В октябре 1888, когда свежи еще были воспоминания о посещении Екатеринодара Августейшей семьей, пришло известие, взбудоражившее весь город. 17 октября произошло крушение царского поезда при проезде его через станцию «Борки». Так как катастрофа не имела печальных последствий для Августейшего семейства, этот день стал праздничным для всей России.
Через год, 17 октября 1889 Екатеринодарские общества решили увековечить это историческое событие памятником. После молебна в Александро-Невском соборе, городское, купеческое и мещанское общества отправились в помещение Городской Думы для совещания. В результате было принято решение о сооружении в Екатеринодаре величественного собора с семью престолами. Предполагалось главный Престол посвятить святой великомученице Екатерине, а остальные назвать в честь небесных покровителей членов Августейшей семьи: Марии, Николая, Георгия, Михаила, Ксении и Ольги.
Начался сбор средств на строительство собора. Екатеринодарская Городская Дума обязалась 2% городских доходов направлять на богоугодное дело. В некоторых общественных и кредитных учреждениях велся кружечный сбор,принимались пожертвования от частных лиц и учреждений. В зале Городской Думы была выставлена на всеобщее обозрение большая гипсовая модель храма, призванная дать представление о красоте и величии будущего собора. Деньги на строительство ежегодно отчисляли: городские власти, купеческое, мещанское и другие общества, были добровольные пожертвования. К 1896 году собрали 50 тысяч рублей.
Особая комиссия, избранная Городской Думой, первоначально определила место для сооружения храма в 113 квартале города (ныне квадрат между улицами Кирова, Горького, Фрунзе и Пашковской). Но переговоры с домовладельцами 113 квартала ни к чему не привели.
К началу 1896 г. инициаторы сооружения храма располагали суммой почти в 50 000 рублей. Этого было достаточно, чтобы начать строительство, но вопрос о выборе места оставался нерешенным.
В феврале 1896 г. Городская Дума высказалась за постройку храма на Екатерининской площади, занимавшей центральное место в городе. Находившаяся там маленькая Екатерининская церковь была настолько ветха, что грозила разрушением. Дума сочла целесообразным упразднить церковь святой Екатерины, а на ее месте соорудить величественный собор с важным историческим значением.
Будущий храм решил судьбу старинной Свято-Екатерининской церкви. Долгие годы причт Екатерининской церкви вел тарелочный сбор средств на реставрацию церкви; теперь по желанию верующих и с разрешения Епархиального начальства деньги эти были переданы на строительство семипрестольного собора св. Екатерины.
Над проектом будущего собора работал местный архитектор Иван Клементьевич Мальгерб. В сентябре 1899 Техническо-строительный комитет при управлении хозяйственной частью Святейшего Синода утвердил все представленные чертежи постройки храма. Торжественная его закладка состоялась в воскресенье, 23 апреля 1900. После Литургии в Александро-Невском соборе был совершен Крестный ход к месту закладки нового храма. На сооружение храма было получено архипастырское благословение Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Высокопреосвященного Агафодора.
Строительство началось в 1900 году, но из-за отсутствия средств оно часто приостанавливалось.Первые два года строительство шло быстрыми темпами, было уложено около 2,5 миллионов штук кирпича. Затем из-за нехватки средств и революционных событий в стране строительство почти не велось, и недостроенное здание храма сиротливо возвышалось на площади до 1908 г. Только в 1909 г. были закончены работы по укладке кирпича.
Газета «Кубанский край» от 20.09.1911 г. писала: «В это воскресенье Екатерининская площадь была заполнена народом по случаю поднятия большого креста на главный купол строящегося семипрестольного храма. Крест весом около 45 пудов уже лежал на площади, обвязанный платками и полотенцами. Он был прикреплён к стальному канату.
Народ все прибывал, и скоро извозчики не могли проехать по Котляровской улице. Около 2-х часов дня рабочие взялись за канат и лебедку. Все собравшиеся обнажили головы и перекрестились. Спустя час крест достиг купола и был закреплен в нем».
В 1911 году у купца И. П. Добровольского умерла жена, которую похоронили в одной из усыпальниц в нижней части храма. В память о ней он на свои средства взялся построить всю нижнюю часть храма, а строительство верхней части было опять приостановлено.
К началу 1912 г. были закончены все наружные работы. Но средств на завершение храма по-прежнему не хватало. И Екатеринодарский городской голова М. Сквориков был вынужден неоднократно обращаться с просьбой о денежной помощи: «Только при дружном содействии всех тех, кому дорога память о вышеуказанных событиях, возможно довести дело до конца и достроить собор, который будет лучшим украшением города и памятником для всей области».
Строительство самого большого в области собора, способного вместить 4 тысячи человек, закончилось только в 1914 г. Общая стоимость работ - 300 000 рублей, не считая расходов на внутреннюю отделку. В росписи собора участвовал художник И.Е.Ижакевич, принадлежавший к Киевскому товариществу художников религиозной живописи.
Торжественное освящение главного престола состоялось 23 марта 1914 года.
Новый храм на Екатерининской площади в обиходе стали называть Красным собором. Кирпичная кладка была из красного кирпича, да и собор был величественно красивым, «красным», как говорили на Руси!
