Летописные источники говорят, что именно на месте будущего Введенского Малого монастыря и было первое явление Тихвинской иконы Божией Матери на берегах реки Тихвинки Новгородской губернии в 1383 году.
Обстоятельства появления Тихвинской иконы на Руси историки связывают с преподобным Антонием Дымским, жившим в Великом Новгороде в XIII веке. После долгих лет паломничества он стал отшельником на Дымском озере. Лесные и заболоченные земли этой русской земли называли «страною тифинскою». Именно здесь, спустя 110 лет после смерти преподобного Антония, в 1273 году и была обнаружена чудотворная икона, ставшая небесной покровительницей новгородских земель.
Подтверждение (свидетельство) того, что это и есть византийская святыня, пришло с новгородскими купцами от патриарха Константинопольского. Узнав от прибывших купцов о чудесном появлении иконы Богородицы в новгородских землях, патриарх передал с ними описание иконы - «ножка Младенца обнажена» - сомнений быть не могло...
Однако в 1453 году Константинополь захватили турки... и икона, наконец, обрела «Дом Пресвятой Богородицы», как издревле зовется Русь - наследница православия.
...На обширных землях Тихвинской гряды Вепской возвышенности и Приладожья среди племен угро-финской группы русские, в основном новгородцы, селиться стали видимо в XIII- XIVвв.
«В 1383 году во дни великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене, в пределах Новгорода на Русской земле явилась икона Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке ».
В 1383 году на месте «обретения иконы Богородицы», на перекрестке водных и сухопутных дорог, среди нескольких деревень поставлена первая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, положившая начало погосту, а затем «Большому мужескому монастырю». После нескольких пожаров по велению великого князя Василия III отстроен каменный собор по образу Успенского собора Московского Кремля. В 1526 году великий князь сам посетил собор и молился чудотворному лику. В 1547 году, по традициям Византийских императоров, перед венчанием на царство собор посетил сын великого князя, Иоанн Грозный.
Земли Пречистенского погоста на р. Тихвине принадлежали в XV в. Ивановскому Богословскому и Успенскому Богородицкому Радоговицким монастырям.
После строительства каменного Успенского собора в 1515году великим князем Василием III и по желанию Ивана Грозного устроения здесь Успенского монастыря в 1560г., здесь были проведены большие градостроительные работы. Посад был перенесен на холм к дер. Романиха. Большой монастырь был тщательно распланирован на освобожденной и осушенной территории близ реки и Вяжищского ручья.
Устроение Большого мужского монастыря в 1560 г. сопровождалось одновременно и вовведением женского Введенского.
Так же по указу царя Ивана IV к Успенскому монастырю был сформирован и приписан Большой посад (3) «Тихвин», а к женскому монастырю - свой Малый посад - Введенская слобода, дер. Стретилово. Эти работы, начиная с февраля 1560г., при участии новгородского епископа Пимена производил талантливый строитель - новгородец Федор Дмитриевич Сырков.
Изначально монастырь занимал сравнительно небольшую территорию на берегу ручья Березовика (совр. Введенский ручей) и весь ансамбль, созданный Ф.Д.Сырковым, был деревянным. В XVI веке, судя по документам, известно лишь одно строение обители - деревянная церковь Введения Пречистыя Богородицы. О существовании монашеских келий в XVI в. можно только предполагать. Вокруг монастыря была возведена деревянная стена и вырыт ров.
Первой игумений обители стала Евпраксия (февраль 1608).
Во все времена Большой Успенский монастырь привлекал всеобщее внимание находившейся там чудотворной Тихвинской иконой Богоматери, а о Введенском Малом монастыре нигде не упоминалось до тех пор, пока здесь не появилась четвертая супруга Иоанна Грозного Анна Алексеевна, постриженная под именем Дария (активная ссылка на «О монахах»)
Бракосочетание Иоанна с Анной Алексеевной произошло в 1572 году. Четвертый брак Иоанна Грозного вопреки всем ожиданиям длился три года. Надо думать. Причиной тому был характер Анны, ее ум, такт и осознание своего достоинства, присущее гражданам вольного города Новгорода.
Царица была пострижена в монашество в Воскресенском Горицком монастыре. Прибытие Царицы Дарий в монастырь трактуют как её ссылку после измены князя Курбского, в доме которого она воспитывалась и провела детство и юность, рано оставшись сиротой. Другие источники утверждают, что это был добровольный уход в монашество ... или, что Иоанн IV «спрятал» Анну Алексеевну в монастыре с целью спасения во времена истребления боярского рода Колтовских. Каких-либо документальных сведений на этот счет нет, как нет и документов, описывающих первые годы жизни царственной инокини во Введенской женской обители.
