Регионы

Случайное изображение

22sp-hram-spasskoe-lutovinovo.jpg

Тихвинский монастырь в г. Бузулук

Тихвинский монастырь в г. Бузулук

Сведения о первых насельницах относятся к 30-ым годам XIX столетия. Девица Евфимия Герасимовна ОВСЯННИКОВА, прожившая с ранних лет в монашеских кельях г. Кирсанова Тамбовской губернии двадцать лет, вынуждена была приехать вместе с родителями в с. Михайловку Бузулукского уезда, когда те переселились сюда на постоянное жительство. Но в миру она жить не смогла и ушла в Бузулук. Около нее собралось человек 10 женщин, склонных к иноческой жизни, и, объединившись, стали они выполнять монашеские правила, учить ребятишек грамоте, читать Псалтирь по усопшим, намереваясь устроить женский монастырь. Без всяких просьб и исканий со стороны Евфимии Герасимовны в 1835 году Бузулукским обществом купцов и мещан для устройства монастыря была выделена земля около городского кладбища, 4 десятины. Объединились с девствующей черничкой Марией Лаврентьевной Аллемановой (по другим данным Марфой Лемановой), с которой было человек 5 девушек-келейниц. Началась работа по устройству обители, а главное, ходатайства перед епархиальными властями о духовном статусе живущего но монашеским правилам женского общества. На отведенной земле совместными трудами женщин был поставлен дом с отдельными кельями и дворовыми постройками. К началу 40-х годов число насельниц выросло до 30 человек.

В феврале 1844 года Овсянникова подала прошение на имя Его Преосвященства Преосвященнейшего Иоанникия, епископа Оренбургского и Уфимского, об утверждении в Бузулуке женской общины на монастырских правилах. Через год с небольшим, 14 мая 1845 года, Его Преосвященство, изучив все свидетельства о просительнице, живущих с нею сестрах и само положение их дел, а также имея в виду необходимость создания обители (ближайший женский монастырь был в ту пору только в 400 верстах от Бузулука), ходатайствовал перед Святейшим Синодом об утверждении женской общины.

После тщательного рассмотрения дела в столице 2 августа 1847 года Государь Император соизволил утвердить женскую общину в Бузулуке, а 18 августа того же года Святейший Синод издал об этом Указ за № 9050.

По сохранившимся свидетельствам современников, основательница Тихвинского монастыря и его первая настоятельница (с 22 мая 1848 года) Евфимия Герасимовна ОВСЯННИКОВА, будучи еще 12-летнсй девочкой получившая благословение на монашество у самого преподобного Серафима Саровского, благодаря своему трудолюбию, благочестию и смирению пользовалась огромным уважением и доверием. И в число сестер поступали не только крестьянки или девицы казачьего сословия, посвятить себя служению Богу желали и представительницы мещан и купечества, а также дворянки. Так, из Петербурга в Бузулук решилась ехать дочь генерал-лейтенанта Примо Олимпиада Дмитриевна МИЮШКОВИЧ, ставшая впоследствии в обители казначеей.

Первый храм обители был освящен 30 января 1848 года во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Был он деревянным и до наших дней не сохранился. Фундамент имел каменный, размеры его составляли 6 на 10 сажен. В том же году усилиями женщин был выстроен первый келейный корпус, вокруг обители построена деревянная ограда, а на передней части - каменная стена в 20 сажен длины, с воротами и сторожкой.

Далее община развивалась стремительно. За один-два года, когда число сестер достигло 100 человек, были выстроены: новый домик с тремя комнатами, прачечная, сарай, два погреба, выложенные кирпичом, с каменными погребницами, конюшня, дровяной сарай и амбар. В то же время был сооружен двухэтажный келейный корпус с южной стороны, а также заложен (30 июня 1850 года) каменный трехпрестольный храм во имя Тихвинского образа Пресвятой Богородицы, освященный 10 октября 1861 года. Для успешного строительства позади ограды был устроен так называемый «кирпичный сарай», то есть цех по изготовлению и обжигу кирпича.

Благодаря ходатайствам Евфимии Герасимовны и духовенства, Указом Государя Императора от 19 декабря 1859 года и вследствие слушания дела Святейшим Синодом от 22 декабря того же года Бузулукская община возведена была в степень штатного монастыря. Указ Синода об этом увидел свет 30 января 1860 года.

Местной Палатой Государственных имуществ было отведено обители 150 десятин земли из Дмитровского участка, два рыбных озера, мукомольная мельница с сукновальней.

