Регионы

Случайное изображение

2189.jpg

Святой источник Тервеничской иконы Божией Матери

Святой источник Тервеничской иконы Божией Матери

Ленинградская область » Лодейнопольский район » деревня Тервеничи

Село Тервеничи находится в двухстах восьмидесяти километрах к северу от Петербурга, в Лодейнопольском районе. В нем около трехсот деревянных домов, магазин, больница и... так и тянет написать «древний» — монастырь. Но нет, Тервенический монастырь совсем не древний.

Если вспомнить, что источнику в Коренной пустыни семь веков, а монастырю четыре, что Стопе Богородицы шесть с половиной веков, а Почаевской лавре — одиннадцать, что Пюхтицкий источник действует уже четыре века, а монастырь на Ояти по меньшей мере пять, то святой источник и сама обитель в Тервеничах покажутся новорожденными младенцами: местному источнику семь лет, а монастырю — восемь. Однако Тервеничи уже стали известны далеко за пределами Лодейнопольского района Ленинградской области. За короткий срок в этом селе над живописным Покровским озером отстроился дивной красоты монастырь, а его святыни — Тервеническая икона Божией Матери и святой источник — прославились чудесами исцелений, в том числе от рака. (Очень часто, спрашивая у сестер и паломников о чудесах от источника, буквально от каждого автор слышал ответ: «Исцеления? А как же! Вот послушайте, что со мной было...»)

Но все же место это действительно древнее, как говорят сестры, «намоленное». Тервеничи старше Москвы на целых десять лет — поселение впервые упоминается в Уставе новгородского князя Святослава Олеговича (1137). Тогда это был Михаило-Архангельский погост. Погост — значит не просто село, а центр податного округа, что-то вроде столицы для окрестных деревень, крупное поселение с церковью и кладбищем. По сей день в народе живет память об этом: и спустя века Тервеничи остались самым крепким селом в округе, и избы здесь крепкие, хорошо сработанные, и брошенных домов нет.

Исторически эти места были заселены вепсами. Но поселение возникло именно русское, и предполагают, что первая церковь — во имя Архистратига Михаила — появилась здесь еще в княжение сыновей Владимира Мономаха, а может, и раньше. Храмы строились деревянные, часто сгорали, заново возрождались. Перед революцией в Тервеничах было 18 церквей. Был и каменный храм — Успенский, но главным считался другой — деревянный, освященный во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм сгорел 24 февраля 1917 года, Успенский был закрыт в 1937 году. Здесь разместился клуб, потом здание обветшало, и его забросили. В 80-х годах храм уже вовсю растаскивали на кирпичи.

В 1991 году сюда приехал из Петербурга иеромонах Лукиан: он уже давно подыскивал место для будущей обители. Стоя у развалин Успенского храма, глядя на прекрасный вид, открывающийся с горы на Покровское озеро, он принял решение строить обитель на Тервенической горе. Вскоре было получено благословение митрополита Иоанна.

Смотрю на прекрасный белый храм с заново отстроенной колокольней, с голубым — до лазури — куполом и золотыми крестами, с радостными иконами на стенах. Внизу Покровское озеро с часовней на берегу, а за озером — леса, леса Господи, до чего же хорошо! Матушка Лукиана, настоятельница обители, предлагает остаться на ночь. Отвезут меня на следующий день на монастырском «уазике». Недолго думая, соглашаюсь. Провести в такой красоте вечер, ночь и утро — какая удача! Из окна моей кельи открывается великолепный вид на озеро и на часовню над святым источником.

Матушка Васса проводит меня по монастырю. На самом высоком месте — часовня во имя Святой Троицы. Это — дань родству, которое соединяет Тервеническую обитель с Александро-Свирским Троицким монастырем, настоятелем которого является отец Лукиан. Часовня построена летом всего за полтора месяца, сестрам еще предстоит расписать ее. А вот и сам храм. Светлый, просторный. Образ Божией Матери Тервенической увешан золотыми и серебряными украшениями: кольцами, крестами, цепочками, браслетами, сережками. (Потом я попытался сосчитать их, вышло что-то около пятидесяти.) Это дары получивших исцеление от чудотворной иконы.

