Регионы

Случайное изображение

2kutuzovsky-skit.jpg

Часовня безымянного Инока Терского в с. Варзуга

Часовня преподобного Безымянного Инока Терского весной.

Адрес: Мурманская обл, Терский р-н, село Варзуга.

Часовня безымянного Инока Терского - часовня воздвигнута на древнем святом поморском месте - могиле Безымянного инока (XVII век). Она находится на Терском берегу Белого моря, на 108 километре трасс Умба - Варзуга. С древних времен небольшая часовенка над могилой на берегу Белого моря и источник невдалеке были очень почитаемы всеми Промышленниками Терского берега. Считалось, что для благополучия в морском промысле перед выходом в море нужно помолиться в часовне у могилы, попросить инока Безымянного о помощи. В советские времена часовня была разрушена. Восстановлена в 2003 году попечением благочестивых почитателей Безымянного инока.

----------------------------------------------------------------------------------------

Основным источником сведений о преподобным Безымянном Иноке, является древнее предание жителей Терского берега Кольского полуострова сохранивших сведения о явлении и чудесах этого «потаенного» святого.

«История эта случилась, где-то в XVI веке «в давних летах», когда еще не было нынешнего поморского села Кашкаранцы, что на Терском берегу Белого моря, и люди в этих краях появлялись на «тонях», приходя сюда с «большой земли» на рыбный и звериный промысел лишь «на сезон».

На постоянное время здесь селились лишь Соловецкие монахи, искавшие уединенного жития в монастырских скитах, что на «рыбных ловлях».

Как-то рыбаки, промышлявшие рыбу близь тони «Точильной», выбирая рыбацкий невод, вытащили с ним на берег и тело некоего монаха. Удивительным было то, что утопший руками держался за снасть и был в полном монашеском облачении, даже с клобуком на голове. Но еще большее недоумение вызвал тот факт, что тело почившего инока оказалось «без признаков тления, ничем не поврежденное». Море, как известно, отдает тела утопших лишь спустя определенное время, когда признаки тления плоти очевидны. Ближайший же, Соловецкий монастырь отстоял от этих мест более чем на сто миль, а монахи выходящие в море, клобуков уж точно не надевают.

Местные монахи «живущие здесь на приказе при рыбных ловлях» на Терском берегу, не опознали своего собрата. Расспросы монастырских людей иных монастырей, так же не открыли имени странного инока.

Тем временем одному же из рыбаков, промышлявшему на тоне «Крестовой», «явился во сне некий монах и повелел похоронить его», указав при этом место на берегу, «где покоится его тело». Рыбак сообщил о явленной во сне воле покойного, и тело погребли на указанном месте.

На могильном кресте написали: «Неизвестный инок», полагая, что со временем имя монаха все же откроется. Время шло, но ни один из монастырей не признал своего пропавшего собрата. Ближайшие потопления в море были три месяца назад, а позже никто не пропадал. Неизвестного инока отпели как Безымянного.

Крест над могилой на берегу, служил хорошим ориентиром при рыбной ловле, и вскоре рыбаки стали замечать, что напротив креста всегда «чудесный улов рыбы». Особенно «хорошо рыбу добывал», тот благочестивый рыбак, что похлопотал о захоронении «чудного инока», да с тех пор на могилку приходил помолиться о помощи на море. Николу Чудника поминал, Варлаамия с Керети, да вот теперь и Инока Безымянного.

И вот в одну из ночей, сей Угодник Божий вновь явился рыбаку и повелел над могилой его поставить часовню. О том повелении узнали и иные промышленники, жившие на тонях Терского берега. Благочестивые христианине с радостью взялись исполнить это послушание, справедливо видя в этом потаенном Божьем Угоднике — преподобном Безымянном Иноке, нового ходатая за них пред Господом, в столь трудном и опасном поморском рыбацком промысле. Вскоре выше по берегу, напротив часовни, открылся источник. Местные жители называют его и поныне источником Безымянного Инока.

Эта небольшая часовенка и источник не вдалеке, всегда были очень почитаемы всеми промышленниками Терского берега. Считалось, что для благополучия в Северном промысле нужно помолиться в часовне у могилы Безымянного Инока. «В промысловое время в ней всегда горела неугасимая лампада». Воду же из источника несли на святую могилку, после чего она целила от болезней и иных напастей. (О таком порядке рассказывают и сейчас, в наше время, старожилы близ лежащих поморских сел).

«А усердствующие отправляют при гробницах их панихиды. Таково усердие жителей к сим праведникам началось со времени самого погребения их и передается от предков к потомкам», так докладывал в 1815 году о почитании на Кольском поморье преподобных Астерия, Авксентия и Тарасия и Неизвестного Инока, Архангельскому Преосвященному Парфению, Благочинный Кольского Воскресенского собора священник Иоанн Дьяконов. «Почитаются они в лике преподобных и исправляются над ними панихиды. Свидетельства же сим мощам не было».

