский монастырь). Эти скиты представляют собой организованные сообщества, состоящие из большого числа калив. Управление в них осуществляет опять-таки дикей, который однако избирается ежегодно (8 мая) старцами. Помогают ему два или четыре советника (половина из скита, а другая половина - из монастыря, которому принадлежит скит).
Кельи. Это просторные монашеские здания, напоминающие сельские дома, со встроенным в них храмом и довольно обширной земельной территорией, которую каждая из келий приобрела в ходе своей истории. Кельи передаются монастырями группам монахов, состоящим из трех и более человек, которые занимаются сельским хозяйством, а также другими работами.
Каливы. Это здания обычно меньших размеров, чем кельи, также располагающие встроенным в них храмом, однако без земельного надела. Монахи живут здесь по-семейному, т.е. как в скитах и кельях, и занимаются ремеслом и художественными промыслами. Многие каливы похожи на поселки, однако, организационно никак не связаны друг с другом. Основные каливы находятся в районе Капсалы близ Карей, на юго-западной окраине Афонского полуострова, т.е. близ Микри-Агиа-Анны, Катунакии и Агиос-Василиоса. Эти каливы, как правило, меньше здании состовляющие скиты, о которых речь шла выше.
Кафизмы. Это небольшие дома, напоминающие каливы и расположенные близ монастыря, которому они принадлежат. В каждой из кафизм проживает один монах, получающий еду в монастыре за небольшую денежную плату.
Пустыни. Пустыни или аскетерии находятся в пустынных и труднодоступных местах, главным образом в южной части полуострова, и представляют собой небольшие хижины или несколько преобразованные пещеры, напоминающие одинокие орлиные гнезда. Здесь проживают монахи, стремящиеся к более суровой, ничем не нарушаемой аскезе. Такие аскетерии составляют знаменитый поселок Карулии в обрывистой местности за скитом Святой Анны по направлению к Великой Лавре. Аскетерии отделены друг от друга скалами и ущельями, а соединяются только узкими тропами, лестницами и цепями.

Свято-Пантелеймонов монастырь.
•Свято-Пантелеймонов монастырь

Русский Свято-Пантелеймонов монастырь

Русский монастырь Св. Пантелеймона построен на берегу небольшой бухты, на юго-западе Свято-Афонской Горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт. Монастырь общежительный, свой праздник отмечает 27 июля.

