Во второй половине XII века в Новгороде складывается новый тип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются здания небольшие по величине, но строящиеся в очень большом количестве. Здания эти по сравнению с величественными парадными сооружениями начала века значительно проще, скромнее и интимнее.
Первая дошедшая до нас постройка нового типа - церковь Благовещения у деревни Аркажи под Новгородом, выстроенная в 1179 году, сохранилась только до половины высоты. Верхняя часть стен и своды перестроены в более позднее время, поэтому восьмискатное покрытие отнюдь нельзя относить к древнейшей поре. Храм имеет квадратный план с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне. Внутри четыре прямоугольных столба поддерживали единственный купол.
Церковь Благовещения находится к югу от Новгорода, по дороге в Юрьево.
Это единственная постройка, которая сохранилась от Аркажского монастыря. Интересна легенда, связанная с ее строительством. Когда строителям не хватило денег на окончание постройки, то неожиданно примчался конь с двумя мешками на седле. В одном из них оказалось золото, в другом серебро.
Верхняя часть церкви была в более позднее время перестроена. Существующее восьмискатное покрытие относится к XIX веку. Внутри памятника сохраняется настенная роспись, относящаяся к 1189 году. Фрески поражают своим художественным мастерством. Они исполнены в смелой и решительной манере. Фигуры людей изящные, тонкие, лица очень выразительные. Роспись выполнена в золотисто-желтых и фиолетово-зеленых тонах. В диаконнике изображены сцены из жизни Иоанна Предтечи. На северной стороне расположены: усекновение головы, слуга приносит голову Иоанна во дворец к Иродиаде, пир у Ирода и танец дочери Иродиады. На южной написаны «Христос узнает о смерти Иоанна» и «погребение Иоанна». Можно заметить, что художник старался дать ряд реалистических подробностей. В сцене пира у царя Ирода привлекает фигура Иродиады. У нее белые одежды, в левой руке она держит блюдо с отрубленной головой, правая лежит на бедре, тело ее изогнуто, широкие концы рукавов развеваются, напоминая крылья птицы.
Роспись жертвенника посвящена Богоматери. В арках, ведущих в среднюю апсиду, изображены фигуры воинов и святых. Среди них интересна фигура св. Фоки с веслом в руках. Часть фресок погибла во время войны. Фашисты превратили церковь в дот и казарменное помещение. В южной апсиде ими было сооружено деревянное перекрытие на балках, вставленных в пробитые стены с древней росписью.
За памятником начинается дорога - аллея, обсаженная ивами. Постройка ее относится к первой половине XIX в. Дорога проходит через озеро Мячино, которое сильно обмелело и заросло, но весной оно широко разливается.
В конце аллеи с левой стороны видны остатки от бывшей Орловской мызы, принадлежавшей единственной дочери известного екатерининского вельможи Алексея Орлова - Анне Орловой-Чесменской. Двухэтажный дом и флигель, заново восстановлены после войны. Впереди величественно возвышаются стены Юрьева монастыря.
С юго-восточной стороны церкви Благовещения находится могила Анны Орловой и архимандрита Фотия, настоятеля Юрьева монастыря.
Графиня Анна Орлова, единственная дочь графа Алексея Орлова - Чесменского, обладательница огромного состояния, была духовной дочерью Фотия.
Существует предание, что Фотий и Анна любили друг друга, но т.к. Фотий был монахом, соединиться они не могли. Когда в 1822 г. Фотий был назначен в Юрьев монастырь, графиня оказала своему духовному отцу всемерное содействие в осуществлении его планов. Сказочные богатства графиня предоставляла в распоряжение своего духовного отца, который был на семь лет младше ее. Покровительница покупала монастырю земли, заказывала драгоценные вещи для ризницы. Ею были переданы монастырю стальные кресла Петра I, подаренные отцу графини Екатериной II. Юрьев монастырь стал единственным в губернии миллионером.
Анна Орлова, благодаря щедрым дарам которой отстроился монастырь, пережила Фотия на 10 лет. Она была камер -фрейлиной русских императриц и выезжала из Юрьева (где провела четверть века) только для сопровождения их а поездках по России и за границу.
Через 10 лет после смерти Фотия Анна решила покинуть Орловскую мызу и переехать в Санкт-Петербург. Однако вскоре после причастия она прилегла отдохнуть и умерла. Похоронили ее в Юрьевом монастыре. Когда в XX веке вскрыли гроб с ее телом, то увидели, что тело повернуто набок, одна рука поднята, волосы растрепаны, разорван ворот платья. То есть, после захоронения она очнулась... Возможно, ей дали или маленькую дозу яда или слишком большую дозу снотворного...
Эту страшную историю я услышала лет 15 назад при посещении Георгиевского собора Юрьева монастыря, перед алтарем которого изображены фигуры святой Анны и святого Фотия на стоящих друг против друга колоннах.
Интересно, что в начале XXI века эта история получила продолжение. Оказывается, после вскрытия гробниц в 20 -30-х годах XX века останки Фотия и Анны Орловой были заботливо захоронены монахами около церкви Благовещения в Аркажах. Однако могила была безымянной. И лишь недавно, несколько лет назад на могиле был поставлен крест с надписью, что здесь покоятся архимандрит Фотий и графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская.
Так после смерти они воссоединились.