Регионы

Случайное изображение

44vas-monastery.jpg

Храм Петра и Павла в г. Салаир

Храм Петра и Павла в г. Салаир

Еще в 1801 году служащие рудника обращались к своему управляющему Федору Савельевичу Ваганову с просьбой ходатайствовать у вышестоящего начальства о разрешении на постройку церкви. В этом же году просьбы рабочих были переданы начальнику Колыванских заводов Василию Сергеевичу Чулкову. Спустя некоторое время «...на доклад управляющего рудником Его Превосходительство приказать изволил церковь построить деревянную, на строение ея и украшение отнюдь казенными деньгами не заимствоваться, и как сие принадлежит до пользы общественной, то и стараться сбирать от доброхотодателей».

Вначале в поселке существовал в 1803-1809 гг. небольшой молитвенный дом. Прихожане передали много ценных икон, написанных Осколовым, Сумкиным, а также церковную утварь и богослужебные книги. На Ирбитской ярмарке куплены были колокола (четырехпудовый, двухпудовый, полуторопудовый и два полупудовых), приобретены необходимые богослужебные книги, кадила, лампады и другая церковная утварь. В ночь на 24 декабря 1809 г. молитвенный дом сгорел. За год отстроили новый и начали сбор средств на постройку столь желанной церкви. В 1829 г. протоиереем из Кузнецкого духовного правления Дергачевым и управляющим рудником Мевиусом выбирается место в центре поселка для постройки деревянной, на каменном фундаменте церкви по проекту окружного архитектора Якова Попова из города Барнаул. В Центральном Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга сохранились рисунок и план этой церкви. С 1830 г. около 30 лет священником Петропавловской церкви служил Яков Карпович Пузырев, прибывший из Бачатской церкви. При нем были начаты и окончены работы по сооружению деревянного храма. Согласно клировым ведомостям, постройка церкви на каменном фундаменте без колокольни была начата 29 июня 1831 г., окончена в 1834 г., а освящена в 1836 г. Позолоченный резной иконостас для него был заказан в городе Барнауле в 1832 г. у мастера иконописца «академика 10 класса» Михайлы Мягкова. В ноябре 1859 г. при сильном пожаре на руднике, уничтожившем лучшую часть поселка - торговые лавки, богатые дома, больницу - полностью сгорела и деревянная церковь. Вместо нее стараниями местного купца Д.Д. Бекенина выстроили и в 1861 г. освятили небольшую деревянную, однопрестольную, кладбищенскую церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Императорский Кабинет поддержал стремление прихожан и заказал специальный проект нового каменного храма. Реализация его началась 14 мая 1900 г., но из-за финансовых трудностей затянулась до 1907 г. Построена в 1907 г. К строительству были привлечены опытные каменщики из алтайского села Жуланиха под руководством мастера Рогова. Рядом с церковью отстроили просторный дом для священника и отвели место для погоста, оградив все железной оградой. Тут же, в небольшом сквере на пьедестале, 19 февраля 1894 г. установили бронзовый памятник царю-освободителю Александру II. Освятил храм 8 апреля 1907 г. по благословению епископа Томской епархии настоятель прихода протоиерей Леонтий Попов, окончивший Тоб. ДС. С 15 июля 1861 г. он являлся духовником окружных церквей. Прослужив более 40 лет, умер в 1910 г. и погребен у алтаря построенного при нем каменного храма. В фасадах храма, выполненного в стиле эклектики, наблюдается смешение «псевдорусского» стиля с «сибирским модерном. В плане он напоминает Троицкую церковь в селе Красное, тем более, что строились они в одно время в начале XX века. Состав прихода на 1914 г.: с. Салаирский рудник; д. Гавриловка (4); заселки Кулаевский (18) и Осиновский (8). Состав причта: священник, диакон и псаломщик. Прихожан 3184 чел. Земли при ней числилось 101 десятин. Благочиние 13 Кузнецкого округа. В приходе имелись приписная кладбищенская церковь (Покрова Пресвятой Богородицы) в с. Салаирский рудник с 1861 г.; молитвенный дом Успения Пресвятой Богородицы в д. Гавриловке с 1872 г. на средства урядника Д.П. Ковцова; церковно-приходская школа в д. Гавриловке с 1898 г.; двухклассное училище гражданского ведомства в с. Салаирский рудник с 1902 г. с 200 учениками; церковная библиотека с фондом 287 экз. В советское время в 1933 г. Петропавловская церковь была разорена, колокола и кресты отправлены на переплавку, памятник Александру II исчез, а само здание церкви пришло в запустение. В 1936-37 гг. репрессировали оставшихся священников: отцов Павла, Якова, Симеона и старосту Тимофея Кротова. В 1941 г. поселок Салаир преобразован в город. Появляется несколько мелких предприятий, расширяется рудник по добыче полиметаллов. Строятся новые дома, школы, кинотеатры, учреждения культуры. Еще в 1970-х гг. в связи с приближением выработок Салаирского рудника местные власти намеревались полностью уничтожить храм, начав вблизи взрывные работы, чем нанесли серьезный урон фундаменту. Были сняты кресты с куполов, разрушены привратные каменные колонны. Был даже сочинен официальный документ с авторитетными подписями «специалистов», по которому храм объявлялся не представляющим архитектурно-исторической ценности. Казалось, судьба храма решена, и его разрушающиеся стены должны были навсегда исчезнуть с лица земли. Однако судьба на этот раз оказалась более милостива к Петропавловской церкви. Благодаря представителям Общества охраны памятников истории и культуры, краеведам и особенно директору Салаирского рудника А.М. Руденко, удалось восстановить истинную значимость храма как памятника историко-культурного наследия русских сибиряков. После передачи Советом Министров РСФСР храма Русской Православной Церкви с 1989 г. стараниями настоятеля прихода священника Сергия Мосолова ведутся активные реставрационные работы по проекту архитекторов города Новокузнецка. 24 августа 1991 г. епископ Красноярский и Енисейский Антоний освятил восстанавливаемый храм, а к 1995 г. все работы уже были закончены. По пятницам, субботам и воскресеньям, а также в двунадесятые праздники проводятся богослужения, а на престольный праздник 12 июля и в день памяти мчч. Кирика и Улиты 28 июля ежегодно устраиваются крестные ходы к сооруженной в 1995 г. деревянной часовне у чудотворного родника. На погосте у храмового алтаря восстановлена могила протоиерея Леонтия Попова. В храме имеются две старинные иконы: Божией Матери «Тихвинская», освященная в 1908 г. на Афонской Горе в Русском Андреевском Общежительном ските; икона вмч. и целителя Пантелеимона. С сентября 1995 г. преподаватель истории поселковой школы С.А. Юдина и настоятель начали занятия с 15 учениками в воскресной школе при храме по программе протоиерея Бориса Пивоварова. Имеется церковная библиотека, насчитывающая более 700 книг.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

28.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info