16 мая 1596 года бывшая царица значится уже игуменьей Введенского женского монастыря «на Тифине». Вместе с ней прибыли сюда и две ее племянницы - Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.
Монастырь был отдан Дарии в полное распоряжение, как хозяйке и попечительнице.
Она отстроила его, увеличила и привела в цветущее состояние. Старица- царица Дария пользовалась особым влиянием и деловыми связями в городах Москве и Тихвине. В 1604 году по просьбе царицы - игумений Введенская обитель вышла из подчинения Большого Успенского монастыря и получила полную самостоятельность. По ее просьбам, начиная с 1604 г., монастырю цари даровали ряд угодий, деревень и льгот, а так же выделили средства на каменное строение в обители.
При Дарии была построена первая каменная церковь - трехглавый собор Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами - в центре монастыря, огороженного деревянной оградой длиной 187 саженей.
Все остальные здания были деревянные: настоятельские и монашеские кельи, амбары, конюшни, скотный двор с принадлежащими постройками, кельи работников.
Переселение царицы - игумений совпало с началом Смутного времени на Руси, вторжением на русскую землю литовцев и шведов.
В период польско-шведских войн с Россией Введенская обитель неоднократно подвергалась нападениям и частичным разорениям. В 1613г. Большой Успенский монастырь был осажден, но не взят шведами. Деревянные постройки Введенской женской обители, не укрепленные в военном отношении, в день 14 сентября 1613 года были полностью сожжены шведскими войсками под предводительством Магнуса Делагарди. Как гласит поверье, во время нападений неприятеля Царица Дария со своими сподвижницами скрывалась в лесах и на болотах; возвращаясь в дни затишья в полуразрушенную обитель, они возобновляли богослужение. После пожара и вплоть до Столбовского* мира проживали монахини вместе с царицей - инокиней Дарьей в землянке на берегу небольшого озера в шести верстах от обители, называемом ныне Царициным в память о тех событиях (о жизни инокинь в период шведской оккупации). Однако прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.
Позднее (прим. XVIII - XIXв.в.) на Царицином озере была сооружена «мемориальная» часовня, колодец и цепи с крестами.
После шведского разорения и пожаров 1613 г. царица-инокиня, начиная с 1616г. (?1619г.), отстроила вторично собор и 5 келий. Через пять лет Введенский монастырь выглядел еще лучше, чем до шведского нашествия.
По заключении Столбовского мира и вплоть до своей кончины Царица Дарья трудилась над восстановлением и укреплением монастыря, создавая храмы, учреждая монастырский порядок и управляя обителью. В этот период Царь Михаил Федорович жалует Введенскому монастырю ряд угодий, поступают в монастырь пожертвования от царственных особ и частных лиц. Сама Царица - инокиня пожертвовала монастырю все свое состояние, отписанное ею в Духовном завещании.5 апреля 1626 года игумения Дария (активная ссылка), приняв схиму, скончалась.
В благодарность за усердное служение Царица-инокиня была захоронена во Введенском Соборном храме, над могилою была возведена позолоченная гробница.
После преставления Дарии - Благоверной Царицы Введенский монастырь продолжал укрепляться как духовный центр православия в России. Монастырем управляли Строительницы или Игуменьи, а с возведением монастыря во второй класс второй степени - только Игуменьи.
Строительные каменные работы продолжились при следующей игуменье Евранее - в 1645 г. начато возведение теплой Рождественской церкви с трапезной палатой, а в начале 1650гг. - и трехпролетной трехшатровой звонницы. Строительством руководил тихвинский игумен Сергий. Оригинальная по своему типу Рождественская церковь с трапезной долго стояла недостроенной, закончено строительство и освящена Трапезная только в 1675г.
Все вместе каменные здания - Собор, Трапезная и Звонница - образовывали единую группу, располагаясь «по концам треугольника». Деревянные кельи располагались по всему периметру территории монастыря, за исключением южной стороны двора.
В градостроительной композиции города Тихвина XVIIв. Введенский монастырь наряду с Большим Успенским монастырем играл весьма существенную роль.
Согласно летописи 1906г. на начало XVIII в. Введенский монастырь имел:
приписные деревни, земли,
свое подворье в Москве и Новгороде,
подчиненный Новгородский Иоанно - Богословский монастырь.
1704г. - при пожаре монастырь сгорел дотла.
