Село Беляево было основано по желанию жителей близлежащих деревень в конце XIX столетия. 17 августа 1889 года прибывшие на собрание при починке Исаковском домохозяйства «имели суждение об открытии вновь прихода по причине дальнего расстояния церквей».2 С общего согласия было решено построить деревянный храм на землях, пожертвованных в пользу церкви В. И. Беляевым, память о котором сохранилась в названии села. Беляев Василий Иванович (? - ок.1891) - это благотворитель, яранский купец-лесопромышленник, выделивший средства на постройку храма. Он умер вскоре после закладки храма. После смерти благотворителя храм достраивала его вдова Беляева Анна Дмитриевна. Здесь же на собрании для строительства и приобретения церковной утвари был сделан общий взнос в размере 600 рублей.
Официальный указ об открытии прихода был издан Святейшим Синодом 14 июня 1891 года.3 В 1892 году от крестьянина деревни Шардани Григория Безрукова, избранного старостой нового прихода, на имя епископа Вятского и Слободского Сергия последовало прошение о разрешении приступить к постройке храма по уже составленному проекту.
На сегодняшний день автор проекта не установлен. Возможно, им был губернский инженер Андреев, который отводил место под Беляевский храм и одворцы для духовенства, вел архитектурный надзор за его строительством.4 К числу наиболее известных построек А. С. Андреева, выполненных по его проектам в городе Вятке, относятся: здание 2-й полицейской и пожарной части, «съезжий дом» с наблюдательной вышкой 1868 года по адресу: улица Свободы, дом 113; дом купца Я. А. Прозорова 1871 года по улице Ленина, дом 104; корпус Спасо-Преображенского монастыря, ныне действующий, с домовой церковью в честь иконы Божьей Матери «Утоли скорбь и печали» 1877 года, занимающий Динамовский проезд.
26 декабря 1892 года общие строительные работы были закончены. Освящение храма во имя Святого Чудотворца Николая Мирликийского состоялось позже - 9 марта 1894 года. Приход в то время состоял из 13 селений, 2114 прихожан.5 Почетным членом прихода была Яранская купчиха А. Д. Беляева, которая принесла в дар церкви святые сосуды, ковчег, Евангелие и крест.
В 1939 году храм был закрыт. Семь лет его здание использовалось совхозом имени Мичурина под склад для хранения зерна. 1 апреля 1946 года по ходатайству общины Беляевского прихода Николаевскую церковь вновь открыли для богослужения.
25 июля 1993 года в селе Беляево состоялось торжественное богослужение в честь столетия храма, которое возглавил архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф.
Первым настоятелем церкви стал протоиерей отец Варсанофий Карпов. Он служил в храме с 1893 по 1919 год. С 6 августа 1919 года по 6 декабря 1923 года священником был отец Алексий Стефанов, с 1924 по 1928 год - отец Василий Изергин, с 1928 года - отец Иоанн Хорошавин, который вскоре скончался и его место занял отец Иоанн Задворных. Осенью 1937 года был арестован и вскоре расстрелян настоятель храма - отец Александр. В 1938 году недолго в церкви служили отец Федор, а затем иеромонах Алексий, арестованные в 1939 году. Церковь тогда же была закрыта. Службы в церкви были возобновлены с 1946 года. Настоятелем храма стал вернувшийся из ссылки игумен Иосаф, в миру Иван Васильевич Сычев. Как опытный художник, он лично участвовал в реставрации внутренней росписи храма. Скончался игумен в 1958 году. Далее настоятелями Николаевской церкви были: в 1958 - 1969 годах - протоиерей отец Дмитрий (Ожиганов), в 1969 - 1989 годах - игумен Гавриил (в миру Дмитрий Николаевич Кислицин), в 1989 - 1997 годах - протоиерей отец Александр (Коновалов).6 С ноября 1997 года и по сей день настоятелем Николаевской церкви снова является архимандрит Гавриил (Кислицин).7
Храм Святого Николая Чудотворца деревянный, однопрестольный. Он расположен в центре села, обнесен невысокой штакетной оградой с воротами и калиткой. Высота храма - 18 метров, колокольни - 26 метров. Сруб храма в селе Беляево поставлен на кирпичный цоколь, закрыт горизонтальной облицовкой и вертикальными планками по углам. Покрытие кровли и кресты - металлические.
