Рязанская область » Рыбновский район » село Пощупово
Особенно много чудесных исцелений было на Святом источнике, расположенном вблизи монастыря, и издавна почитаемом народом, как чудотворный.
Замечательный случай исцеления бесноватой расслабленной крестьянки произошел 21 мая 1872 года. О нем архимандрит Виталий докладывал Преосвященному Алексию, архиепископу Рязанскому следующее: "Рязанского уезда, села Кузьминского, князя Крапоткина временно-обязанного крестьянина Егора Полетаева дочь Анна Егорова, 22 лет, четыре года страдала расслаблением членов и с тем вместе, по признанию других, недугом беснования, потому что при звуке колокольного звона она тряслась, а при совершении Божественной литургии, особенно при чтении Евангелия и при пении Херувимской песни падала без сознания и кричала. Мая 20 дня 1872 года она - Анна - у себя дома легла отдохнуть, и вот видит во сне, будто она находится в Богословском монастыре, и по двору его несут чудотворный образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, сопровождаемый множеством народа, а за ним следовала старица с посохом в руках, которая подозвав ее к себе и назвав по имени, говорит ей: "Анна, тебе еще не полегчало?" и, получив отрицательный ответ, взяла ее за руку и повела с монастырского двора по дороге к часовне, у которой находился источник, и зачерпнув из него воды, дала ей пить из корца, как будто стеклянного, и, умыв ей лицо, сказала: "Теперь ты будешь здорова, и благодари Бога; из этого источника если больные умываться и пить будут, будут здравы, и не только люди, но и скот".
Сказавши сие, старица повела Анну по тому же следу обратно в монастырь. Но тут видение кончилось, потому что больная Анна проснулась, и, почувствовав облегчение в болезни своей, немедленно рассказала это сновидение матери своей и родной тетке, ближним соседям и знакомым, а тетка сказала Анне: "Мы завтра с тобою пойдем в монастырь и испытаем".
На другой день 21 мая в воскресенье девица Анна отправилась с теткою своею в монастырь Богословский, где отслушала Божественную литургию уже без страха и крика, а после литургии вместе с теткою, пошла искать тот источник, который она видела во сне, и сама без указания других нашла его, несмотря на то, что никогда не только не видала его, но даже не имела сведения о его существовании; испивши и умывшись его водою, она в то же время почувствовала себя совершенно здоровою.
О сем дивном исцелении своем, кроме бывших с нею в то время свидетелей - матери и тетки, она заявила и многим другим, а, наконец, возвратившись в монастырь, подробно рассказала настоятелю и братии как о видении во сне, так и о чудесном своем исцелении".
Спустя несколько дней на источнике исцелилась от головной боли и глухоты солдатка из г. Иванчина Ксения Акимова, гостившая в Окаемове у своей родной сестры.
Священник села Дурного Пронского уезда Василий Иссопов заявил следующее: "В первой половине июля 1872 года полуторалетняя дочь моя Татьяна чудесно выздоровела от воды, принесенной мне прихода моего крестьянкою вдовою Варварою Трофимовой Соловьевой из Святого ручья. От продолжительного поноса, колотья в животе и бессонницы дочь моя представляла собою настоящий скелет, облеченный тончайшею кожицею. Больная требовала, чтобы нянчивший ее ни на минуту не садился. Такое требование до того изнурило мать, что она, выбившись наконец из сил, сдала больную на мои руки. Сострадая малютке, я вспомнил про воду, принесенную мне из Святого ручья и, призвавши святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на помощь, взбрызнул ею больную. Больная мгновенно усыпает и спит всю ночь глубоким сном. На другой день тою же водою умыли ее, и она, не более как часа через три, начала ползать, есть, пить и смеяться. Это обстоятельство поразило нас и всех, кому известно было жестоко-болезненное состояние нашей дочери, в настоящее время пользующейся полным здоровьем".