Обходим церковь. Вокруг храма сделана булыжная мостовая. Сестры сами вместе с паломниками носили камни и выкладывали ее. Матушка Васса рассказывает, что в 1991 году в храм через дыру в стене въехал бульдозер. И... проехал насквозь, выгреб наружу мусор, которым церковь была завалена по окна. А чтобы посадить липы, приходилось выдалбливать в твердом грунте большие ямы, отвоевывать сантиметр за сантиметром при помощи кирки и лома.

Справа и слева от храма новенькие жилые корпуса, по шесть келий в каждом. Спускаемся с горы. Внизу деревянный мост. Реки под ним нет, только овраг. (Мост — еще один знак, свидетельствующий о процветании монастыря.) За мостом — большой поклонный крест. Подходим к прекрасной белой часовне над святым источником.


Обретение источника


Оказывается, местные жители колодцев здесь не копают: место слишком высокое. Воду издавна брали из озера, уже потом в Тервеничах появилась артезианская скважина. Но по мере того как монастырь осваивали, необходимость в собственной воде возрастала Выкопали на берегу несколько ям, но неудачно.

В 1991 году отец Лукиан постриг первых монахинь — матушку Софию и матушку Веру — и уехал на родину в Одессу. Там ночью в тонком сне ему было видение Божией Матери. Пресвятая Богородица стояла возле Тервенической горы, указывая на икону и на источник. Через некоторое время, осматривая в Одессе иконописную мастерскую, отец Лукиан увидел тот самый образ, на который указывала в его сне Божия Матерь.


Мироточивый образ


Надкладезную часовню украшает весьма необычная икона. Это «Образ явления Божией Матери в Тервеничах». Икона была написана специально для обители. На ней воспроизводится видение иеромонаха Лукиана: Царица Небесная указывает на икону и источник. От матушки Даниилы, иконописицы, я узнал, что первая такая икона была написана масляными красками на куске оргалита. А в 1997 году сестры и паломники внезапно заметили, что одеяние Богородицы, трава, на которой Она стоит, и сама икона покрыты крупными каплями мира. Мироточение образа стало явным указанием на святость и чудотворность тервенических святынь — источника и иконы.

Увы, мироточивая икона не сохранилась. Дело в том, что тогда в монастыре еще не был восстановлен каменный храм и «Образ явления» стоял во временной церкви, которая помещалась в деревянном бараке. В феврале 1997 года в нем начался пожар, и икона сгорела.

В настоящее время в часовне находится копия мироточивого образа.


Исцеления в Тервеничах


Вхожу в монастырский храм. Там меня встречает матушка Вера. Восемь лет назад она стала второй по счету монахиней монастыря. Первую зиму, когда морозы достигали 36 градусов, они провели в Тервеничах вдвоем с матушкой Софией в деревянном доме, где на кухне в кастрюлях по ночам замерзала вода. Спрашиваю, как она решилась на постриг.

— Я сама вологодская, — рассказывает матушка Вера, — за Череповцом родилась. Войну на Волге провела, на ткацкой фабрике работала. Потом сюда переехала, здесь тридцать шесть лет на почте. Сперва почтальоном, потом на кассе. А когда батюшка предложил принять постриг, я испугалась. Он говорит: «Не бойся, правила у вас будут маленькие». «А я не этого боюсь», — говорю.

Имени исцеленной женщины не называю. В настоящее время она помогает обители. Запомнился и рассказ матушки Вассы: «Приехали однажды двое с видеокамерой, мужчина снимает, женщина вопросы задает. Вожу, как обычно, по монастырю, показываю. Подходим к часовне. Рассказываю про источник и про первое исцеление. Вдруг смотрю — оба плачут. Ну, думаю, странно... Только потом я узнала, что это и была та самая исцеленная».

На земле-то я давно не работала. Потом узнала, что он уже и одежду заказал... Ну ничего, привыкла. Дрова научилась колоть. Вот однажды работаю, а мимо мужчина из деревни идет. «Эх, — говорит, — матушка, сколько ж вы дров, наверное, за свою жизнь перекололи!» А я ему: «Милый, да я дров-то никогда не колола, все в городе прожила». (Смеется.)

Спрашиваю об исцелениях, уже знаю, что матушка ведет их запись. Но вот незадача — большой тетрадки у нее нет, она как раз отдала ее отцу Лукиану. А в маленькой только два случая. Спрашиваю разрешения переписать, и матушка Вера приглашает меня в свою келью. По пути рассказывает об исцелениях, которые помнит.

