Упоминается в 14 в. в грамоте Ивана Калиты как Александровская слобода, в 16 в. Александрова слобода. В 18 в. снова Александровская слобода. Название от православного личного имени, но лицо, носившее это имя остаётся неизвестным. В 1513 был построен загородный дворец великого князя Василия III и освящена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне Троицкий собор). В 1564-1581 в слободе находилась резиденция Ивана Грозного. В 1578 основана первая на Руси типография. С 1778 уездный город Александров. В 19 в. действовали крупнейшие в России ткацкие мануфактуры - Троицко-Александровская и Соколовская. В 4 км к северо-востоку от Александрова - природно-ландшафтный комплекс Невской горы, где в 1689 юный Пётр I с генералом П. Гордоном проводил манёвры потешных полков.
Судьба Александровской Слободы удивительна и неожиданна. По воле Великого московского князя Василия III в начале XVI века из небольшого охотничьего стана она превратилась в загородную правительственную резиденцию, где вершилась история Российского государства. С приездом сюда в 1564 году царя Ивана IV Слобода стала выполнять роль фактической столицы России. Отсюда грозный царь завершил объединение русских земель, учредил опричнину и сделал это место одним из крупнейших центров культуры. В Слободе были созданы первая русская консерватория и продолжено дело первопечатника Ивана Федорова. Здесь, на Государевом дворе, решались важнейшие вопросы международной политики, принимались посольства из многих европейских государств: Швеции, Дании, Австрии, Англии, Речи Посполитой, заключались торговые договоры.
После отъезда Ивана Грозного в Москву, Слободу посетили в XVII-XVIII вв. все цари рода Романовых: Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Петр Алексеевич. Дочь Петра I Елизавета, сосланная в свою дворцовую вотчину в 1730 году, прожила здесь 10 лет и отсюда уехала венчаться на царство. Много легенд и загадок таит в себе и сегодня Александровская Слобода: исчезнувшая библиотека Ивана Грозного, царские семейные драмы, полет первого русского Икара... Хранителем этих легенд и загадок, главной достопримечательностью древнего города является музей-заповедник "Александровская Слобода", находящийся на территории Государева двора. Архитектурный ансамбль Государева двора Александровской Слободы - уникальный средневековый дворцовый комплекс. Созданный итальянскими и московскими мастерами, он был вторым после Кремля Москвы по величине, красоте и богатству. Как и в былые времена, Александровский Кремль до сих пор поражает своим великолепием и таинственностью. В древних памятниках, в камне, в красках, в колокольных звонах оживают яркие страницы истории становления русской государственности. Троицкий собор (1513 г.) - дворцовый храм царской резиденции, самое грандиозное и величественное сооружение Александровой Слободы. В этих стенах происходили общественно-важные, политически значимые события - Иван IV Грозный венчался со своей третьей женой Марфой Собакиной и пятой женой Анной Васильчиковой, его сын Иван Иванович - с Евдокией Сабуровой. Снаружи и изнутри храм украшен белокаменной резьбой. В интерьере - фресковая роспись XVI века. В порталах храма - военные трофеи царя Ивана IV - строгие медные Тверские врата (XIV в,) и торжественные "злаченые" Новгородские двери (1336г.). Распятская церковь-колокольня (XVI в.) - доминанта дворцового комплекса Александровской Слободы. Могучая, устремленная ввысь архитектура колокольни ставит памятник в ряд выдающихся произведений русского средневекового зодчества. С ней связана память о кровавом карательном походе грозного царя на Великий Новгород и одна из самых красивых легенд Александровского Кремля о холопе Никите, взлетевшем на деревянных крыльях в небеса "аки птица свободная".
Успенская церковь (XVI-XVII вв.) - домовый храм великой княгини. Это небольшая по объему изысканных пропорций церковь, расположенная на высоком белокаменном подклете, под которым хорошо сохранились обширные погреба - надежные хранилища сокровищ московских государей Василия III и Ивана IV. Легенда рассказывает, что именно из этих погребов в XVI веке по таинственному подземному переходу - "Государевой трубе" - можно было проехать па тройке лошадей и беспрепятственно покинуть царскую резиденцию. Покровская церковь (XVI-XVII вв.) - редчайший памятник русской средневековой архитектуры, древнейшим ядром которого является знаменитый домовый храм царя Ивана. На гранях его шатра сохранилась уникальная, не имеющая аналогов, фресковая роспись, заказчиком которой был сам Иван Грозный. Роспись поражает совершенством утонченного рисунка, лаконичностью художественного языка, неординарным подбором изображенных святых. Долгие часы проводил первый русский царь Иван IV в этом храме, творя молитвы и размышляя о судьбе вверенного ему государства.