По дороге в Карею на расстоянии часа ходьбы, на обширном плато расположен Старый Монастырь, с 1765 года являющийся частью монастыря Св. Пантелеймона. С этого места начал строиться вначале монастырь, называемый монастырем Салоникийцев, который впоследствии был разрушен; опустевший монастырь монахи вскоре покинули. В 12 веке монастырь был передан монастырю Ксилургу, называемому сегодня обителью Богородицы, который принадлежал русским монахам. Монахи Ксилургу ушли в опустевший монастырь и монастырь Ксилургу остался в качестве скита. В 13 веке во время пожара сгорели документы, хранящиеся в монастыре, поэтому император Андроник Палеолог (1282-1328) подтвердил Золотой Буллой - особым царским документом владения монастыря. Позже в течение ста лет монастырь находился под опекой сербских царей. С 1314 года во всех источниках о нем упоминается как о русском монастыре Св. Пантелеймона или просто как о "русском монастыре". Вначале императоры Палеологи, затем сербские воеводы экономически значительно укрепили монастырь своими вкладами - ценными реликвиями и земельными участками. Монастырь по своему значению был на пятом месте в монастырском государстве Святой Горы.
После 1497 года в монастыре обитало больше русских монахов. В 1552 году он был временно закрыт, но чуть позже был снова задействован заселенный русской братией. Монастырь в 17 веке пережил упадок. В 1725 году населяли обитель только два русских и два болгарских монаха. В середине 18 века монастырь пополнился греками-монахами. Чуть позже монахи окончательно покинули обитель и перебрались к морю на место, где Иерисосом Христофором была построена небольшая церковь Воскресения Христа. Здесь в 1765 году основали новый монастырь под названием "Русский".
Патриарх Константинополя Дионисий построил его крестообразным. Здания монастыря быстро поднимались под руководством игумена Скарлата Калимаха и при поддержке Патриарха Григория V. В 1803 году стал общежительным под управлением Каллиника V.B то время с 1839 года в монастырь стали приходить русские монахи; так, до 1875 года монастырь насчитывал 1000 монахов, в 1903 году - 1446 и чуть позже -2000 монахов. Сегодня в монастыре обитает 30 монахов, из которых только один грек. Соборный храм построен в 1820 году и посвящен св. великомученику и целителю Пантелеймону (день памяти -27 июля). Имеет 35 параклисов, среди которых чудесный храм Покрова Пресвятой Богородицы и Александра Невского (1852), расположенный на северо-западной стороне; храм Святого Митрофана - восточнее библиотеки. Трапезная монастыря была построена в 1890 году. В ней размещаются до 1000 монахов. Вверху от входа в трапезную находится колокольня (1893 г.) с колоколом, вторым по величине в мире. В этот колокол звонят два монаха. Диаметр колокола 2.71 м., вес 13.000 кг. Еще в 32 меньших по размерам колокола звонят ритмично монахи Пантелеймоновского монастыря.
Очень богата монастырская библиотека, расположенная в отдельном двухэтажном здании посреди двора. В библиотеке монастыря хранятся 1064 рукописей и 25.000 греческих и славянских печатных изданий и книг. Из множества иллюстрированных рукописей богатством своих иллюстраций выделяются две - Евангелие и 16 Речей Григория Богослова.
В храме хранятся глава святого Пантелеймона, мощи многих святых, чудотворная икона Божией Матери, именуемая "Иерусалимская", мозаичная икона Святого Александра Невского и ряд других реликвий. Пантелеймонов монастырь является общежительным с 1803 года и занимает девятнадцатое место в иерархическом ряду 20 афонских монастырей.

Монастырь Великой Лавры
•Монастырь Великой Лавры

Монастырь Великой Лавры


Монастырь Великой Лавры, первый и самый большой из афонских монастырей, построен на площадке скалы в месте, где полуостров оканчивается и Афон плавно спускается к морю, образуя множество зеленых холмов. Монастырь находится на незначительном расстоянии (около 20 минут ходу) от побережья, где расположена его пристань, и отмечает праздник Успения Святого Афанасия Афонского 5 июля.

