Село Лявля, расположенное приблизительно в тридцати километрах от Архангельска на правом берегу Двины, при впадении в нее речки Лявли, известно с XIV века как одно из древнейших новгородских поселений в низовьях Двины. Здесь располагался древний Успенский Лявлин монастырь, основанный в 14 веке. До 1641 г. монастырь был самостоятельным, а затем перешел в ведение Антониево-Сийского монастыря. В 1339 году для обители, по распоряжению великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты, было написано пергаментное Евангелие, одно из первых рукописных на Руси, сохранившееся до настоящего времени, и известное как "Сийское Евангелие". Такое название Евангелие получило, так как было обнаружено в 1829 году в библиотеке Антониево-Сийского монастыря. В 1887 году оно было передано в древлехранилище Архангельского епархиального церковно-археологического комитета. В 1931 году Евангелие передали в библиотеку Академии наук.
Успенский мужской монастырь всегда имел два храма, Успенский и Никольский. Во время пожара 1580 года первая монастырская Успенская церковь сгорела. Существующая Никольская (Успенская) шатровая церковь, была построена в 1581-1584 гг. (в различных источниках эта цифра колеблется в промежутке 1581-1589). По преданию, храм поставлен стараниями новгородской посадницы Анастасии над гробом её брата Стефана, бывшего иноком Успенского монастыря. До 1765 года церковь принадлежала Лявлинской пустыни, образованной из Успенского мужского Лявлина монастыря. После упразднения пустыни, в 1765 году стала приходской церковью. С 1805 по 1845 годы богослужения в ней не проводилось из-за её ветхости. В 1844 г. храм посетил архангельский военный губернатор маркиз Александр Иванович де Траверсе и решил за свой счет отремонтировать древнюю церковь. При ремонте, в 1845-м году, нижние сгнившие венцы сруба не заменили новыми, а просто убрали, опустив весь храм на 2,5 м. Были искажены общие пропорции церкви и утрачена построенная на "выпусках" висячая тесовая галерея-паперть, окружавшая храм с трёх сторон. Тогда же церковь обшили тесом и покрасили в белый цвет "под камень". После возобновления, храм был переосвящён из Успенского в Никольский, так как существовавшая тогда Никольская деревянная церковь обветшала и подлежала закрытию. В приходе к тому времени, на средства купца и судостроителя Андрея Харитонова, в 1804 году была уже построена каменная Успенская церковь. Обновленный храм был освящен 1 июля 1845 г. В церкви был устроен новый иконостас, вызолоченный на полимент. В 1886 г. храм был перекрашен, покрыт железом и обнесен деревянной оградой на средства крестьянина Ухтостровского прихода Илариона Ермолина. В советское время церковь была закрыта. В 1943 году помещение храма заняла воинская часть, которая устроила в нем клуб. В начале 70-х годов XX века Никольский храм передали музею деревянного зодчества "Малые Корелы". В 1967-1970 гг. Архангельской реставрационной мастерской выполнена реставрация памятника, в результате которой была снята поздняя обшивка, восстановлено первоначальное покрытие шатра, бочек и главки лемехом, но на сложные работы по подводке нижних венцов и воссозданию галереи-паперти не хватило средств.
Никольская церковь в селе Лявля представляет собой самый древний тип шатрового храма, рубленного восьмериком от основания, так называемый "восьмерик от пошвы".
К восьмерику церкви, с востока и запада, прирублены одинаковые по размеру прямоугольные алтарь и трапезная. Перед трапезной небольшой притвор. Восьмерик, алтарь и трапезная рублены из массивных брёвен "в обло" (с остатком), притвор рублен из бруса "в лапу". Восьмерик и прирубы в верхней части имеют повалы. Никольская церковь сохранила редкие архаичные конструктивные формы. Шатер является продолжением сруба, но брёвна рублены "в реж" (с просветами), так же "в реж" рублена и глава и барабан-шея и килевидные бочки, покрывающие прирубы. В результате Никольский храм в Лявле является цельной срубной конструкцией. Шатёр, барабан, глава и килевидные бочки покрыты лемехом. Из-за срубной конструкции главка и барабан получили гранёную форму. У основания шатра и бочек устроены "полицы", которые служили для отвода дождевой воды от стен церкви. Притвор покрыт на два ската тесом.
Мощный, почти без окон, восьмерик с двумя прирубами выглядит очень монументально, декоративных деталей практически нет, только лемех покрытия и фигурные завершения "полиц". Первоначально эта суровость облика храма смягчалась более стройными пропорциями восьмерика и висячими галереями с крыльцом.