Успенский собор в Енисейске - старейший храм Красноярско-Енисейской епархии РПЦ.
В 1747 г. (или 1774 - по документам благочинного градоенисейских церквей) 11 мая по желанию жителей города и по благословению Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского, бывшая приходская Гостинодворская праздная деревянная церковь, в связи с построением вместо нее каменной, со всем церковным украшением была перенесена и поставлена на гору за городом, где было тогда кладбище.
Эта деревянная церковь на Гостином дворе прежде именовалась Знаменской. В 1774 г. она была освящена в честь Успения Божьей Матери. За ветхостью ее деревянное строение разобрали и употребили на дрова, так как решено было построить новое - кирпичное.
По благословению архиепископа Варлаама 9 сентября 1793 г., была заложена на средства енисейского купца Ефима Трескина новая каменная Успенская кладбищенская церковь. 27 августа 1794 г. купцом Петром Трескиным (братом Ефима) заложен второй (холодный) этаж церкви. В 1799 г. было завершено строительство нижнего этажа и 11 июля этого же года Успенская церковь была освящена с прежним антиминсом. Придел верхнего этажа был освящен 17 июля 1818 г. во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
В 1826 г. епископ Иркутский Михаил лично заложил Иннокентьевский (теплый) придел с северной стороны от Успенского. 23 ноября 1827 г. Иннокентьевский придел был освящен во имя всея Сибири чудотворца святителя епископа Иннокентия Иркутского. Построен был этот придел на средства енисейского 1-й гильдии купца Александра Кобычева.
25 августа 1843 г. был освящен второй (холодный) придел на втором этаже с северной строны во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Построен он на средства почетного гражданина Енисейска и 1-й гильдии купца Александра Александровича Кобычева (сына Кобычева, построившего Иннокентьевский придел).
До 1823 г. Успенская церковь была приписной кладбищенской церковью. Облик ее в сравнении с другими енисейскими храмами отличает некоторая сухость. Но тем не менее и она весьма красива, близка к общерусским традициям того времени, но с сохранением и черт сибирского барокко. Имеется массивная колокольня со шпилем, увенчанная крестом, пять основных куполов и два над алтарями.
В 1823 г. кладбищенская Успенская церковь обращена в приходскую с назначением штатного причта, состоявшего из священника и псаломщика, а позднее и диакона. Образовался Успенский приход, существующий и поныне.
27 августа 1869 г. В Енисейске произошел страшный пожар. Город сгорел дотла, осталась лишь его седьмая часть. Но уцелела и не была тронута пожаром Успенская церковь.
На 1916 г. по Успенской церкви имеются следующие сведения. Причт: 1 священник, 1 псаломщик. Приход: 316 мужчин, 363 женщин.
В 1923 г. по Енисейску прокатилась первая волна закрытия церквей. В Успенском храме служили: протоиерей Николай Павлович Пикановский (род. 1884 г., рукоположен в 1906 г.), он же благочинный и председатель уездного церковного управления, псаломщик Василий Алекссеевич Бакшаев (род. 1875 г.), иерей Иоанн Вазингер из закрытой Иверской церкви, председателем церковного совета был Александр Анатольевич Колмогоров. В списках прихожан значится 67 учредителей. Всего прихожан 250 человек. Старостой был С. К. Самойлин.
17 апреля 1923 г. заключен договор о передаче Успенской церкви общине верующих.
В 20-е годы в Енисейске на фоне бурных советских преобразований продолжаются богослужения в Богоявленском соборе, Кресто-Воздвиженской кладбищенской, Успенской, Троицкой, Преображенской, воскресенской, Входо-Иерусалимской (кладбищенской) и Спасской церквах.
В 30-е годы началась вторая волна закрытия церквей. И к концу 30-х годов были закрыты все церкви Енисейска и все 33 прихода бывшего Енисейского уезда. А также все монастыри Енисейской епархии. В соборе устроили котельную. В Троицкой церкви - гараж. В Воскресенской - цех мехзавода. В Иверской - клуб, там проходило голосование. В Успенской внизу жили спецпоселенцы, а вверху - клуб авиапорта.
В 1937 г. в Енисейске расстрелян иерей Иоанн Вазингер - последний священник Иверского монастыря, служивший потом в Успенской церкви, затем работавший в миру.
В 1937 г. с Успенской церкви сняли колокол.
3 июля 1946 г. заключен договор о передаче Успенской церкви в пользование прихода Православной Церкви. Первым священником, настоятелем, открывавшим церковь был ссыльный протоиерей Евгений Бобовский. Он служил примерно по 1953 г.
Со стороны горсовета договор о передаче Успенского храма подписан Галиной Михайловной Галимовой. Со стороны Церкви, кроме настоятеля, договор подписан тремя членами церковного совета: исполняющим обязанности завхоза Макаровым, Татьяной Васильевной Гозовой и Любовью Ивановной Новотихаревой. Сохранились имена прихожан: председатель ревизионной комиссии Попищенко Иван Филиппович, Пургина Мария Ивановна, Шомполова Зинаида Ивановна, Солдатова Елена Степановна Елистратова Анна Павловна, член ревизионной комиссии Макаров Николай, Аксенова Татьяна Петровна, Шадрина Марфа Павловна, Жукова Ксения Николаевна, Яричина Фекла Яковлевна, Шадрин Алексей Иннокентьевич, Тараненко Надежда Николаевна, Чепалова Анисия Капитоновна, Чащина Афанасия Иосифовнв, Бредина Мария Андрияновна, Голублев Платон Степанович, Голублева Лукия Михайловна, Ситников Петр Александрович, Ситникова Фекла Гавриловна, Галкина Лидия Антоновна, Алексеевская Анна Васильевна.