Крестьянка дер. Колесни села Высокого Михайловского уезда Лукерья Алексеева Лобкова 17 лет страдала беснованием. В продолжении этого времени она испытывала сильное трясение в голове и во всех членах, а при звоне церковного колокола приходила в оцепенение и страх. Сама в церковь никогда не могла войти, а когда была вводима другими, молиться почти не могла; во время чтения Евангелия и Херувимской песни кричала и падала на пол без сознания. К принятию Святых Тайн подводима была поневоле пятью, а иногда и более человеками, сжавши губы и стиснув зубы, не хотела принимать Святых Даров, поэтому каждый раз с большим трудом могли причащать ее. Дома у себя Лукерья мало молилась, ей казалось, будто кто-то запрещал ей молиться, ножом неоднократно замахивался и хотел ее зарезать, всячески угрожал ей. Все это представлялось ей наяву. Лукерья посещала разные монастыри, но легче ей не делалось.
Наконец, когда она услышала, что в Богословском монастыре есть Святой ручей и от него исцеляются, тотчас же со своею дочерью, 17-летней девицей, отправилась туда. Когда пришли в монастырь, отдохнувши немного, отправились к Святому ручью. У ручья с больной сделались страшные припадки, в беспамятстве она всячески ругалась и кричала во весь голос. Много народа было у ручья, и то едва могли ее подвести к нему, - и когда ей ко рту поднесли воду, она губы и зубы крепко сжала, и ни за что не хотела пить, а когда поневоле напоили - пришла в себя и опамятовалась.
Пожила она неделю в гостинице и каждый день ходила к Святому ручью сперва с дочерью, а потом уже одна, и ей становилось раз от раза все легче и легче. Наконец Лукерья совершенно исцелилась от всех вышеупомянутых страданий.
Очень часто родители приносили на источник своих младенцев, больных разными болезнями - грыжей, сыпью, различными глазными заболеваниями, купали их, омывали водой из Святого ручья, и в скором времени те исцелялись.
Особенно трогательный случай произошел в семье машиниста Рязанской железной дороги Ивана Трофимова. Вот как он сам его описывал: "В первых числах марта 1874 года жена моя Анастасия Петрова к вечеру почувствовала боль в левом боку, а поутру - кашель с коликами, а через сутки боль усилилась, сделался жар, бред и отступление рассудка". Из Коломны вызвали доктора. По свидетельству его болезнь оказалась опасною. При отъезде доктор сказал, чтобы больную напутствовать по долгу христианскому, и что он пришлет лекарства. Но лекарство не подействовало, а болезнь усиливалась и продолжалась целую неделю.
Когда врач земной не помогает, то нужно прибегать к Врачу душ и телес. Немедленно был приглашён приходской священник с причтом, и больная напутствована Святыми Тайнами по долгу христианскому, все совершено, - только осталось одно - прочесть на исход души, но что же случилось?
11-лет-ний старший сын больной матери говорит священнику смело, хотя со слезами: "Нет, не читайте!" Священник спрашивает: "Почему же, Митя, не читать? "Ответ: "А с кем мы будем жить?" Священник задумался. Сын обращается к отцу и говорит: "Папаша! Пусти меня с кем-нибудь в Богословский монастырь, я привезу из Св. ручья воды и напоим мамашу, и мамаша будет жива". Это было говорено с детской простотой. Священник, выслушав его объяснение, спросил: "А что, Митя, ты надеешься, что мать твоя встанет от этой воды, которую ты привезешь из Святого ручья?" Ответ Мити: "Да как же, я там в монастыре жил и учился, - видал, как купали больных, и таких видал, которых на руках тащат, купают и поят, и они все живы." Священник сказал: "Ну, Митя, ступай за водой". "Затем прощайте", - сказал священник и, благословив больную, ушел.
Затем немедленно было послано письмо в монастырь, где живет отец болящей. В письме было написано так; что при смерти дочь твоя и желает повидаться с тобою, и просит отца привезти из Святого ручья воды. По приезде к больной, отец спросил подробно о болезни дочери и сколь давно больна. Я сказал, что 12 дней. "А что, пьет и ест?" "Нет, ничего ни пьет, ни ест".
В то время больная была в забытьи; когда открыла глаза, не признала отца, а долго смотрела на него; губы больной были потемнены, и вокруг глаз тоже, - видимый признак смерти. Но что тут делать? Привезена вода, а дать не знаем как. Отец отклонился несколько на сторону и замечает, что будет делать больная, - замечает, что больная следит глазами за отцом; это повторилось несколько раз. Отец берет привезенную бутылку с водой, показывает ей и говорит: "Я привез тебе водицы, можешь ли пить?" Больная, увидавши бутылку, вдруг вспыхнула, заплакала и перекрестилась: "Ах! Чего я ожидала, дайте мне напиться!"
