Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь находится на юго-востоке Пензенской области, в Сазанье - поселке, расположенном в 2,5 километрах от Сердобска. Здесь в начале XX века существовало 5 православных храмов и монастырь (это в городке, численность населения которого составляла примерно 13000 человек). Сейчас сохранился и действует один храм - собор Архангела Михаила - предмет особой гордости сердобчан. По воле Божией восстанавливается мужская обитель в Сазанье на том же месте, где она находилась более ста лет назад.
Существует несколько версий происхождения слова «Сазанье». В переводе с мордовского оно означает «переход», «переезд», а с татарского «саз» - болото. Но топоним «Сазанье» может быть и немецкого происхождения. В переводе с немецкого слово «саз» имеет несколько значений: 1 - землевладелец; 2 - местный житель; 3 - заячья нора.
Поселок Сазанье назван так по Сазань-горе, о которой среди сердобчан ходит множество легенд. Одна из них говорит о том, что еще в XVIII веке неизвестные монахи-отшельники вырыли в глухом лесу пещеру, где молились о спасении мира. Этот монастырь не был зарегистрирован ни в одной епархии. Далее легенда рассказывает о том, что во время пугачевского восстания в 1773 - 1775 годах скрывавшиеся от властей пугачевцы наткнулись на эту пещеру и попросили у монахов убежища. Монахи, следуя христианским заповедям, приняли повстанцев. Жители Сердобинской слободы донесли властям, которые выслали карательный отряд. Все жившие в пещере были изрублены (разбираться в том, кто монах, кто повстанец, каратели не стали).
Новая история Сазанских пещер начинается в XX веке. Сердобчане помнят о том, что перед Октябрьской революцией 1917 г. на Сазань-гope находился мужской монастырь, а монахи жили в пещерах. Известно также, что в монастыре был старец Андрей, который исцелял людей, в том числе и от беснования.
Когда началось восстановление обители, одной из серьезных проблем было почти полное отсутствие документальных свидетельств о создании и деятельности монастыря в начале прошлого века. Одна из причин - сложности с передачей архивных документов из-за административных преобразований: до 1939 года Сердобский район входил в состав Саратовской области, а с 1939 - во вновь созданную Пензенскую область. В результате документы рассеялись по архивам обеих областей, не всегда числятся в соответствующих фондах. Поэтому необходимую информацию пришлось собирать буквально по крупицам. Но со временем документальных свидетельств воспоминаний становилось все больше и больше.
Самые первые сведения были собраны Сергеем Маркиным - сердобским краеведом, автором брошюры Православные храмы Сердобска и книги По страницам истории Сердобского края, в которых опубликованы найденные им документы. Затем ряд документальных свидетельств был опубликован в книге православного историка А. Мраморнова, посвященной жизнеописанию новомученика епископа Гермогена. Бесценные сведения предоставил монастырю пензенский историк Сергей Зелев, занимающийся разработкой тем, связанных с историей православия в Пензенском крае, в том числе и с темой репрессий в отношении церкви и верующих в годы советской власти. Конечно, в истории обители еще немало «белых пятен», но в целом биография пустыни восстановлена.
В 1901 году, в шести верстах от Сердобска у речной излучины возник мужской монастырь. Его началом послужила келья в пещере, вырытая 70-летним старцем Серафимом. В миру его звали Сила Жулин. Он был крестьянином, родом из села Боровая Полянщина Сердобского уезда, который в то время входил в состав Саратовской губернии. В видении отцу Серафиму явилась Матерь Божия, которая благословила его идти в Сазанские леса, найти пещеры, поселиться в них, а также она сказала: «Спасешься сам и спасутся рядом с тобою».
В 1913 году Сила стал монахом с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского и прожил на Сазань-горе до закрытия монастыря. По благословению Саратовского епископа Гермогена он рыл под землей пещеры, где были устроены храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов. Из «Саратовских епархиальных ведомостей» известно, что монах Серафим сам был затворником, провел несколько лет в пещерах, не выходя из кельи, которая сохранилась поныне. Без всякого компаса и без прибора-уровня старец нашел на значительной глубине восточную сторону для подземного алтаря и, не делая отдушин (чтобы не осушить и не ослабить грунта) устроил два выхода из подземного храма, причем, один выход на 2 сажени выше другого, и воздух циркулирует и постоянно освежается.
Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев (1839 - 1935). Он положил начало пустыни, попросив Сердобскую Думу уступить ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место. С тех пор Грузинцева называли старцем Андреем, хотя монашеского пострига он не принимал.
Существует версия о том, что владыка Гермоген рукоположил старца в сан священника. Можно предполагать и то, что старец был тайно пострижен. Вскоре к нему присоединились и другие люди, думавшие об уединении в монастырской тиши.
В 1904 году некий землемер Гавриил Григорьевич Крапивин обратился в Сердобскую городскую Думу с просьбой разрешить ему поставить в том же овраге часовню в память рождения наследника цесаревича Алексея Николаевича. Эта просьба, как и ранее просьба Грузинцева, была удовлетворена. С этого времени старцы Андрей (Грузинцев) и Сила (Жулин) начали подвизаться вместе.
Выбранное монахами место было живописным: гора, со всех сторон окруженная лесом, сходила в овраг, внизу протекала река Сердоба.
В 1905 году старец Андрей и его сподвижники получили поддержку епархиального начальства: преосвященный Гермоген, приехавший в Сердобск 1-3 апреля 1905 года для освящения соборного храма, пожелал видеть строящуюся за городом часовню. «Епархиальные ведомости» так описывали это событие: «После освящения собора, 3 апреля, несмотря на дурную погоду, Преосвященный в сопровождении Городского головы, благочинного протоиерея Александра Образцова, некоторых священников соборной церкви и других лиц отправился к месту постройки. Сопровождавший епископа строитель часовни Крапивин особенно просил Владыку благословить продолжение начатой постройки. Около часовни собралось человек 100 народу. Владыка был встречен хлебом и солью, благословил строителя и всех присутствующих. Войдя в часовню, по желанию Владыки, собравшиеся пропели тропарь святителю Алексию, затем «Спаси, Господи, люди Твоя» и другие песнопения. После беседы с прибывшими Преосвященный Гермоген вышел из часовни и подробно осмотрел ее снаружи.
По просьбе старца Андрея, преподносившего Владыке хлеб-соль, Его Преосвященство сошел вниз по довольно крутой горе и посетил хижину, в которой было много икон и лампад. Здесь архиерей испил со старцами чаю с медом, чем доставил им величайшее наслаждение. Преосвященный подробно расспросил подвижников об их жизни, занятиях, благословил их и отправился обратно в Сердобск». Тогда же владыка высказал пожелание организовать на том месте полноценный монастырь, где бы и он сам мог иметь келью для отдыха.
Горячее участие в благоустройстве пустыни принял протоиерей о. Александр Капитонович Образцов. Это был старейший клирик Саратовской епархии, который в течение 11 лет, с 1901 по 1912 годы, был благочинным церквей Сердобского уезда.
Вскоре в обители стало три храма. Уже 4 декабря 1905 года был освящен деревянный холодный храм-часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, а сама пустынь была приписана к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской.
С этого времени строительство в пустыни не прекращалось, и уже совсем скоро там были возведены каменный теплый храм с домом архиерея и несколько флигелей. В храме было два престола: главный престол во имя Успения Божией Матери, северный придел во имя св. Алексия, митрополита Московского, и преп. Сергия - игумена Радонежского чудотворца. Южный придел освящен не был. 17 сентября 1908 года епископ Гермоген совершил освящение монастырского храма .
Первым настоятелем монастыря был иеромонах Пантелеимон. Хотя первоначально по благословению епископа Гермогена предполагалось назначение на эту должность иеромонаха Иоанна, приехавшего со святой горы Афон.
Третий храм в пещерах - во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца - был построен на деньги отца Андрея.
Чуть позже возвели колокольню. Известно, что звон монастырских колоколов хорошо доносился до Сердобска, и жители города, услышав благовест, шли в обитель пешком.
В пустыни кроме храмов, были следующие строения:
Каменный двухэтажный корпус, пристроенный к каменной церкви;
Возле каменной церкви деревянный домик, занимаемый братской кухней и трапезной;
Три братский деревянных флигеля, занимаемых братией;
Пять деревянных корпусов
Два монастырских сарая, покрытых тесом;
Деревянная колокольня, на столбах обшитая тесом.
Содержался монастырь на средства благотворителей и других доходов не имел.
В 1908 году в обители жили 30 человек, из них 16 послушников. Монастырь стал известен во всей округе. Сюда приезжали люди из соседних уездов - Аткарского, Балашовского, Кирсановского.