Согласно описи на 1739г. на территории Введенского Малого монастыря числилось строений:
трехглавый собор Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами Николая Чудотворца и преподобного Кирилла Белозерского
теплая Рождественская церковь с трапезной палатой,
трехпролетная трехшатровая звонница,
26 келий - настоятельские, монашеские,
ограда деревянная на 187 саженях.
После преставления Дарии - Благоверной Царицы монастырь продолжал укрепляться как духовный центр православия в России. Монастырем управляли Строительницы или Игуменьи, а с возведением монастыря во второй класс второю степенью (XIX в.) - только Игуменьи.
По описаниям, сделанным в 1739-1764 годам для Новгородской епархии, мы можем представить, как в то время выглядела обитель:
«В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тесом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав.
При церкви Рождества Богородицы хлебопекарная келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумений деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тесом».
До 1764 года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья.
Все это можно видеть на плане Тихвинского посада, а точнее, подробного рисунка, выполненного в 1678 году Иваном Зелениным и Федором Евстафьевым. На плане, в частности, зафиксирован Введенский девичий монастырь, слободка монастыря и деревня Стретилово.
За 366лет существования Введенской обители сменилась 31 настоятельница.
Среди них особо отмечаются заслуги:
- Дарии Благоверной Царицы(1626г.),
- племянница ее Платонида (княжна Гагарина, 1642),
- Марии (1805г.)
- Таисии Чертовой (1815г.)
- Августы Свешниковой (1823-1858гг)
- Серафимы Тимковской (1858-1876гг.)
-Рафаилы (1876-1900гг.)
-Игумении Иоанникии (1900-1926 - 1937 гг.)
Документально наиболее полно засвидетельствована деятельность последних настоятельниц монастыря, начиная с Игуменьи Августы (Свешниковой).
Игуменья Августа, будучи настоятельницей монастыря с 1823 по 1858 год активно обустраивала обитель. С ее приходом начался новый строительный этап в жизни монастыря.
Тогда вместо прежней обветшавшей звонницы, возведенной в XVII веке, по проекту петербургского архитектора И.И. Шарлеманя была построена четырехъярусная надвратная колокольня.
Описание публициста А.П. Башуцкого после посещения Тихвинских монастырей в 1854 году.
«В первом ее этаже - главный вход в монастырь через святые ворота, они очень обширны и открываются только для крестных ходов и торжественных случаев, как например: при посещениях Царских особ, и Архипастырей, а в обыкновенное время вход в обитель бывает через другие ворота, устроенные в ограде, близъ колокольни. В первом же этаже помещаются две келий для сестер, во втором - тоже несколько келий, а в третьем устроена церковь святой Великомученицы Екатерины - образец самого нового архитектурного искусства в противоположность старине первых двух храмов. Иконостас очень красив - кругообразный, белого цвета, с колоннами и золотою резьбою, об одном ярусе и оканчивается наверху золотым крестом... В четвертом этаже колокольни устроены с четырех сторон арки с колоколами, их всех 9. Большой - в 158 пудов. Второй - в 80 пудов, лит, как свидетельствует надпись, при Царе Алексее Михайловиче и при патриархе Никоне в 1652 году. Третий - в 40 пудов. Четвертый - в 25 пудов, по латинской на нем надписи видно, что он лит в 1635 году. Остальные колокола меньшего веса - для трезвона».
Кроме колокольни при Игуменьи Августе напротив западного входа Введенского собора был построен двухэтажный обширный корпус. В нижнем его этаже разместились светлая просторная трапезная, кухня и другие хозяйственные кельи, а в верхнем - скромные комнаты для игумений и канцелярия обители. Игуменские кельи соединялись стеклянною на арках галереей с теплой церковью Рождества.
С противоположной стороны Введенского храма, параллельно вышеописанному зданию, был построен подобный двухэтажный корпус для келий сестер обители. К монастырской территории было присоединено 35 сажень болотистых земель и проведено их осушение. В довершение ко всему этому обитель обнесли невысокой каменной стеною с красивыми боковыми башенками.
Игуменья Августа была двадцать седьмой настоятельницей Введенского женского монастыря.
В 1858 году настоятельницей монастыря стала Игуменья Серафима (из дворян Тимковских).
Именно при Игуменьи Серафиме полностью сложился архитектурный ансамбль монастыря.
По ее приказанию была увеличена высота монастырской ограды, внутри обители разбит превосходный сад. Кроме этого, Игуменья Серафима сделала больше ризницу, увеличила число келий.