— Приехала к нам женщина, Тамара, с дочкой. Дочке пятнадцать лет Мать жалуется: «Все челюсть болит». Говорю: «Приходите, смажу маслицем от лампадки, что перед нашей Тервенической иконой висит». Помазала — и все прошло. Тамара приехала больная, скована вся внутри и снаружи. Очень тяжело подходила на помазание. Стала воду из источника пить — повалилась да как закричит: «Не могу выйти! Не могу выйти!» Из нее, значит, крик такой был. А мы все стояли и читали: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Батюшка благословил сорок дней за нее молиться. На тридцать девятый день я молитву читаю, а она вдруг как вскрикнет и упала. Потом встала. Ей понемногу лучше становилось. Уже и обливаться водой от источника начала. Уезжая, говорила, что почти здорова.


А вот исцеления, записанные в тетрадке матушки Веры (фамилии и адреса опускаю):

...21 июня 1992 года в монастырь из Петербурга приехала женщина, заказала сорокоуст. Рассказала, что приезжала в обитель помолиться полтора года назад. Тогда она состояла на учете, была самой сложной больной в гинекологической консультации. В монастыре пила воду из источника, мазалась маслом от лампадки перед Тервенической иконой. Получила исцеление. Врач сказал, что не понимает, почему произошли все эти изменения и куда исчезла киста.

...Женщине должны были сделать операцию по удалению опухоли головного мозга (больница в Озерках). Врач сказал, что в случае успеха может гарантировать только жизнь, предупредил о последствиях: парализация, умственная отсталость. Друзья и дочь больной приехали в монастырь, заказали сорокоуст о здравии, привезли в больницу воду из источника и масло от Тервенической иконы. Больная молилась, пила святую воду, мазалась маслом. Операция прошла успешно, предсказанных страшных последствий не было, врач не верил своим глазам.

Образ является списком Касперовской иконы, которая, в свою очередь, является когтей древней Корсунской иконы. (Последняя считается творением самого святого апостола и евангелиста Луки.) Погрудное изображение Богоматери. Младенец у левого плеча Пресвятой Девы. В руке Иисус Христос держит свиток. Икона изображает ласкание Младенца и Богородицы, предчувствующей страдания Сына на земном пути. Иконографический тип — "Умиление".


Живоносный источник


Тот небольшой опрос, который я провел в марте 2000 года в Покрово-Тервеническом монастыре, убедил меня, что местный источник имеет в обители ничуть не меньшую славу, чем Оятский источник во Введенском монастыре. Порежет, скажем, трудник ногу во время сенокоса — и к источнику. Заболит голова у монахини — возьмет полотенце, намочит, приложит к голове. И, по словам обитателей монастыря, порез заживет мгновенно, а боль как рукой снимет. Вот лишь некоторые примеры чудесных исцелений от святого источника.


...Тамара, инвалид I группы. Приехала в монастырь с серьезным заболеванием позвоночника. Ходила согнувшись, испытывала сильные боли. Была неверующей. Исцелилась на источнике, уверовала в Бога.

...Пенсионер из Лодейного Поля. Был некрещеным. В монастыре его звали Сан Саныч. Когда приехал к святому источнику, на одной ноге были 32 трофические язвы. Через неделю осталось только восемь. Еще через неделю зажили и последние язвы.

...Монахиня София, 85 лет. Страдала сильными гипертоническими болями. Стала прикладывать к голове компресс, боли начали проходить.

...Алексей, паломник. Приехал в монастырь наркоманом, кожа да кости, не мог есть нормальной пищи. Перестал принимать наркотики, окреп, постепенно отказался от диеты, начал работать, женился.

...Настоятельница Лукиана. Страдала от гастрита, колита, панкреатита. По ее словам, еле передвигала ноги, с трудом могла пройти от ворот обители до храма по дороге, поднимающейся в гору. Совершенно поправилась, вернулась к активному образу жизни.

...Роман, паломник. Приехал в монастырь весь покрытый красной сыпью. Сыпь была на руках, на ногах, на лице. Отец Лукиан благословил монахиню три дня читать молитвы и кропить его водой из источника. Вскоре сыпь полностью прошла. В монастыре Роман трудился на постройке надкладезной часовни.

...Монахиня Леонида. Была в критическом состоянии. Диагноз: гормонально зависимая бронхиальная астма. Врачи помочь не могли. Получила исцеление в монастыре Покрова Пресвятой Богородицы.