Известно, что в 1910-1911 годах в Сердобск и Сазанскую пустынь приносили на поклонение Казанскую Ломовскую икону Божией Матери, от которой происходили многочисленные исцеления. В Сердобском краеведческом музее сохранились записи из регистрационной книги монастыря за 1910-1911 годы об исцелениях от этой чудотворной иконы.
Очень многие сердобчане хранят семейные легенды о посещение их родственниками монастыря на Сазань-горе. Многие рассказывают об исцелениях, особенно от бесновенгия. Причём часто говорится о том, что больные исцелялись при подходе к монастырю. Рассказывают и о прозорливости отца Андрея. В частности, к его пророчествам относится его предсказание о том, что монастырь будет восстановлен его тёзкой. И действительно, все работы по возрождению монастыря осуществляется под руководством настоятеля иеромонаха Андрея (Афанасьева).
Сазанская обитель вполне соответствовала словам владыки Палладия: она была духовным светочем для окружающих, которые находили в обители и врачевание, и утешение.
Необычность пустыни было, во-первых, монастырь был пещерным, имел выстроенные монахами подземные кельи и храм, во-вторых, среди насельников были монахи из самых разных мест, со Старого и Нового Афона, Киевской, Полтавской, Курской, Астраханской, Тамбовской, Пензенской, Казанской и Саратовской губернии. Конечно, в пустыни проживали и лица, посланные на исправление. Но, в основном здесь подвизались истинные подвижники веры и благочестия, в необычайной простоте жития стяжавшие великую благодать Святого Духа. Нетипичным был и сложное название пустыни - Казанская Алексиево-Сергиевская.
С приходом советской власти деятельность монастыря не прекратилась, хотя с 1918 года Сердобский совет заселил в монастырские флигели рабочих, а многие хохзяйственные постройки монастыря - под мастерские.
С 20 по 28 марта 1922 года в Сердобском уезде происходило изъятие церковных ценностей. В городе, Пригородной слободе и Казанской пустыни было изъято золота - 31 фунт, серебра - 5 пудов и 33 фунта.
Вскоре монастырь и вовсе был закрыт. Оставшиеся в живых насельники разошлись по сёлам или подверглись репрессиям, дальнейшая судьба многих из них до сего времени остаются неизвестными.
Отец Андрей (Грузинцев) переехал жить в Сердобск к брату Иосифу, который был репрессирован и погиб в ссылке. Вдова брата Анастасия, воспитывавшая шестерых сыновей, приняла отца Андрея, не побоявшись репрессий. В последние годы жизни он болел, но дом всегда был полон людьми, к нему продолжали ехать со всей округи, не смотря на опасность. Удивительным является и сам факт того, что отец Андрей не был репрессирован.
Восстановление монастыря началось в 2005 году, по инициативе иеромонаха Андрея (Афанасьева) и благословения архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета было начато строительство церкви во имя Казанской иконы Божией Матери на том месте, где когда то находился монастырь. Из оврага было вывезено 50 камазов мусора, загружённого вручную. Найден был источник, и после его расчистки обнаружили старые срубы колодцев, желоба и помосты из морёного дуба. Каково же было всеобщее удивление, когда после проверки воды в лабаратории, она оказалась абсолютно чистой!
В январе 2007 года, через 71 год после смерти старца отца Андрея, произошло перезахоронение останков отца Андрея с городского кладбища Сердобска в усыпальницу Сазанского пещерного монастыря, где так же находится могила, в которой захоронены найденные во время работ останки братии.
С начала восстановления монастыря Господь подтвердил блогодать этого места чудесами и исцелениями. Со всей России стараются приехать в пустынь паломники, а также из ближнего и дальнего зарубежья (были гости из Германии, Англии, США, Греции).
В настоящее время территория монастыря ограждена, на территории стоит церковь Казанской иконы Божией Матери, иконная лавка, библиотека, баня, хозяйственные постройки, скотный двор. За территорией монастыря, так называемая паломническая часть, Пещерный монастырь и храм Николая Чудотворца, святой источник, купель, завезён в качестве гостиницы пассажирский вагон, есть трапезная. В планах монастыря, со слов иеромонаха Андрея, обе территории будут обнесены оградой, отдельная ограда между монастырём и паломнической частью, на территори монастыря будет построен собор, ниже метров на десять Сердобского собора Михаила Архангела, ведутся дальнейшие раскопки пещер 18 века, искуссвтено создать пруд, создаётся монастырское кладбище.