С Александровской Слободой связано много легенд. Реальные события, происходившие здесь, обрастали новыми подробностями и фактами, былями и небылицами. Так, по одной версии царевич Иван погиб от удара железным посохом, а по другой - он умер после продолжительной болезни. Однако наиболее распространенная версия утверждает, что, придя как-то утром на половину сына, Иван Васильевич застал невестку в исподнем. Осерчав, ударил ее по лицу. Молодая женщина, ждавшая в ту пору ребенка, заплакала. Подоспевший царевич заступился за жену, но царь в гневе замахнулся на него жезлом и случайным ударом в висок убил сына.
Царь Иван Васильевич жил в постоянном страхе заговоров и покушений на свою жизнь и потому большую часть времени проводил он в допросах, пытках и казнях. Заговоры раскрывались ежедневно; ежедневно приговаривались к смертной казни знатные военачальники и чиновники. Князь Иван Куракин, будучи воеводой в Вендене, был найден пьяным во время осады города королем Стефаном. За это князь был раздет донага, брошен в телегу и до смерти засечен на торговой площади проволочными кнутами. Старший конюх царя Иван Обросимов был подвешен за пятки на виселице. Четыре палача резали его тело ножами. Один из них ткнул нож чуть глубже, чтобы прекратить мучения несчастного, но был уличен. И тотчас сам отправился на другой эшафот. Ему отрезали руку, и от заражения и потери крови он умер на следующий день.
Князь Борис Тулупов, бывший когда-то царским фаворитом, был уличен в связи с опальной знатью. За это его посадили на кол, заостренный так, что пройдя через тело,он вышел у горла. Князь оставался живым пятнадцать часов, мучаясь от нестерпимой боли. Мать его привели посмотреть на это ужасное зрелище. За тот же проступок почтенная женщина была отдана по приказу царя на поругание стрельцам. Тело несчастной бросили псам, и те растащили его на куски. Существуют легенды о том, что на территории кремля есть подземный ход и всевозможные тайники, в которых спрятана царская библиотека. Среди царских книг, унаследованных от Софьи Палеолог, были греческие пергаменты, латинские хронографы, древнееврейские манускрипты. Книги хранились в трех сводчатых подвалах возле покоев царя.Об этом свидетельствуют источники. Но знаменитая библиотека таинственно исчезла и до сих пор не найдена. Принято считать, что след ее обрывается именно в Александровской Слободе.
Троицкий собор - крестово-купольный четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм с повышенными подпружными арками. В архитектуре Троицкого собора Александровской слободы, первоначально бывшего дворцовой церковью Покрова при Государевом дворе, соединены черты раннемосковского зодчества (конца XIV - начала XVвв.) и новшества, привнесенные итальянскими архитекторами, работавшими в Кремле при Иване III и Василии III. Белокаменный орнаментальный фриз, опоясывающий фасады и апсиды храма, восходит к резному поясу Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1422); использование повышенных подпружных арок в основании барабана, определяющее пирамидальное построение центральной части четверика, характерно для раннемосковского зодчества. Следует подчеркнуть, что архитектура собора ориентируется на образцы более чем вековой давности, а не на непосредственных предшественников конца XV в., что позволяет предположить сознательное обращение к образцу (таковым, вероятно, мог быть собор Троице-Сергиева монастыря). Однако влияние "фряжской" архитектуры рубежа XV-XVI вв. здесь также очень значительно. Резные порталы и капители пилястр на фасадах напоминают рисунок порталов Благовещенского собора Московского Кремля, в свою очередь близкий орнаментальным мотивам северо-итальянского Возрождения. Полуциркульная форма архивольтов закомар, завершающих фасады (вместо раннемосковских килевидных), вновь осваивается русскими зодчими только после появления Успенского собора Фиораванти. Небольшое повышение подпружных арок по отношению к щелыге сводов, нехарактерно для раннемосковской архитектуры. Еще одна характерная черта архитектуры собора - активное использование белокаменной кладки. Из белокаменных блоков выложены внутренние поверхности стен и основные своды.