Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь - православный храм Волгоградской епархии Русской православной церкви. Расположен в Ольховском районе Волгоградской области неподалёку от села Каменный Брод. При Советской власти многие строения монастыря были разрушены и вместо них были построены конюшни, но сейчас ведётся реконструкция храмов.
В 1860 году в Каменном Броде была основана Свято-Троицкая Каменнобродская женская община. В 1865 году на средства народной советницы Серафимы Персидской была построена церковь в честь чудотоворной иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». После 1928 года был закрыт, находился в заброшенном состоянии. В 1992 году монастырь был восстановлен как Каменнобродский Свято-Троицкий мужской монастырь.
Достопримечательности
Святые источники
На землях монастыря имеется много святых источников с различной на вкус водой (всего найдено 5 источников), в том числе радоновый, серебряный и сероводородный.
Монастырские пещеры
Рядом с монастырём расположена Святая гора, в которой находятся монастырские пещеры. В пещерах множество келий и ходов, есть и подземная часовня.
Дубовая роща
На землях Свято-Троицкого монастыря находится природный памятник - дубы-великаны возрастом от 300 до 400 лет. Величина крон достигает у некоторых более 20 м, высота - 15 м, диаметр стволов - 2 м.
Иконы
В монастыре хранится особо чтимая чудотоворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
На месте Свято-Троицкого Белогорского мужского монастыря, по преданию, ещё до нашествия татаро-монголов существовал мужской скит с очень строгим уставом... Бывший молоканин, крестьянин Андрей Ветров, направляясь паломником в Киево-Печерскую лавру, встретил в Воронеже некоего старца Григория. Старец и благословил его на основание монастыря, подчеркнув древнюю святость этого места, где подвизались пустынники в пещерах меловой горы, а в самих пещерах по его сведениям находилось множество святынь. Андрей просит старцев с Афона, пришедших на паломничество к святой горе указать место пещер, которое им известно и получает ответ «время их еще не пришло».
Женская община возникла здесь в начале 1860-х гг. Со всех сторон это место окружено меловыми белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьёт родник. По легенде, останавливавшийся здесь князь Александр Невский просил татарского хана облегчить тяготы русских рабов, строивших каменный брод через р. Иловлю. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков Каменнно-Бродской Белогорской обители.
История будущей обители началась с приобретения в Москве трех икон помещиком Персидским П.И: Преображения, Богородицы и Богородицы Всех скорбящих радости и две большие иконы Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись из Москвы, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав её, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство. В октябре 1865 г. владыка Иоанникий освятил построенную однопрестольную домовую церковь, без колокольни в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радости». Каменный монашеский корпус был окончательно построен позже. В 1872г. император утвердил определения Священного Синода об утверждении женской общины в Каменном Броде. По своей структуре женская община напоминает монастырь, отличаясь лишь тем, что её члены следуют монастырскому уставу, не принося монашеского обета.
Рядом с монастырем обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников (даже радоновый и сероводородный), вода некоторых из них наполняла специальный бассейн. Продолжалось строительство, разрасталась монастырская слобода, где жили паломники и местные служки и приказчики. Приезжали лечиться с молитвой и члены известных дворянских фамилий - Голицыны, Строгановы, Трубецкие. У подножия пещерной горы сохранились остатки мощёной кирпичом так называемой «царской дороги», проложенной якобы для проезда на лечение «на воды» дочери Петра I будущей императрицы Елизаветы.
Сестры обшивали и крестьян, ходили по сёлам и помогали бедным многодетным семьям. В 1877 г. во время русско-турецкой войны в общине образовался так называемый «отряд сердобольных монахинь» из 10 человек. Они изготовляли корпию, бинты и бельё для отправки раненым солдатам. Видя их трудолюбие, местные жители не оставались в долгу и поддерживали обитель. Растет число сестер, выполнявших массу обычных крестьянских обязанностей - они пахали, косили, рубили дрова и даже ловили зайцев. Насельницы устроили приют и начальную одноклассную школу для девочек, а продолжалось обучение последних в церковно-приходской школе при Казанской церкви в сл. Каменный Брод. Девочек учили золотошвейному мастерству. После строительства первых зданий приступили к строительству соборного Троицкого храма по проекту архитектора И.И. Готгарта. Холодная, однопрестольная, церковь без колокольни была построена на пожертвования П.И. Персидского по некоторым данным в 1879 г.Укрепление духовной, хозяйственной и людской базы общины привело к рассмотрению дела по переименованию Каменно-Бродской женской общины в общежительный монастырь с именем Белогорского Николаевского. Община получила статус монастыря по указу государя и Синода от 8 октября 1903 г.
По страховой описи 1910 г. монастырь имел два каменных храма: Скорбященскую церковь и соборную церковь во имя Святой Троицы, а так же часовню с жилым помещением. Обитель считалась достаточно зажиточной - один только иконостас Свято-Троицкого храма оценивался в 10 тысяч руб. Очевидцы якобы видели здесь иконы руки Андрея Рублёва. По рассказу Л. Поповой, до революции жители Ольховской волости услышали о явлении в меловых горах иконы Божией Матери, и пошли к этой пещере. Здесь собралось множество людей со священниками, молившихся о том, чтобы икона вышла из пещеры к народу. Молитвы сбылись, икона вышла, и её занесли в храм с. Ольховка, поместили в золотой киот.
Не остался монастырь в стороне во время I- ой Мировой войне. Некоторые насельницы даже уходят с сёстрами милосердия на фронт, а весь монастырь активно собирает пожертвования для солдат.
Настали богоборческие времена, и монастырское имущество было национализировано. Монастырь был закрыт в 1927г. и версии тому разные. В 30-е годы монастырь находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов..Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря. На территории обители в здании крестильни разместилась МТС с парком тракторов, а в здании трапезной держали скот. Во время войны здесь устраивают госпиталь, а после - государственный конезавод.
Возрождение началось с приездом сюда в 1991 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, привезшего сюда иеромонаха Савву. Сейчас оставшиеся 6 зданий восстановлены, действует и церковь в одной из построек. В ней хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости». На территории монастыря имеется девять целебных источников, содержащих в своей воде сероводород, натрий, радон. Одним из них является источник Иоанна Богослова с купальней. Последним священником Белогорского монастыря был Симеон Туркин, сын которого рассказывал, что пещеры, доступные ныне для паломников, созданы неким монахом в знак покаяния. Согласно легендам, преданиям и воспоминаниям старожилов: трех- или четырехъярусные подземелья тянутся на десятки километров, в том числе под самим монастырем, через подземные ручьи и горы. Помимо келий монахов, в подземной часовни есть и большой круглый зал с выточенными из мела круглым столом посередине, стульями, чашами для масла и святой воды. Лабиринты строились таким образом, что их легко можно было затворить. Сейчас периодически наблюдаются провалы и просадки грунта, в том числе на территории монастыря.
Сайт: http://belogorez.ru