Другие названия монастыря, упоминаемые в более ранних документах, - "Лавра Чернооблаченных", "Лавра кира Афанасия", "Лавра Святого Афанасия", "Большая Лавра" и просто "Лавра", что означает в данном случае многолюдный монастырь.
Основание монастыря совпадает с систематизацией монашества на Афоне, имевшей место после периода неорганизованной жизни святогорских отшельников. Основатель Лавры - мудрый монах-реформатор Афанасий, бывший прежде монахом в одном из монастырей на Олимпе Вифинском в те времена, когда настоятелем там был знаменитый Михаил Малеин, дядя Никифора Фоки. Там Афанасий поддерживал тесную дружбу с тогдашним архистратигом Востока и будущим императором Никифором, который предложил ему покинуть Олимп и отправиться на Афон, куда намеревался последовать за ним позднее и сам Никифор.
После определенных колебаний, в 963 году Афанасий основал Лавру, конечно же, возлагая при этом надежды на своего друга императора. Для монастыря он избрал место, где, по всей вероятности, находился когда-то античный город Акрофои. Согласно жизнеописанию Афанасия, которое датируется XI веком, он перво-наперво возвел вокруг территории монастыря стену прямоугольных очертаний, затем - собор, а уже после этого - ряд келий. Впрочем, для проведения этого колоссального строительства и его завершения император постоянно посылал деньги вплоть до своей смерти, хотя ему и не удалось, несмотря на не покидавшее его желание, прибыть сюда самому и стать здесь отшельником, как условились между собой ранее два этих мужа. Кроме того, император выделил средства для содержания 80 первых лаврских монахов и даровал Лавре различные подворья, в том числе Перистерский монастырь близ Фессалоники, а также части Животворящего Древа Креста Господня и святых реликвий и многие произведения искусства.
Оказывать материальную помощь продолжал и преемник Фоки Иоанн Цимисхий, с которым Афанасий тоже поддерживал дружеские отношения. Цимисхий удвоил денежную сумму, выдаваемую ежегодно на нужды новооснованного монастыря, завершив строительство Лавры, которая стала образцом и основой новой монашеской жизни на Афоне.
Впоследствии, благодаря интересу, проявленному другими императорами, для монастыря наступил период благоденствия. Число пребывавших в нем монахов постепенно возрастало, превысив упомянутое выше 80, и в то же время утвер-дился общежительный образ жизни и деятельности в Лавре и на всем Афоне в целом. Особенно помогал монастырю Василий II, который передал ему остров Святого Евстратия, другие подворья и преподнес много даров. Преемником Афанасия, прожившего до конца Х века, в чине настоятеля Лавры стал Евстратий, подпись которого стоит на одном из документов 1016 года.
Великая Лавра, как и другие афонские монастыри, претерпела на протяжении своей истории множество превратностей. Лавра знавала периоды расцвета и периоды значительного упадка, пребывая чуть ли не в полном запустении. Так, с середины XI века, когда здесь насчитывалось около 700 монахов, и до XIV века Лавра переживает очень благоприятный период. Однако с этого столетия, по причине различных опустошительных пиратских набегов, этот расцвет был прерван, и стало наблюдаться некоторое послабление в установленных Афанасием "правилах" и в жизни монахов вообще.
Число монахов в Лавре стало ощутимо уменьшаться, и к началу XVI века здесь оставалось всего несколько человек. Следствием этого положения явилось получение монастырем на некоторый временной период идиоритмии, после чего он снова стал общежительным благодаря содействию патриарха Александрийского Сильвестра и Священного Собрания (1574). Несмотря на это, упадок монастыря продолжался, и в начале XVII века здесь проживало всего 5 или 6 монахов, а материальное состояние монастыря было плачевным вплоть до 1655 года. Тогда в Лавру прибыл патриарх Дионисий III, который отдал монастырю все свое имущество, усилив его материально. Впоследствии монастырь снова стал идиоритмическим. Однако с конца XVIII века. когда патриарх Паисий II подтвердил некоторые из его старинных привилегий, в истории монастыря происходят только совсем незначительные события. Кроме упомянутых выше патриархов, во времена турецкого владычества Лавре оказывали разного рода помощь правители придунайских княжеств и русские цари.