В том же 1860 году состоялся первый постриг: монашеского звания удостоились настоятельница Евфимия, получившая имя ЕВГЕНИИ, и двадцать старших сестер. Их имена: Августа, Аполлинария, Афанасия, Анфиса, Асенефа, Досифея, Еликонида, Евпраксия, Евсевия, Евлампия, Иоанникия, Илария, Ироида, Мелитина, София, Александра, Агния, Поликсения, Серафима, Ангелина и Антонина. В ноябре того же года Евгения была возведена в сан игумении, проведя, вероятно, более 45 лет жизни по монашеским правилам. Еще шесть лет управляла она монастырем, а затем ушла на покой в связи с расстроенным здоровьем. Целиком отдавшись молитве, дожила она до 85 лет (скончалась 28.03.1895, в четверг Святой Пасхи).

По удалении на покой игумений Евгении в 1866 году на протяжении примерно четырех месяцев управляла обителью монахиня ЕВФРОСИНИЯ, казначея Симбирского Спасского монастыря. По прошению своему она затем вновь возвратилась в Симбирск, а ее место заняла настоятельница Бугурусланского женского монастыря монахиня ДОРОФЕЯ с возведением в сан игумении. При ней был освящен теплый трехпрестольный храм во имя Пресвятой Троицы, заложенный еще первой игуменией Евгенией. Закончен был также каменный корпус, примыкавший к этому храму, именовавшийся игуменским корпусом. Дорофея была по болезни уволена на покой 12 августа 1870 года, а с того же времени обителью стала управлять казначея Тихвинского монастыря, назначенная Консисторией, утвержденная на должность настоятельницы указом Святейшего Синода в феврале 1871 года и возведенная в сан игумении 8 ноября 1878 года МЕЛИТИНА. При ней были построены правый придел во имя святителя Митрофана Воронежского в Троицком храме, келейный корпус (1884 год) и заложена колокольня, доведенная до 3-го уровня.

С 10 сентября 1889 года, по увольнении на покой по болезни игумений Мелитины (скончалась 6 марта 1892 года), обязанности управления обителью исполняли две монахини того же монастыря: казначея, монахиня ЕВСЕВИЯ и благочинная, монахиня КЛЕОПАТРА.

21 августа 1889 года указом Святейшего Синода настоятельницей определена монахиня ВАЛЕНТИНА (Варвара Евфимиевна Озерова, урожденная Андреева, из дворянского рода Симбирской губернии). В сан игумений возведена 8 сентября 1889 года. При ней построен еще один келейный одноэтажный корпус, называемый «Псалтирней» (там читалась Псалтирь за усопших), пекарня, достроена колокольня (1890 год), поднят колокол в 308 пудов 35 фунтов, надстроен второй этаж игуменского корпуса, возведено множество хозяйственных построек и произведен ремонт всех монастырских строений. Работала иконописная мастерская, в которой писали иконы и выполняли чеканные работы 9 мастериц, имелась богатая по тем временам духовная библиотека.

Известно, что в 1897 году, когда праздновалось 50-летие обители, игумения Валентина еще управляла ею до сентября 1889 г. И последней игуменией до революционного переустройства страны была ХЕРУВИМА, воспитывавшаяся в этом монастыре с 8-летнего возраста. По устным свидетельствам, она была взята под стражу в 1918 году и вывезена из города в неизвестном направлении.

Известно, что к концу позапрошлого века в Тихвинском монастыре проживали: 1 схимонахиня, 100 мантийных монахинь вместе с настоятельницей, 79 рясофорных монахинь, послушниц 224, всего 404 человека. В монастырской начальной школе обучались ежегодно до 60 девочек. Девочки-сироты жили в стенах обители с 4-хлетнего возраста до 12 лет.

Тихвинский монастырь располагал обширными полями, имел два рыбных озера, фруктовый сад, две мельницы, сукновальню, пчельник, скотный двор, ледник. На территории обители были расположены три белоснежных храма, колокольня, несколько келейных корпусов с разных сторон, просфорня, пекарня, квасоварня, кирпичный цех, домик звонарницы, а также больничный корпус, две бани (сестринская на 4 печи и игуменская, маленькая) монашеское кладбище и цветник. Имелось 4 колодца, а затем был устроен водопровод.

За оградой стояло здание гимназии, домик учительницы и дома церковного причта. В центре города имелся кирпичный дом, также принадлежащий обители и служащий для приема паломников. Кроме этого, в архивных документах упоминаются еще два дома: один из них так называемый дачный, на 16 окон, другой - каменный дом в Самаре, для деловых поездок в Епархию.