19 июня 1859 года монастырь посетил Его Императорское Величество Император Александр II. Помолившись над надгробьем Благоверной Царицы Дарии в соборном храме Введения Пресвятыя Богородицы, Государь удостоил своим посещением скромные настоятельские кельи и осмотрел монастырь. В память о своем посещении император прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для Игуменьи из кабинета Его Величества, превосходные четки из разноцветных камней с алмазными украшениями для Казначеи монастыря (монахиня София).
Во время настоятельства Игуменьи Серафимы в 1863 году в монастырь поступила послушница, в миру Мария (около 1842-1915 г.г.) из дворянского рода Солоповых, будущая игуменья Таисия Леушинская. Прожив во Введенском монастыре 14 лет, она впоследствии именовала его «своей монастырской колыбелью».
После смерти настоятельницы Игуменьи Серафимы многотрудное служение приняла на себя Игуменья Рафаила 1876-1900 (из дворянского рода Варнот).
С 14 октября 1876 г. и вплоть до своей кончины 18 ноября 1900 г управляла она Введенской обителью.
При Рафаиле был открыт приют для девочек - сирот в память о чудесном спасении царской семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 г. При открытии в приют было принято 12 девочек, а к 1914 году приют насчитывал уже 23 воспитанницы.
При Игуменьи Рафаиле был возведен келейный деревянный двухэтажный корпус для насельниц монастыря, а главное было проведено возобновление собора Введения во храм Пресвятой Богородицы: к западной стене Собора была сделана пристройка, что увеличило помещение Собора и позволило расширить хоры. Была обновлена отделка внутреннего убранства, настелены новые полы, обновлена позолота иконостаса, наружные стены Собора были украшены лепкой и живописью, сделаны жестяные кровли глав Собора, на которых поставлены золотые кресты.
В 1901 году Св. Синодом настоятельницей монастыря была утверждена Аполлинария (в миру Людмила Петровна из дворян Владыкиных ), посвященная в Игуменский сан 9 июня 1902 в Тихвинском Богородичном Большом Успенском мужском монастыре Высокопреосвященнейшим Гурием, Архиепископом Новгородским и Старорусским. В 1906 году Игуменья Аполлинария за праведное и усердное служение награждена наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым.
На 1914 год из 200 монахинь и послушниц монастыря, постриженных в полное монашеское одеяние, было 26 и одна престарелая схимомонахиня.
Неспешно текла в монастыре жизнь.
Внутри этого красивого, ухоженного второклассного монастыря был разбит сад, возле собора - обширный некрополь. **
Большею частью сестры начинали свой монашеский путь именно во Введенском монастыре, а не были переведены из других обителей.
Доходы монастыря были весьма ограничены и складывались из свечного и кружечного сбора, продажи просфор, оброчных статей, сбора на поминовения и процентов с капиталов от пожертвований, а также полученные от Правительства на различные церковные нужды. Годовой денежный доход монастыря в 1914 год составил 8 391 руб. 10 коп., при этом более половины этой суммы - 4968 руб. 20 коп.- составлял процент с капиталов, пожертвованных разными благотворителями для поминовения.
После революции 1917года в женскую обитель пришли другие люди.
Некоторое время монахини и послушницы оставались жить в монастыре, в труднейших условиях продолжая свое служение Богу. Официально датой закрытия Тихвинского Введенского монастыря считается 1926 год, но фактически - с того самого времени, как в обители появились представители власти рабочих и крестьян. Некоторое время сестры, продолжая свое служение Богу, ютились в монастырских зданиях рядом с новыми поселенцами. Но тех соседство с инокинями вовсе не устраивало. Монахини, вытесненные из сестринского корпуса, разбрелись по городу, служа санитарками и сиделками, подрабатывая рукоделием. Игуменья Иоанникия вынуждена была переселиться из настоятельских покоев в тесную келейку в колокольне.
История Большого Успенского Богородичного и Введенского Малого монастырей всегда имела неразрывную духовную связь.
Со дня своего основания и до закрытия советской властью оба монастыря - Большого Успенского монастыря в 1924 году и Введенского женского в1926году. Настоятель Большого монастыря всегда являлся Благочинным Введенского женского монастыря, т.е. духовным его руководителем. В главные праздники ему вменялась священная обязанность духовно торжествовать своим служением вместе с сестрами в их обители
Осенью 1937 года по Тихвину прокатилась волна арестов. К ноябрю почти все духовенство города находилось в местной тюрьме. Очередь дошла и до бывшей игуменьи Иоанникии, которая была арестована как участница контрреволюционной группы.