Стилевая трактовка памятника эклектична. Его своеобразный облик стилизован, по мнению специалистов, в основном под старорусские формы, присущие каменным храмам. Вместе с тем, здесь встречаются элементы модерна и детали, характерные для народной деревянной архитектуры.8
Объемно-планировочная компоновка церкви выполнена по принципу продольно-осевого размещения составляющих ее частей, получившая название «корабля» - наиболее распространенного среди приходских храмов. Двухъярусный четверик с фронтонами по центру фасадов увенчан декоративным пятиглавием. Луковичные главки помещены на постаменты, украшенные рядами кокошников, прямоугольная в плане трапезная соединяет основной храмовый объем с четырехъярусной шатровой колокольней.
Пятигранная апсида, равная нижнему ярусу четверика, примыкающие с севера и юга к основанию колокольни небольшие палатки дополняют объемное построение церкви. Перед дверными проемами, западным (главным), южным и северным, устроены крыльца с лестницами, двумя четырехгранными столпами на постаментах и двухскатными кровлями. Два нижних яруса колокольни несут невысокий, переходный к восьмирику звона, объем со скошенными углами. Диагональные грани верхнего яруса глухие. Проемы звонов, ориентированные по сторонам света, акцентированы треугольными фронтончиками. Композицию храма завершает невысокий шатер, переходящий в восьмиричек, который несет луковичную главку с ажурным крестом на тонкой шейке.9
Пилястры, каннелированные по первому ярусу, членят фасады храма на три прясла. Поля боковых прясел разделены карнизами. Широкий двухчастный фриз из пропильной резьбы, наложенной на стены напоминает подзоры. В тимпаны фронтонов по центру фасадов вписаны декоративные кресты. Резные «солнца», «шахматный» узор и стилизованные «балясинки» украшают пилястры второго яруса. Окна имеют рамочные обрамления, повторяющие граненые очертания проемов верхнего яруса. Декоративное оформление фасадов памятника построено на удачном сочетании различных по масштабу элементов «щипцового» мотива. В этой манере выполнены сандрики наличников окон алтаря, трапезной, нижнего яруса холодного храма и зонты крылец нижнего яруса; фронтоны, подчеркивающие центральное прясло четверика; завершения сторон граненых шеек у глав и окон центральной световой главы. На колокольне этот остроконечный рисунок подхвачен щипцами яруса звона и слуховым фронтонным пояском в основании главы. Тимпаны оконных сандриков заполнены декоративными крестами. Треугольные очертания имеют оконные проемы, расположенные по центру, северного и южного фасада холодного храма. Филенки и «ширинки» заполняют свободные грани восьмирика звона.
Убранство стен церкви дополняют каннелированные пилястры, фризы, украшенные накладной пропильной резьбой, филенки, «ширинки» и другие детали.
В основном храмовом объеме свод лотковый с ленточными гранями. Во всех остальных помещениях плоские перекрытия. Четыре колонны поддерживают хоры, расположенные в западной части холодной церкви.10, 11
Росписи интерьеров храма и иконостас с иконами относятся к началу XX столетия. Программа росписи интерьера следующая. Иконостас барочный, трехъярусный, дошел до настоящего времени без реставрации и поновления. В зените купола помещено изображение Саваофа, благословляющего двумя руками. На четырех лотках свода расположены композиции: «Тайная вечеря», «Нагорная проповедь», «Вход в Иерусалим», «Христос - Утешитель». Узкие грани занимают изображения евангелистов, на парусах размещены изображения серафимов.
Стены холодного храма расписаны в два яруса. Нижний ярус занимают изображения отцов Церкви, верхний - сюжеты Ветхого завета и избранные святые. Сюжеты росписи на южной стене: «Снятие с креста» и «Николай Чудотворец», в простенках между окнами в тондо «Святой Серафим Саровский» и «Святая Мария со святым Варсонофием».
Северную стену занимают сюжеты: «Иисус Христос у Марфы и Марии», в верхнем регистре - «Беседа Иисуса Христа с самарянами», между ярусами помещены сюжеты «Воскресение Лазаря» и «Святой Феодосий». На стене-перегородке, отделяющей четверик от трапезной - композиция «Бегство в Египет».
Каждое клеймо помещено в декоративную раму, которая имитирует лепнину. Свободные участки стен заполнены орнаментами из стилизованных растительных мотивов, помещенных на бирюзовый фон.
Стены трапезной заполнены сюжетами на библейские и евангельские темы. Северную стену с востока на запад занимают сюжеты: «День субботний», «Притча о милосердном самарянине», «Притча о блудном сыне» и «Притча о мытаре и фарисее»; южную - «Воскресение дочери Иаира», «Динарий кесаря» и «Несение креста». На западной стене над входом изображен благословляющий Спаситель, на фронтоне - два ангела.12