В настоящее время монастырь внешне представляет собой комплекс многоэтажных зданий, расположенных по четырехсторонней схеме, с большим двором посредине, где находятся собор, часовни, трапезная, а также ряд других сооружений. Над всем этим комплексом возвышается старинная величественная башня Цимисхия. Башня эта квадратная в плане и занимает юго-западный угол территории с монастырскими кельями. Вход в монастырь обрамляет портик с четырьмя колоннами. Кроме главного входа, имеются также небольшие ворота на южной стороне. Многие здания и целые крылья были реконструированы в новое время, о чем сообщают даты постройки: на южной стороне - 1769, на восточной - 1862 и т.п.
Собор Лавры - первый из построенных на Афоне. По образцу его построены и все остальные соборы афонских монастырей. Речь идет о составном тетрастильном (четырехколонном) византийском храме с двумя боковыми абсидами на хорах для певчих, двумя часовнями по обеим сторонам от литийного притвора и двойным нартексом, т.е. внутренним (литийным) и наружным. Храм расположен приблизительно в центре большого двора и почитаем (возможно, с XV века) как место успения Святого Афанасия Афонского, который построил храм и посвятил его первоначально Благовещению Богородицы.
Храм был расписан в 1535 году выдающимся критским живописцем Феофаном. Эти фрески считаются лучшими работами уже зрелого художника и относятся к числу наиболее ценных на Афоне. Оба нартекса были расписаны значительно позднее (1854) на средства архимандрита Вениамина. Справа и слева от литийного притвора находятся две часовни - Святого Николая и 40 Мучеников. Первая из них украшена фресками живописца Франка Кателана (1560), современника и, возможно, ученика великих критских художников, хотя манера его работ значительно отличается от манеры критской школы. В другой часовне, посвященной 40 Мученикам, находится гробница с мощами Афанасия, покрытая покрывалом с образом святого. В той же часовне хранятся две ценные переносные иконы - Христа и Богородицы Экономиссы. Созданные в XVI веке фрески часовни были покрыты новым слоем живописи в 1854 году.
Кроме двух этих часовен собора, Лавра располагает 15 другими, которые находятся на территории монастыря. Одна из этих часовен, часовня Святого Георгия, украшена росписями. Из прочих часовен наиболее значительными являются часовня Святого Афанасия рядом с ризницей, где хранятся его железный пастырский жезл и массивный железный крест, а также часовня Богородицы Кукузелиссы с одноименной иконой Богородицы. Кроме того, Лавре принадлежат еще 19 часовен, а также 5 кафизм и 40 келий в поселках Керасия, Морфону, Провата и Карее. Снаружи у главного входа собора находится фиал водосвятия, самый большой на Афоне - Фиал окружен рядом колонн, промежутки между которыми перекрыты замечательным скульптурным парапетом. Фиал украшен фресками нового времени, сюжетно связанными с водосвятием. Рядом с фиалом гордо возвышается тысячелетний кипарис, который якобы посадил сам Святой Афанасий.
Западнее и строго напротив входа собора находится общая трапезная, также украшенная замечательными фресками критских живописцев. Среди изображенных здесь картин выделяются Тайная Вечеря, Небодорожная Лествица, Страшный Суд, Ессеев Корень и 24 Строфы гимна Акафиста, а также целый ряд сцен из жития Богородицы, многих святых и аскетов. Кроме того, здесь следует особо отметить портреты греческих философов Филона, Солона, Пифагора, Сократа, Аристотеля, Фалеса, Галена, Платона и Плутарха.
Необычайно богата монастырская ризница, которая находится в отдельном здании за собором в восточной части двора. Среди ее многочисленных регалий наиболее значительными являются венец и саккос Никифора Фоки, древний колчан для стрел, оклади печатных Евангелий, священные ризы и церковная утварь, кресты, медальоны, чаши для причастия, очень ценные переносные иконы и т.п., а в соборе хранятся части Животворящего Древа Креста Господня и реликвии многих святых.