После разгона монастыря несколько келейных корпусов стали пересылочной тюрьмой. В подвале одного из них, по некоторым свидетельствам, производились расстрелы. Именно там был заточен и принял мученическую смерть месточтимый святой схимонах МАКСИМ, могила которого находится на старом городском погосте неподалеку, где в маленькой кладбищенской церкви нашли приют изгнанные из монастыря монашествующие и священство. Здесь и совершаются все богослужения возрожденного Тихвинского Бузулукского женского монастыря.

Новые насельницы возрождающейся обители появились здесь в 2000 г. Числом их было 11 (столько же их - в 1835 году, когда община получила землю в черте города), настоятельницей была определена монахиня ФЕОФИЛАКТА. В том же году в обители состоялся первый постриг в монашество и иночество, совершенный архиепископом Оренбургским и Бузулукским (ныне митрополитом) ВАЛЕНТИНОМ. В 2003 году иеромонах НИКОДИМ совершил первый в истории возрождающегося монастыря постриг в схиму. Первые бузулукские схимонахи нового времени - СОФИЯ и ЕВПРАКСИЯ.

В конце 2008 года в обители - 19 насельниц. Ютятся при маленькой церкви, бывшей ранее кладбищенской, куда после закрытия старого монастыря были переведены его священники. Кельи монахинь располагаются по близлежащим улицам частного жилого сектора города. Общего периметра обитель не имеет. Попранные святыни монашествующие и прихожане могут посетить крестным ходом в великие и престольные праздники, часто произнося молитвы перед закрытыми дверями монастырских храмов, используемых предприятием «Западные Электрические сети» ОАО «Оренбургэнерго» РАО «ЕЭС России» в качестве гаражей, складов и других производственных нужд.

В 1993 году, после появления распоряжения Президента о возвращении религиозным организациям культовых сооружений, ныне покойный протоиерей Борис Сандар начал обращаться во все возможные инстанции с прошениями о содействии в возвращении древнего монастыря в церковное ведомство. Но после трех лет преодоления бюрократических препятствий дело закончилось совершенно неожиданным образом: храмовые сооружения отдаются в корпоративную собственность энергетикам, которые с 1935 года эксплуатируют святыни и часть монастырской территории в производственно-хозяйственных целях. Документов, подтверждающих такую передачу, ни духовные, ни официальные лица города в те годы (1993-1996) не видели. Первое свидетельство о регистрации права собственности было предъявлено по запросу депутата Законодательного Собрания Оренбургской области Игоря СУХАРЕВА, датировано оно маем 2002 года и касается лишь одного небольшого здания, бывшей привратной.

С появлением монахинь попытки вернуть Церкви хотя бы храмы возобновляются, но переписка с руководством РАО «ЕЭС» ни к чему не приводит.

Новый руководитель предприятия «Западные Электрические сети» в сентябре 2003 года отдает распоряжение провести реконструкцию придела Троицкого храма, долгие годы служившего складом, под гараж. Разбивается северная стена придела. Одновременно на одной из внутренних колонн открывается Ангельский образ. Строительными шпателями и тряпками - поистине варварскими способами - рабочие открывают еще 5 фрагментов настенной живописи. Среди них изображение Тайной Вечери, образы святителя Мефодия, учителя словенского, князя Димитрия Ростовского, царицы Александры и неизвестный, поскольку оказался сильно поврежден, женский монашеский образ. Живопись открыта с невосполнимыми потерями: выброшены отвалившиеся фрагменты с царственного лика, а также с образа монахини. Вся открытая живопись затем была покрыта лаком, проникшим в глубь древней штукатурки. Образы испорчены непоправимо.

Весной 2005 года открылись еще два изображения: Марии Египетской (верхняя часть) и Сергия Радонежского. Также без участия специалистов: реставраторов, историков и духовных лиц.

По данным, предоставленным 07.07.05 Бузулукским отделом Управления федеральной регистрационной службы, в настоящее время все объекты (семь зданий) культурного наследия Оренбургской области - комплекса Тихвинского Бузулукского женского монастыря, - на территории которого базируется бузулукское подразделение РАО «ЕЭС России», являются собственностью одной из крупнейших в мире энергетических корпораций. В письме начальника Управления по культуре и искусству Оренбургской области В. Ренева от 26.10.04 говорится однако: «В настоящее время здания Тихвинского собора и Троицкого храма находятся в федеральной собственности».

Все просьбы настоятельницы ныне существующего Тихвинского монастыря и коллективные обращения бузулучан о возвращении культурно-исторического памятника и духовной святыни в церковное ведение встречают категорический отказ энергетиков. Предложение крупного собственника В.Дмитриева (октябрь 2003 г.) об обмене храмовых сооружений, служащих гаражами, на частные производственно-гаражные помещения, расположенные в черте города с целью передачи первых женскому монастырю также оказалось отклоненным.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

irinarh.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info