После Октябрьской революции и установления советской власти началось атеистическое переустройство общества. Первым и сокрушительным ударом по Русской Православной Церкви был декрет 1918 г. «Об отделении церкви от государства». Затем последовала национализация церковного имущества, изъятие в 1922 церковных ценностей, закрытие и разрушение храмов в 20-30 и, наконец, физическое уничтожение священнослужителей и монахов. Для семипрестольного собора святой Екатерины, как и для других учреждений религиозного культа, наступили черные дни.
В 1922 г. в Русской Православной Церкви произошел раскол. Духовенство, поддерживавшее социалистические преобразования и выступавшее за обновление церкви, получило название «обновленцев», а сторонники патриарха Московского и всея Руси Тихона - «тихоновцев». Собор св. Екатерины стал обновленческим. Но это не спасло его от дальнейших бед. Разразившийся в 1921 г. в Поволжье голод явился одной из причин появления в феврале 1922 г. декрета ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим». Еще 30 июля 1921 г. Епископ Кубанский и Краснодарский Иоанн обратился к верующим с архипастырским воззванием: «Жертвуйте, христиане, голодающим братьям, несите хлеб, трудовым потом вами добытый, и разделите христианскую трапезу со своими братьями...» Но хлеб, оказывается, был не нужен: стране нужно было золото и серебро. «Замена ценностей хлебом и другими продуктами недопустима...» - гласила телеграмма от 3 апреля 1922 г. члены президиума ЦК Помощи голодающим Винокурова в адрес Кубано-Черноморской комиссии по изъятию церковных ценностей. Таким образом, кампания была направлена, прежде всего, на ослабление Русской Православной Церкви.
В Екатерининском соборе комиссия работала с 28 апреля по 12 мая 1922 года. Было изъято 12 серебряных чаш, 4 дарохранительницы, 10 дискосов, 9 звездиц, 10 крестов, 2 копия, 7 ковшиков, 15 тарелочек - подставок для креста, 14 риз с икон, дароносица, кадило, ризы с малых икон, подставки с Евангелий и прочее - на 7 с лишним пудов. Изъяты были ценности не только Екатерининского собора, но и домовых церквей, закрытых еще в 1920 г. и передавших свое имущество на хранение в престольные храмы.
В это же время начинаются гонения на сторонников патриарха Тихона, так называемых «тихоновцев». Показательна в этом отношении судьба о. Александра Пурлевского, бывшего с 1919 по 1922 настоятелем Екатерининского собора. С 1922 по 1937 он 5 раз подвергался арестам и был расстрелян в г. Горьком. Жизнеописание отца Александра читайте в статье «Кубанские новомученники».
Нашему семипрестольному собору св. Екатерины повезло: он не был разрушен. В 30-е годы собор хотели взорвать, но из-за его масштабности и прочности (в кладке был использован яичный белок) не решились - неминуемо бы пострадали заселенные жилые кварталы. Он уцелел благодаря стараниям архитектора И. К. Мальгерба, именно ему удалось убедить комиссию по разрушению храмов в нецелесообразности его уничтожения, но как культовое учреждение он перестал существовать.
С тех пор здесь были многочисленные склады, где хранилось все, что угодно, вплоть до небольших самолетов и планеров местного клуба, колокола сняли для переплавки.
Атеистические мероприятия дали свои результаты. 26 июня 1934 г. Епархиальное управление заявило, что община при Екатерининском кафедральном соборе Краснодара вследствие своей малочисленности распалась. Еще раньше, в 1931 г., по решению горсовета замолчали храмовые колокола: колокольный звон был запрещен.
В 1942 году собор снова стал действующим, но одновременно здесь находились и склады.
Полноценно свою деятельность собор возобновил в 1944 г., после освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков. Но названия приделов были изменены на Успенский, Воскресенский, Благовещенский, Сергиевский, Варваринский. Главный из приделов сохранил свое прежнее название - Екатерининский.
В 80-е годы, с началом перестройки, началось оживление религиозной жизни. Летом 1988 г. наша страна торжественно отмечала 1000-летие Крещения Руси. В это время в Краснодаре было 2 действующих храма: семипрестольный собор св. Екатерины и церковь св. Георгия Победоносца. К торжествам в Екатерининском соборе были заново выполнены настенные росписи Свято-Успенского придела, в Георгиевском - был обновлен иконостас. Под руководством московских художников в храме обновлена роспись (1982-1995гг.), а руками краснодарского умельца В. Мохова сделаны красивые ворота, в духе ажурной ковани, характерной для старого Екатеринодара.
Именно со Свято-Екатерининского собора в честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. был впервые за много лет дан колокольный звон. Колокол, положивший начало возрождению звона в Краснодаре, был привезен из г. Ейска. Он был найден в сарае местной церкви и датировался 1906 годом.
В 1990 г. Екатерининский кафедральный собор приобрел в г. Воронеже звонницу из 7 колоколов современного литья, а в 1992 г. - колокол «Благовест», самый большой, весом в полторы тонны. В настоящее время собор имеет 12 колоколов.
Сайт: http://kubansobor.ru