3 декабря 1937 года, в самый канун престольного праздника - Введения во храм Пресвятой Богородицы, бывшая игуменья Введенской обители была расстреляна вместе с другими тихвинскими новомучениками: игуменом Арсением (Дмитриевым), протоиереем Иоанном (Сарвом), священниками Емилианом Панасевичем, Николаем Покровским и Василием Канделябровым.
Мраморное изваяние святого ангела с золотым крестом с памятника на могиле игумений Августы, надгробные плиты настоятельниц монастыря Марии, Павлы, Серафимы, Рафаилы, как и многие другие, были употреблены на фундаменты цехов лесохимического завода.
Не остановили святотатцев трогательные слова, выбитые золотом на мраморной плите игумений Серафимы:
«Остановись, не попирай гробницу! Над нею слезы льют и сиры, и вдовицы. Здесь инокинь наставница лежит...».
** На кладбище монастыря были погребены кн. Аграфена Петровна Волконская и Евдокия Андреевна Ганнибал, урожденная Допьер, сосланные в монастырь во времена Бирона; Иосиф Владимирович Лохвицкий, а также настоятельницы и насельницы монастыря за всю его долгую историю.
Вне территории монастыря располагались:
через улицу - обширная каменная часовня, постройки ХIХ века с куполообразной крышей и двумя кельями для стариц, заведующих часовней;
рядом с колокольней находился 2-х этажный деревянный дом, сдаваемый монастырем в наем;
с севера к территории монастыря примыкали различные хозяйственные строения (скотный двор, конюшни), а дальше через Введенский (прежнее название Березовик) ручей были разбиты огороды;
Монастырь был хранителем многих священных реликвий и художественных ценностей.
На 1914 год в монастыре хранилось несколько ковчегов со 49 святыми мощами, первыми из которых были части:
части Древо Животворящаго Креста Господня;
части Гроба Господня;
части Ризы Господней;
части Гроба Божiей Матери;
части Верскъ съ кровiю Христовою;...
части мощей:
Св. Иоанна Предтечи, Праведныя Анны, Апостола Андрея Первозванного, Святителя Николая чудотворца, Великомученика Пантелеймона"
и многих русских святых в земле Российской просиявших.
Начиная с XIVв., монастырь был хранителем многих священных реликвий и художественных ценностей.
Описание алтаря собора Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В алтаре собора Введения во храм близь горнего места находился древний створчатый киот со стрелообразным верхом, в который была вложена икона небольшого размера, Тихвинской Божией Матери, шитая золотом и жемчугом. Икона эта принадлежала и была молельной иконой Благоверной Царицы Дарьи, а затем отдана ею в благословение одному неизвестному тихвинцу, после кончины которого, икона возвращена монастырю. Вокруг иконы изображены чудеса и явление иконы Тихвинской Божией Матери.
В алтаре же на горнем месте стояла икона Несения креста Спасителем, примечательная тем, что во время грозы в 1860 году молния опалила эту икону, но более храма не повредила, будто сам Христос понес на себе разрушительную силу стихии и защитил монастырь. В ризнице, между церковными вещами, хранящимися в ней, наибольшую ценность представляли изделия художественного шитья: - плащаница, вышитая золотом по малиновому бархату, трудами Игуменьи Августы с сестрами в 1838 году; - сотворенные трудами племянниц Царицы Дарьи в ХVII веке воздухи и хоругви с лицевыми изображениями, иконы золотого и серебряного шитья, среди них - небольшой образ Введения во храм Пресвятыя Богородицы, шитый шелком и золотом по шелку; - красивейшие расшитые священнические облачения и дьяконские стихари; - два больших покрова на гробницу Царицы Дарьи (один - золотой парчи с такою же бахромою, а другой - красного бархата, опушенный по краям горностаями); - помимо этого в ризнице хранились 9 Евангелий в серебряных с позолотою окладах издания ХIХ и ХХ веков; - золотые и серебряные потиры; - кресты напрестольные; - наперсный крест Игуменьи Серафимы - четки из разноцветных камней с алмазными украшениями Казначеи монастыря монахини Софии - подарки императора Александром II; - кадила, одно из которых в качестве дара на помин души сына и родителей своих было пожертвовано монастырю ещё в ХVII веке, как гласит надпись славянской вязью на кадиле. Там же в ризнице хранились рукописи, начиная с ХVII века, среди которых Духовное завещание Царицы Дарьи , а также книги богослужебного пользования и духовного чтения сестер.
Сайт: http://www.tvzm.ru