Легко и невесомо, куда-то ввысь, под самые своды храма взлетали голоса хора - звучали молитвенные песнопения... Казалось если закрыть глаза и не замечать вокруг ничего, то это божественное пение в сочетании с хорошей акустикой как будто поднимало, и возносило вслед за собой, наполняя душу ощущением полета. Людей в храме было не так уж много, в основном женщины - некоторые из них даже плакали от невольно нахлынувших чувств. Но все же отчего-то так неуютно и пронзительно тоскливо становилось на сердце в то мгновение когда, поднимая глаза, ты начинаешь вглядываться вокруг.
Молодая девушка в белоснежном платке - солистка хора и ее чудесный дивный голос, струившийся к небу, абсолютно не вписывались в окружающее пространство. Серые стены заброшенного храма с отвалившейся и ободранной штукатуркой, выступившая наружу кирпичная кладка, почерневшие и почти стершиеся фрески - все это как-то совсем не сочеталось с возвышающим душу пением.
Это происходило летом 2006 года, когда впервые за многие десятилетия в этом заброшенном и разрушающемся храме села Шалоболино Курагинского района вновь зазвучали слова молитвы в песнопениях духовного молодежного хора из Красноярска "Неувядаемый цвет". Светлые, молодые одухотворенные лица своими голосами на какое-то время как бы освящали и вдыхали жизнь в эти разрушенные стены. А слушатели знакомились с православно-христианской культурой церковного пения, звучавшего здесь когда-то много лет назад. Теперь храм разрушается и, глядя на это запустение и ободранные стены, слушая этот прекрасный голос, взывающий к небу - сердце невольно начинает сжиматься.
Были здесь среди женщин и те, кто еще на веку своей молодости помнил и видел воочию все величие и великолепие этого храма, ступал сюда своими детскими ногами. Но для наших детей вся эта красота не сохранилась, люди не сберегли ее и растеряли. А вместе с этим и что-то намного большее. И этот храм теперь как сиротливая, неприкаянная душа, оставленная и забытая всеми без человеческого тепла опустела, без любви и веры обреченная на медленное умирание.
А когда-то здесь было все совсем по-другому: этот Шалоболинский белокаменный храм, построенный еще в середине девятнадцатого века благодаря усилиям и желанию простого народа, в честь Святой Живоначальной Троицы был самым красивым и большим в округе. С разных деревень приезжали сюда люди на Престольные праздники.
Из современных источников О.Чебокчинова: "Решение о строительстве церкви принималось на сходе. В прошении указывалось стремление общины "заботиться о религиозности и нравственности членов общества". Разрешение на строительство каменного храма было получено от епископа Томского и Енисейского Афанасия в 1845 году. Построена церковь была в 1851 г. Строилась церковь "благодаря тщанию прихожан"...Много средств пожертвовал на строительство храма бывший крестьянин села Пойлово Иосиф Иванович Артемьев, золотопромышленник, "много потрудившийся по украшению сего храма".
Первую службу в храме проводил священник из Минусинска при большом стечении народа. Храм был виден издалека и впечатлял своей красотой. Он стал самым значимым местом в духовной и культурной жизни людей. По словам жительницы, села, храм по праздничным дням был переполнен. "Сердце замирало от красоты. Было чисто, красиво. Много икон. Особенно поражал многоголосый хор". В 1852 году открылся Шалоболинский Троицкий приход. Приход был очень богатый, поэтому на содержание и ремонт храма уделялось много средств.
Последний раз храм реставрировался примерно в 1904 году. Многое отреставрировано местным художником Семёном Айзиман. В начале 20 века на средства прихода он ездил учиться искусству реставрации в Венецию. Вместе с Гриневичем, местным художником, он реставрировал иконостас и фрески под куполом храма. При храме была богатая библиотека. Создано было попечительство, общество трезвости. При Шалоболинской церкви был попечительский совет. Его стараниями к началу XX века при Шалоболинской Троицкой церкви был открыт приют для девочек-сирот. Девочки обучались швейному делу. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию сирот, а также дальнейшей судьбе выросших воспитанниц. Кроме того, попечительский совет оказывал помощь нуждающимся прихожанам: денежной ссудой, зерном, моральной поддержкой".
Но на смену благополучию и процветанию пришло время разорения и запустения Шалоболинского храма, а вместе с ним и самого села. Все очень изменилось: опустело, вымерло и осиротело. Оборвалась какая-то ниточка, связывавшая нас духовно с теми людьми, жившими здесь когда-то: которые давали, жертвовали кто, сколько мог свои небогатые сбережения на то, чтобы этот храм в селе Шалоболино был построен. Теперь и нам пора задуматься, нужен ли нам этот храм? Ведь Троицкий храм является не только историческим архитектурным памятником нашей русской культуры, но это ведь еще и многовековой оплот, стержень и опора для всего православного русского народа.
Время идет, приходят новые поколения, растут дети, и стоит задуматься о том, что мы сами оставим им в наследие, какое духовное богатство накопили мы, какие духовные и моральные ценности можем мы привить и передать нашему подрастающему молодому поколению, от которого будет зависеть будущее России - наше будущее.