Сначала в храме служил один священник Евгении Бобовский, Потом присоединилось из Маклаково еще двое ссыльных священников-молдаван: Михаил Гордузя и Анатоний Устьян. Еще служил диакон монах Василий Слемзин.
К 1950 г. ремонт собора был более менее завершен и наведен порядок. На колокольне отсутствовал колокол, его не было до 1988 г., не было и восьмерика, крест на небольшом шпиле поставили прямо на полусферу купола колокольни. С самого храма были снесены все семь куполов, полусфера над Петро-Павловским приделом тоже снесена и усыновлена плоская крыша. Поэтому прямо на плоской крыше и поставили крест. В таком виде простоял храм до 1986 г.
После освобождения от ссылки и отъезда в Ленинград протоиерея Евгения Бобовского в Успенской церкви в первой половине 50-х гг. служили священник Михаил Гордузя и о. Антоний. Протодиаконом был о. Симеон. З-4 года работал в Енисейске врачом и ссыльный священник Александр Гурич. Из Енисейска его сослали в п. Фомка около Туруханска. Там он и умер.
После о. Михаила и о. Антония служил около года в Успенском храме бывший красноярский благочинный игумен Иннокентий. После него с середины 50-х годов - священник Николай Корниенко.
К тому времени служил уже в Успенской церкви протоиерей Евгений Сакидон. Где-то с конца 50-х гг. по 1965 г. стал настоятелем храма сын о. Евгения, рукоположенный в Енисейске о. Всеволод Сакидон.
С 1961 г. председателем церковного совета избирается не настоятель, а мирянин. Первым был избран на эту должность Иван Пироженко, воспитанник служившего в начале 30-х годов в Троицкой церкви репрессированного отца Илии Пироженко. 10 лет пробыл Иван Пироженко старостой Успенской церкви (1961-1971). До этого 10 лет он был председателем ревизионной комиссии.
Отцу Всеволоду Сакидону и старосте Ивану Пироженко вместе со всеми верующими пришлось выдержать довольно сильный натиск исполкома, требовавшего закрытия единственной в городе церкви. Особенно усердствовала тогдашняя уполномоченная по Енисейску заведующая ГорФО А. М. Одинцева.
Отец Игнатий Танчук служил в Успенской церкви с 1966 г. по 1978 г. При нем был построен второй этаж пристройки, а также отгорожена стеной часть Александровского придела, так образовалась в пристройке внизу еще одна комната.
В целом в 70-е годы отношения властей к церкви в значительной мере смягчились. Но, ведущая неустанную борьбу с православными, А. М. Одинцева добилась отстранения с должности старосты Ивана Пироженко. И с 1971 г. старостой стала Александра Алексеевна Сумкина. После нее длительное время (до 1983 г.) старостой была Таисия Ермолаевна Хвоина.
С 1978 - три года в Успенской церкви служит протоиерей Максим Штонь. С 1981 по осень 1982 гг. на его место пришел отец Виктор Захаров. Он тоже жил в пристройке храма. При о. Викторе и начались реставрационные работы: под всю северную стену храма был подведен основательный фундамент, а также восстановлены ликвидированные более 40 лет назад стяжки между стенами. Это спасло Успенскую церковь от дальнейшего крупного разрушения. При о. Викторе изготовлен также металлический престол с рельефными иконами.
С осени 1982 г. прибыл на служение протоиерей Александр Пивоваров. Его живая горячая проповедь, сила духа и любви буквально всколыхнули приход. Количество прихожан резко увеличилось, но при всем при этом начались и большие приходские распри. Полностью был сменен церковный совет. Старостой стала с февраля 1983 г. Татьяна Михайловна Овчаренко и пробыла на этой должности один год. 12 апреля 1983 г. Александр Пивоваров был арестован, а в августе 1983 г. осужден. До июля 1984 г. он отбывал наказание в Туве, с июля 1984 г. по осень 1985 г. был в ссылке в Кызыле. Обвинен был о. Александр в спекуляции, хотя фактической причиной ареста, конечно же, была его чрезвычайно активная и плодотворная пастырская деятельность, в том числе распространение православной литературы. Сами городские власти дали о нем положительный отзыв, особенно тогдашняя уполномоченная по делам религии по Енисейску завотделом культуры горисполкома В. И. Тагирова.
После ареста о. Александра два с половиной месяца Успенский приход был без настоятеля. С 1 июля 1983 г. и по сей день настоятелем Успенской церкви служит протоиерей Генадий Фаст.
В первые годы служения сделан целый ряд работ по благоукрашению и ремонту церкви, а 1986 г. на храме воздвигнуто семь куполов, хотя и не в том виде, как было раньше. В этом же году отреставрирован фасад. Весной 1988 г. завершена работа по восстановлению резьбы и позолоты иконостаса в Успенском приделе. К празднованию 1000-летия Крещения Руси музей передал церкви старинный колокол (видимо, голландского изготовления).
В 1985-1986 гг, снова было возбуждено уголовное дело на служителей Церкви. На сей раз на псаломщика Геннадия Яковлева и священника Геннадия Фаста. Но после семимесячного следствия дело было закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Испытание было немалое. Но при этом надо отметить, что отношение самих городских властей к церкви в 80-е годы помягчело и было, как правило, доброжелательное.