Николаевская церковь построена на месте деревянной в 1768 году, ей уже больше 240 лет. Она представляет образец местного архитектурного стиля, получившего название "вятское барокко", вобравшего в себя своеобразно интерпретированные формы столичной архитектуры середины XVIII столетия, старые традиционные мотивы и элементы петербургского зодчества, дополненные новым репертуаром приемов, выработанных на земле Великого Устюга. Николаевская церковь была построена под руководством Никиты и Данилы Горынцевых. От них в большой мере зависело формирование художественного облика здания.
Выходец из Устюжского уезда Двинской трети деревни Онисовой черносошный крестьянин Никита Горынцев слыл опытным зодчим, который «...чрез долговременную опытность в постройке и даже сочинении планов приобрел немалое искусство». Он участвовал в закладке фундамента кафедрального собора в городе Вятке в 1760 г., а позднее ему как искусному строителю было поручено исправить низко сведенные своды в том же соборе. В 1765 г. Никиту Горынцева приглашают жители села Истобенского к строению каменного Николаевского храма. Неудачно начатые строительные работы вятским каменщиком - жителем города Хлынова Алексеем Окуловым заставили прихожан Истобенской церкви послать «выборных к тому строению» Ивана Савина и Дмитрия Королева в Великий Устюг для заключения подрядного контракта с устюжскими каменщиками. Перенимая строительный опыт, вместе со своим отцом работает Данило Горынцев. Николаевская церковь возводилась по рисунку, «который малявил в Устюге Прокопьевский пономарь».
Традиция ориентировать зодчего при сооружении храма на какой-то образец идет еще из средневековья и не означает его точного копирования. В основном, заимствование заключалось в типологическом сходстве построек, давая тем самым строителю широкие возможности для проявления своей творческой индивидуальности. При определенном формальном сходстве с «рисунком» или прототипом каждый раз рождался новый образ, который являлся итогом творческого мышления самого «автора».
В данном случае «чертеж» служил иллюстрацией к подрядной записи, в которой дан подробный словесный «портрет» облика будущего храма «...от полу до зводного замка 6 аршин с половиною, в церкви до замка 7 аршин с половиною, в верхней холодной церкви от пола до паникадильного кольца 7 сажен с половиною, а церковь о два окна, а алтарь и трапеза, а выше церковного своду класть два осьмерика, третья шейка, а вся б та церковь с шейкой не ниже 16 сажен, а у всей той церкви окна делать, также около окон в пристойных местах поясы и вверху шестерики искусною мастерскою тескою... Колокольню класть с паперти, а по левую руку и паперти прикласть палатку... а выше трапезной крышки колокольню класть до слухов на восьми граней в вышину до подзорного пояса 8 сажен, а подзорный пояс в 2 аршина, с половиною, над сводом осьмерик чтоб был к красе...»
Выстроенный в 1768 г. Николаевский храм расположен в центре села на живописном левобережье Вятки. Памятник принадлежит к немногочисленной на Вятке группе двухэтажных церквей. Верхний этаж, освещаемый двумя рядами окон, использовался как летний храм, нижний - отводился под зимнее церковнослужение. Колокольня над папертью придает объемному решению храма подобие «корабля». Все здание кажется легким, стремительно взметнувшимся к небу, начиная от вытянутого алтаряи кончая взлетом ярусного завершения. Оно состоит из двух световых восьмериков, несущих маленькую главку на тонкой шейке.
Мягкую пластичность силуэту храма придают «полуглавня».- фронтоны над центральными осями храмового объема. Трехъярусное построение выдает прием устюжских мастеров, но в истобенской постройке Никита Горынцев не во всем следует традициям их школы. Алтарь, который в двухэтажных церквах Великого Устюга, как правило, сооружался ступенчатым, мастер выстраивает в форме единого пятигранного объема. Сравнивая Николаевский храм с постройками Великого Устюга, еще раз убеждаешься в его ярко выраженной индивидуальности. Самобытность архитектурного орнамента, впитавшего колорит и художественные приемы, веками складывавшиеся в вятских народных промыслах, зодчий органично включает в систему декоративных мотивов архитектурной пластики. Широкие ленты карнизов спышнымирозетками, пилястры, членящие нижний ярус и трехчетвертные колонки верхнего этажа, собранные в пучки; богатые картуши, пышно оформленные окна-порталы второго яруса, сочные консоли, «бровки» и спиралевидные элементы, подобные упругим стеблям растений, в завершении наличников сообщают фасадам безудержную декоративность и ярко выраженную оригинальность. По качеству художественных признаков, наряду с совершенством технического исполнения, памятник в селе Истобенском следует признать шедевром вятской школы зодчества середины XVIII столетия и лучшим творением Никиты Горынцева.
В 1932 году церковь закрыли, в 1970-е с колокольни снимали крест, он проломил крышу, с того времени церковь начала рушиться. Сегодня это излюбленное место отдыха местной молодежи, здесь можно скрыться от вездесущих родительских глаз да потренироваться в «скалолазании», так как передвигаться по церкви приходится буквально по стенам - остальное уже давно развалилось. Среди современных цензурных и не очень надписей и рисунков - древние фрески, каким-то чудом сохранившиеся до сих пор.