Детям было приказано стать на колени перед образом Божией Матери - молиться; старший сын заплакал, также дети посмышленее плакали; и дана была самая малость воды; минут через 10 дали еще неполную рюмку воды; выпивши оную, больная сказала: "Желала бы лежать при Святом ручье и пить эту воду".
После сего (это было в 9 часу ночи) детей уложили спать, и в третий раз дана также неполная рюмка воды. По-видимому, больная ослабела и выступил пот: заметив оное, мы вышли в другую комнату, дали больной покой. Больная спит крепко, а пот усиливается. В 5ч. утра больная открыла глаза и начала как бы искать, пощупала голову, на руки посмотрела, бок пощупала и все, что было около нее, все пересмотрела, повернула голову, на иконы, заплакала и перекрестилась, нас не замечая.
Отец закашлял; больная вдруг обратила взор к тому месту, откуда был голос. "Папинька, ты приехал?" - "Приехал дитя. Что, Настя, ты больна?" - "Да, всем больна была, кашлянуть было нельзя, колики были по всему телу, а особенно в левом боку". - "А что теперь чувствуешь?", -спрашивает отец. Иван Трофимыч! Чем ты мне голову намочил?" - "Я ничем не мочил". Отец говорит: "Это пот, дитя; это тебя Царица Небесная исцеляет; я вчера приехал и привез тебе из Святого ручья воды; ты три раза пила, и если желаешь, то вот тебе и лекарство, - пей, только помни Царицу Небесную - нашу Целительницу.
Через час был готов чай; больная сама встала и села на постели около подушек и выпила чашку чаю. Отец спросил: "Чего тебе хочется?" Больная говорит: "Малинового варенья?" К вечеру она выпила две чашки с вареньем и белым хлебом; потом другую ночь - спала преспокойно: на ночь намочена была голова водою из Святого ручья, а на следующий день больная встала с кровати, разливала чай и угощала отца; и со слезами смотрела на икону Царицы Небесной, дала обет быть в Богословском монастыре и благодарить Царицу Небесную и святого Иоанна Богослова за исцеление, что и было исполнено ею 29 мая". Так по вере 11-летнего мальчика была спасена от смерти его мать.
В 1874 году у Ивана Васильевича Котова, телеграфиста Сергиевской станции Рязанско-Козловской железной дороги сильно заболела правая рука. Рука распухла, а через некоторое время отнялась. Обратившись к врачам и не получив от них помощи, Котов с матерью отправился в конце концов в Иоанно-Богословский монастырь. Идучи в монастырь два дня, - рассказывал он впоследствии, - я чувствовал сильную и нестерпимую боль в руке, потому что от ходьбы рука моя как бы более отяжелела и невыносимо ломила.
По приходе в монастырь, конечно, пришлось подойти для благословения к о. архимандриту, - о. архимандрит, узнавши о моей болезни, посоветовал мне и матери моей - с крепкою верою и полною надеждою прибегнуть к заступлению Угодника Христова Иоанна Богослова, и вместе с тем о. архимандрит посоветовал три раза искупаться в воде из источника, находящегося при монастыре.
Когда же мать моя объявила о. архимандриту, что больной более года не видел на себе капли сырой воды, так как врач запретил мочить водою больную руку, - о. архимандрит сказал: "Тот - врач, а этот - Иоанн Богослов, скорый целитель от всех болезней; советую вам искать помощи от болезни у одного Бога и скорого целителя Иоанна Богослова".
По совету о. архимандрита мы пробыли несколько дней при монастыре, прося Угодника Иоанна Богослова об исцелении больной руки. На первый день после обедни я искупался при источнике в первый раз, после вечерни - во второй и на другой день после утрени искупался в третий раз. Во время третьего купания, пальцы моей больной руки начало подергивать, в то же время пальцы стали шевелиться". Прошло некоторое время, и рука Ивана Кротова стала здорова.
Святой источник Иоанна Богослова село Пощупово