Доклад Благочинного Архангельскому епископу, явился следствием запроса Архангельского Военного Губернатора в Архангельскую консисторию. Запрос этот был составлен на основе разысканий Кольского земского исправника по делам службы неоднократно бывавшего в этих удаленных краях и составившего представление о местных святынях и, в частности, о почитании преподобного Безымянного Инока. В документе господин Губернатор просил рассмотреть «не безызвестно ли духовному ведомству и Его Преосвященству о сих пребывающих под спудом мощах и не следует ли и для сих угодников Божиих установить такое же священнослужение, какое совершается над святыми мощами преподобных Трифона Печенгского и Варлаама Керетского».

Проведенное в консистории расследование показало, что после пожара случившегося в 1793 году, все сведения, собиравшиеся ранее касательно Кашкаранских святых, пропали. В архивах церквей села Варзуга (к приходу, которого приписана часовня), письменных свидетельств о чудесах от мощей на момент запроса представлено не было. В связи с этим Преосвященный Парфений наложил резолюцию: «что прежде над сими мощами преподобных было отправляемо, то и теперь отправлять, ничего не прибавляя. Весть Господь сущия Своя!».

По свидетельству очевидцев «земля над гробами сих четырех преподобных возвышается и становится рыхлее».

Во времена безбожные святыни Терского берега пришли в запустение. Часовня была разрушена, но при этом до самого последнего времени место это было обозначено приметным крестом. Местные рыбаки-поморы тем не менее всегда помнили древнюю верную примету о том, что «напротив креста всегда рыбу возьмешь».

В настоящее время почитание этой Северной святыни восстановлено. С 2001 года на могиле приходским священником села Варзуга регулярно справлись поминальные службы. Тропинка к могильному кресту и резной иконе-голубцу была протоптана даже в Полярную зиму. Имеется несколько свидетельств чудесной помощи в рыбной ловле и исцелений по молитвам к Терскому Угоднику. В июле 2003 года попечением благочестивых ревнителей памяти преподобного Безымянного Инока Терского над могилой воздвигнута новая красавица-часовня.

Часовня преподобного Безымянного Инока Терского

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тоня — постоянное место сезонного лова рыбы на берегу моря оборудованное жильем, ледником и т.п.

Курсивом даны цитаты из древнего предания изложенного в Указе Архангельской Духовной Консистории №2028, 1816 г. от 14 декабря. Государственный Архив Мурманской области (ГАМО), фонд 8-и, оп. 1. д. 40, л. 1-2об.

Поиски эти, надо сказать, были вызваны вовсе не любопытством. Речь шла об установлении ответственности за тело или как говорили «за голову безвестную морем прикинутую». Поскольку по «Жалованной данной несудимой грамоте Ивана IV Соловецкому монастырю» 1550 года, если «голова убитая на монастырской земле, и утечет душегубец, то дадут за голову четыре рубли московские», а если «кто утонет и от своих рук утеряется, или иною напрасною смертию умрет, с нее не дают ничего».

ГАМО, ф.73-и, д.9, л.61. Цит. по Ушаков И.Ф. Кольский Север в досоветское время / Часовня неизвестного инока. Мурманск, 2001. С. 306.

«Часовня устроена крайне просто в виде амбара с маковицею и крестом. Рака в ней находится по правой стороне». Никодим (Кононов), архимандрит. Преподобный Трифон Печенгский Чудотворец и его ученики. Исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1901.Примечание. С.29.

Ушаков И.Ф. Кольский Север в досоветское время / Часовня неизвестного инока. Мурманск, 2001. С. 306.

Никодим (Кононов), архимандрит. Преподобный Трифон Печенгский Чудотворец и его ученики. Исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1901. С. 17.

Указ Архангельской Духовной Консистории №2028, 1816 г. от 14 декабря. ГАМО, фонд 8-и, оп. 1. д. 40, л. 2об.

Имеются в виду так же прпп. Астерий (Аксий), Авксентий и Тарасий Кашкаранские, Соловецкие. См. Никодим (Кононов), архимандрит. Преподобный Трифон Печенгский Чудотворец и его ученики. Исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1901.Примечание. С.29.

Ныне икона-голубец перенесена к источнику Безымянного Инока, расположенному в лесу, с другой стороны от дороги на Варзугу.

Как добраться:

Адрес: Варзугский р-н, 108 км трассы Умба-Варзуга

Географические координаты: N066 19.486, E036 8.867

На автобусе: № 225 (Мурманск — Кандалакша), а оттуда местным автобусом в Умбу, затем в Варзугу.

 

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

moscow1337.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info