Расположенная близ ризницы, в том же здании библиотека Лавры считается самой богатой на Афоне. Она насчитывает более 2.500 рукописей, из которых 470, а также 50 свитков - пергаментные. Среди них выделяются некоторые украшенные иллюстрациями рукописи с богатым декором и картинами (напр., А 76, А 86, А 111, П 75) и так называемое Евангелие Никифора Фоки в ризнице. Кроме того, в другом отделении библиотеки находится более 20.000 печатных книг, в том числе много ценных архетипов.
Со времени основания и до сих пор Великая Лавра занимает первое место среди 20 монастырей Афона. Она продолжает придерживаться общежительного образа жизни и насчитывает в настоящее время в целом 420 монахов, 50 из которых проживают в самом монастыре, а остальные 370 - за пределами монастыря, в его многочисленных экзартимах.
Великой Лавре принадлежат также три скита - Святой Анны, Кавсокаливский и Предтечи, а также поселения в Пустыне - Агиос-Василиос, Микри-Агиа-Анна, Кутанакия и Карулия. Все они находятся на юго-западной стороне Афонского полуострова, за монастырем Святого Павла и Новым Скитом, если двигаться в направлении к Лавре.
Скит Святой Анны. Греческий, идиоритмический скит, самый большой и ранний на Афоне, находится на обильном водой и богатом растительностью склоне на западных отрогах Афона, сразу же за Новым Скитом и на незначи-тельном расстоянии перед Пустыней. Деятельность этого скита начинается по-существу в XVII веке, однако несколько пустыней находилось здесь и ранее. В настоящее время здесь находится 51 калива (не все из них обитаемы) и главная церковь (купакоп), построенная в 1752-1755 гг. и расписанная фре-сками в 1757 году. В этой церкви хранится реликвия - левая нога Святой Анны, матери Богородицы. Скит располагает также довольно хорошей библи-отекой, содержащей около 100 (в большинстве своем бумажных) рукописей более позднего времени.
Кавсокаливин. Греческий идиоритмический скит с 40 каливами, некоторые из которых не имеют святилища, а большинство в настоящее время необитаемы. Находится скит за Пустыней по дороге к Лавре, на скалах у моря. Свое название ("сожженные каливы") скит получил от некоего Максима (XIV в.), который прибыл сюда, построил здесь свою каливу и всякий раз, когда к нему приближались другие монахи, сжигал ее, поднимаясь все выше в гору. Церковь (11упакоп) скита построена в 1745 году, нартекс - в 1804 году, а фрески созданы в 1820 году. В ските хранится около 50 рукописей, все бумажные, нового времени.
Скит Иоанна Предтечи. Это была греческая келья, носившая имя Предтечи и проданная приблизительно в середине XIX века двум молдавским монахам. В 1857 году келья была преобразована в скит и постепенно признана румынской по причине национальности его монахов. Находится между Кавсокаливиями и Лаврой на невысоком холме (ок. 250 м над уровнем моря). Снаружи скит производит впечатление очень прочного строительного комплекса прямоугольной планировки с церковью во дворе, которая была освящена в 1866 году в честь Святого Иоанна Предтечи. Скит придерживается общежительного образа жизни, как и соответствующие монастыри, и насчитывает около 10 румынских монахов.
Пустыня. Проплывая у Афона с этой стороны, после скита Святой Анны мы видим Пустыню. Здесь находятся следующие монашеские поселения: Керасия, Агиос-Василиос, Микри-Агиа-Анна, Катунакия и живописные Карулии. Это четыре монашеские объединения, не имеющие сообщения друг с другом по той причине, что здешние места очень суровы, полны крутых скал, так что добраться до уединенных калив этих поселений невозможно. Проживающие в них аскеты или пустынники денно и нощно погружены в молитву и духовную аскезу, не имея никакой связи с миром и совершенно пренебрегая заботами о теле. Они постоянно славят и воспевают сотворившего мир Бога, неустанно моля его о собственном спасении и спасении всех людей.