Покрово-Тервенический монастырь

Наутро я еще раз обошел монастырь вместе с матушкой Лукианой. Побывал в иконописной мастерской, которая обеспечивает иконами несколько храмов и монастырей, видел хозяйственные постройки, скотник, мастерские, гостиницу для паломников на пятьдесят человек, так называемый архиерейский дом, где останавливался митрополит Владимир. Видел храмтрапезную, который собирались освятить уже к Пасхе 2000 года. Гулял по аллее из лип и тополей, яблоневому саду. Видел монастырские земли. (Обитель занимает пятнадцать гектаров земли, и овощей, которые здесь выращивают, хватает до следующего урожая.) Знакомили меня и с планами обители. Уже начались работы по устройству водопровода. Планируется строительство богадельни (фактически она уже действует, нет только здания для нее), больницы, различных хозяйственных построек. Я смотрел, слушал и с трудом верил глазам и ушам: ведь, по фотографиям, еще несколько лет назад Тервеническая гора была просто свалкой с разрушенным храмом, заросшая дремучим лесом. А мне рассказывали, что отец Лукиан собирается еще построить над кладезем церковь, устроить пещерный храм под Троицкой часовней...

Как же удавалось этим людям создавать все это — в наше-то голодное безденежное время?

— Конечно, трудно было, — рассказывает настоятельница. — Трудно, но радостно. Мы чувствовали большой подъем. А вся тяжесть на первых матушек легла. Ведь они и строить помогали, и колодец рыли, и землю возделывали — все делали сами. Сейчас первая зима, когда сестры снег не убирают — мужчин хватает...

К обители приписан также скит в деревне Пирозеро. Там монастырь восстановил каменный храм Тихвинской иконы Божией Матери. По благословению митрополита Владимира церковь освящена в честь иконы «Неупиваемая Чаша». Ежедневно в скиту совершаются чтение акафиста и молебны о страждущих от недуга пьянства.

— Каждую минуту ощущаем присутствие Божией Матери, — говорит матушка настоятельница.


Что ж, за те неполные сутки, что автор гостил в монастыре, он тоже его почувствовал. Уже покидая обитель, мне довелось услышать об удивительном событии, которое произошло здесь 13 октября 1996 года. Это был последний день приготовления в монастыре к престольному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Все напряженно работали и вдруг увидели над монастырем яркую семицветную радугу, концы которой были направлены не вниз, как обычно, а вверх. Словно бы это Сама Божия Матерь держала на вытянутых руках покров над Тервеничами.

Покрово-Тервенический монастырь, дер. Тервеничи, Лодейнополъский р-н, Ленинградская обл.

Как добраться

Этот святой источник, а также икона Тервенической Божией Матери, принесли славу небольшой деревне, расположенной на берегу красивого Покровского озера. Рассказывают, что в 1991 году в эти места приехал питерский иеромонах Лукиан и так ему понравился вид с горы на озеро, что он решил построить здесь монастырь. А через некоторое время во сне священник увидел Божию Матерь, которая указала место, где следует выкопать колодец. Удивительно, но в воде из этого колодца не было бактерий! А о чудесных исцелениях (кстати, и от страшной болезни современности - рака) монахини с удовольствием рассказывают всем желающим.

Адрес: 187735, Россия, Ленинградская область, Лодейнопольский район, деревня Тервеничи, улица Нагорная, дом 30, Покрово-Тервенический женский монастырь.

Телефон: +7 (813 64) 173 25, +7 (813 64) 573 25, +7 921 436 36 55, +7 921 350 55 20

Как добраться:

общественным транспортом от Санкт Петербурга, автобусом или поездом до г. Лодейное Поле (Время в пути – примерно 4часа ), а там местным автобусом до д. Тервеничи (примерно 1,5 часа). Местный автобус ходит 2 раза в сутки - 6.00 и 18.00.

Из монастыря рейсовый автобус отходит с деревенской остановки в 7.30 и 19.30

Справочная автовокзала Санкт-Петербурга тел: (812) 166-57-77.
Справочная автовокзала г. Лодейное Поле тел: (81364) 2-23-50.

Личным транспортом повернуть на 185-ом км шоссе С. Петербург - Мурманск, от поворота у АЗС "Лукойл" примерно 75 км до д. Тервеничи.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

moscow673.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info