 

Монастырь Святого Павла
•Монастырь Святого Павла

Монастырь Святого Павла


Находится рядом с большим ущельем на западном склоне Афона в 20 минутах ходьбы от монастырской пристани у моря и в получасе ходьбы от соседнего Дионисиева монастыря. В настоящее время праздником монастыря Святого Павла является Сретение Господа (2 февраля), тогда как раньше в разные времена монастырь был посвящен Христу Спасителю, Богородице и Святому Георгию.

Одна традиция относит основание монастыря к концу VIII или началу IX века, связывая его с двумя личностями, носившими такое имя, - Преподобным Павлом, который якобы был монахом в пустыни в районе нынешнего монастыря, и Павлом Ксиропотамским, который был современником Преподобного Афанасия Афонского. Другая традиция гласит, что здесь стоял старинный монастырь, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, основанный неким Стефаном в годы правления императора Константина Великого. Наиболее вероятно, что Павел Ксиропотамский под конец жизни ушел из своего монастыря в эти места, которые тоже принадлежали Ксиропотамскому монастырю, и проживал отшельником в келье, которую он построил между двумя ущельями во второй половине Х века. Основанный на этом месте монастырь назывался поначалу Ксиропотамским, но затем возобладало другое наименование, в честь его основателя, как это имело место и с названиями других афонских монастырей.
В течение двух веков вскоре после своего основания монастырь Святого Павла не упоминается в числе афонских монастырей, возможно, потому, что был понижен в ранге до кельи. Упоминание о нем (и притом как о монастыре Христа Спасителя) появляется вновь только в 1259 году в хрисовуле Михаила VIII Палеолога, который подтверждает его право на некоторые из владений. Однако затем монастырь снова становится кельей Ксиропотамского монастыря, в частности после ужасных набегов на него со стороны пиратов и, возможно, каталонцев, последствия которых хорошо известны.
В 1370 году монастырь был передан в качестве кельи сербским монахам Герасиму Родиону и Антонию Пигасу и благодаря непрестанным заботам этих двух мужей окончательно занял место среди афонских монастырей. Более раннюю грамоту прота Исаака от 1316 года на тридцать девятом месте подпи-сывает и настоятель этого монастыря, а в Третьем Уставе Святой Горы монастырь Святого Павла занимает восемнадцатое место. Наконец, в сигилле патриарха Матфея (1404), который упорядочивает его пограничные споры с Дионисиевым монастырем, монастырь Святого Павла назван "древним", что свидетельствует о более раннем существовании его на этом месте.
В начале XV века монастырь получил помощь от брата вышеупомянутого Герасима Николая, а также от Радослава Сампия (1405), Иоанна VII Палеолога, бывшего тогда деспотом Фессалоники (1406), сербского краля Гюра и его брата Лазаря (1416), Иоанна VII Палеолога, бывшего тогда деспотом Фессалоникским (1437), а также от сербского князя Бранковича, который выделил деньги для осуществления первой значительной программы строительства монастыря и построил новый, более обширный собор, посвященный Святому Георгию.
Дочь Бранковича Мара, супруга султана Мурада II и мать Мухаммеда Завоевателя, подарила монастырю 1000 дукатов и две экзартимы - в Серрах и в Новых Родах. При взятии Константинополя турки захватили хранившуюся там часть смирны из даров волхвовых и подарили их матери султана, которая продолжала сохранять христианскую веру. Последняя хотела собственноручно доставить их в монастырь Святого Павла вместе со многими другими предметами, но, согласно преданию, когда она после сошествия с корабля собралась уже подняться в гору, то услышала вдруг голос, велевший ей оста-новиться, поскольку на Святой Горе уже пребывает другая царица - Богородица. Мара тут же остановилась, и в память об этом событии на том месте позднее была построена церквушка.
Впоследствии благодеяния монастырю оказывали различные греческие и румынские правители придунайских княжеств, в том числе Стефан Великий, Неанко Бассараб, на средства которого была построена башня (1521), Константин Бассараб, позаботившийся о реконструкции и расширении монастырских зданий, и многие другие.
Благодаря поддержке этих правителей монастырь переживал довольно длительный период расцвета, который продолжался и в следующем, XVII веке, когда монастырь смог содержать около 200 монахов. Однако, несмотря на все это, с целью покрытия огромных материальных нужд, в частности тяжких турецких налогов и задолженности, еврейским ростовщикам, монастырь был вскоре вынужден продать многие из своих владений. В конце XVIII века деятельный ризничий Григорий совершил путешествие по многим странам, собрав значительные денежные суммы, благодаря которым монастырю удалось в какой-то степени подняться. После этого, в начале XIX века Анфим Комнин из Силимврии, настоятель подворий Румынии и друг патриарха Григория V, проявил значительный интерес к реконструкции монастыря, которому подарил также некоторые земельные владения в Кассандре и на Фасосе, а также церковную утварь и ризы.
В годы Национально-освободительной войны монастырь почти опустел, поскольку большинство его монахов покинуло Афон, либо участвуя в общенародной борьбе, либо спасаясь от свирепости турок. Однако впоследствии положение улучшилось, особенно после пожертвований российских царей Александра I и Николая I.
Стоящий на скале монастырь не мог увеличивать свою площадь, и поэтому был вынужден строить свои здания более высокими. Неоднократно монастырь подвергался разрушениям по разным причинам, как, например, во время последнего пожара 1902 года или наводнения 1911 года, когда монастырь был отстроен вновь почти заново. Хронологически различные строения монастыря относятся к разным временам: в частности в XV веке была построена северная сторона, в начале XVI - оборонная башня, в начале XVIII - была реконструирована трапезная, а в течение двух последних веков, XIX и XX, были построены все остальные здания монастыря.
Посвященный Сретению Господа собор, согласно надписи снаружи ниши, начали строить в 1839 году, а закончили 23 апреля 1844 года, в день Святого Георгия. Стены собора построены целиком из мрамора, а разделение храма на отдельные части достигнуто посредством колонн, почему храм внутри очень удобен и просторен. Будучи сооружением более позднего времени, храм до сих пор остается без фресковых росписей, тогда как от более раннего собора в монастырской библиотеке сохранился до сих пор фрагмент очень интересной фрески с изображением головы Святого Афанасия Афонского.
Кроме собора, монастырь располагает 12 часовнями, две из которых - Святого Павла и Святого Георгия находятся справа и слева от литийного притвора, а другие - в других местах на территории монастыря и за его пределами. Наиболее значительной из них является часовня Святого Георгия, на северной стороне с интересными фресками критской школы (1555).
Монастырь располагает 3 кельями в Карее, из которых келья Святого Андрея является его представительством, а также Моноксилитским подворьем на Афоне и другими подворьями за его пределами.
Монастырю Святого Павла принадлежат также два скита - Новый Скит и скит Святого Димитрия.
Новый Скит, посвященный Рождеству Богородицы (8 сентября), - греческий, идиоритмический и находится к юго-востоку от монастыря, в направлении к побережью. Раньше он назывался скитом Башни. Он был основан и стал скитом приблизительно в середине XVIII века. В числе прочих здесь жил отшельником Святой Никодим Афонский. Скит состоит из 28 калив, причем все они расположены в живописных местах, а также главной церкви, где хранятся 200 рукописей, переносные иконы и ризы. Скит насчитывает около 35 монахов. На месте Нового Скита, возможно, находился один из небольших античных городов Афона. Такой вывод делают на основании захоронений и различных предметов, прежде всего монет, найденных в верхней части скита. Другой скит - Святого Димитрия или Лакку-Скити или Лаккоскит ("Ямный Скит") находится на северо-восточной стороне полуострова, между монастырем и башней амальфитан Морфону. Основанный в XVIII веке, этот скит идиоритмический и состоит из главной церкви и 25 калив, в которых проживает (не во всех) несколько румынских монахов.
Среди множества регалий, хранящихся в монастыре Святого Павла, кроме упомянутой выше смирны из даров волхвовых, следует упомянуть часть Животворящего Древа Креста Господня, реликвии многих святых, медальоны, кресты, священную утварь и ризы. Особо следует выделить большой деревянный крест и диптих, которые считают одними из лучших регалий монастыря и всего Афона в целом по причине содержащихся на них миниатюр. Кроме того в монастыре хранится много икон, в том числе Богородицы Мироточицы, Святого Георгия, Моления (иалография) и др.
Очень хорошо организованная библиотека монастыря насчитывает 494 рукописи, некоторые из которых - пергаментные, и около 12.500 печатных книг.
Монастырь Святого Павла придерживается общежительного образа жизни с 1840 года (грамота патриарха Григория VI) и занимает четырнадцатое место среди 20 афонских монастырей. Число монахов превышает в целом 100, причем 35 из них проживают на территории монастыря, а остальные - в его экзартимах. В прежние времена в монастыре проживало также много сербских монахов, по причине чего монастырская печать содержит надписи на двух языках - греческом и сербском, которые расположены по двум окружностям вокруг изображения Святого Георгия.


Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

3007.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info