Среди аргументов отказа верующим в возвращении Балашихинских храмов безбожные власти упоминали не закрывавшуюся в годы советской власти церковь Рождества Богородицы в селе Никольское-Трубецкое. Находится она всего в одной версте от Покровской церкви.
Село Никольское возникло в 60-е годы семнадцатого века; земли эти поначалу принадлежали Кремлевскому Чудову монастырю, а после Смутного времени перешли в ведение Романовых - первых русских царей. Именно Алексею Михайловичу обязано село своим существованием: царским указом было велено заселить его 80 крестьянским дворами, и хотя по записи 1678 г. в Никольском насчитывалось лишь 48 дворов, это был район, выражаясь современным языком, «массовой застройки». Село строилось по утвержденному царем чертежу, а Государь Святой Руси, как сам себя называл Алексей Михайлович, стремился во всем соблюдать благочестие. В плане село имело вид креста, а в центре этого креста находился деревянный рубленый храм в честь Святителя Николая. На рукописном плане конца семнадцатого века Никольская церковь изображена трехпрестольной.
Церковь содержалась на руге (причт получал содержание из государевой казны) вплоть до петровских времен: нуждавшийся в средствах царь-реформатор с 1700 года велел это содержание отменить и обязал священника Никольской церкви «довольствоваться подаянием приходских людей». А людей-то было совсем немного: к этому времени в селе оставалось всего 39 дворов. До начала девятнадцатого века село Никольское принадлежало дворцовому ведомству, а в административном отношении относилось к Измайловской волости Московского уезда.
В начале XIX века Никольское перешло князьям Трубецким, владельцам близлежащих имений Гольянова, Абрамцева и Лукина. «Не было бы счастья, да несчастье помогло»: главное имение Трубецких Говорово в Отечественную войну 1812 г. было французами разграблено, и князьям пришлось перебираться в тихое Гольяново; в Никольском они отстроили небольшую усадьбу.
С родом князей Трубецких принято связывать возникновение города Балашихи: в 1821 г. ими была основана Балашинская мануфактура, ставшая со временем, как бы мы сейчас сказали, градообразующим предприятием. В знаменитом энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона это единственное упоминание о Балашихе: «Балашинская (Балашихинская) бумагопрядильная мануфактура Московской губернии и уезда, в с. Никольском, принадлежит товариществу. На фабрике 3 паровых машины в 165 сил, 1 вод. колесо в 15 с. и 70 000 веретен. Выделывает 140 000 пудов пряжи от №3 до 46 на сумму 1 960 тыс. руб. Рабочих на фабрике до 1200 лиц. При фабрике 2 училища и больница на 30 кроватей». В краткую справку можно внести одно уточнение - рабочих по архивным данным было примерно вдвое больше.
Каменная церковь в Никольском была построена в 1858-1862 гг. и выдержана в «русском стиле», который вошел в моду благодаря грандиозным постройкам К.И.Тона. Памятная доска, сохранившаяся на стене церкви, гласит: «Заложена сия церковь во имя Рождества Божия Матери с престолами Святых Апостолов Петра и Павла и Святителя Чудотворца Николая в 1858 г. июля 20 дня в царствование Императора Александра Николаевича и Митрополита Московского и Коломенского Филарета, старанием священника Дмитрия Николаевича Малинина и старосты церковного московского купеческого сына Александра Илларионовича Горшкова».
Знакомые фамилии: священник состоял в родстве с настоятелем соседнего Покровского храма, а ктитор - из тех купцов Горшковых, которым принадлежала Ткацкая фабрика в Пехре-Покровском.
Имя автора проекта неизвестно. Двусветный одноглавый четверик с пониженным трехчастным алтарем соединен небольшим притвором с невысокой шатровой колокольней. Проект был для середины девятнадцатого столетия «типовым». Деревянные вызолоченные иконостасы - их три - сохранились с 1860-х годов: храм в советское время не закрывался и не был разорен.
Храм в с. Никольском-Трубецком (так оно стало называться по имени владельцев) достраивался на средства фабрикантов Каулина и Хлудова, владевших в округе ткацкими фабриками. Отметим немаловажную особенность: многие из живущих близ фабрик крестьян оставляли свой нелегкий труд сельский и шли работать на фабрику. При этом, соответственно роду занятий, изменялись и взгляды на жизнь:
Во имя легкого труда Он изобрел «машину века». Она - послушна. Но беда: В ней кандалы для человека, Но не рук его иль ног, А для духовного мышленья: «Мозг - не природа, мозг - станок, Прибор для мыслевыделенья». И стала мысль его убогой И продаваться за гроши. И человек, утратив Бога, Вдруг оказался без души. (Протоиерей Владимир Бороздинов. Человек).
Кроме упоминавшихся уже фабрикантов Каулина и Хлудова в истории церкви Рождества Богородицы сохранилось имя председателя правления Балашихинской мануфактуры Павла Григорьевича Шелапутина (1848-1914). Когда дела на основанной Трубецкими фабрике пошли неважно, потребовались новые инвестиции, мануфактуру пришлось продать купцу П.Ф.Молошникову; позднее (в 1874 г.) по инициативе П.Г.Шелапутина на основе мануфактуры было создано акционерное общество под его председательством, и именно его трудами фабрика пришла в блестящее состояние.
Но не экономические успехи потомственного почетного гражданина, возведенного в дворянское достоинство и получившего чин действительного статского советника Павла Григорьевича Шелапутина памятны нам - он был еще и многолетним ктитором Богородицерождественского храма. На этой своей общественной работе он прославился делами деятельного милосердия. Он основал целый ряд благотворительных и просветительских учреждений: три ремесленных училища, реальное училище, гимназию, педагогический институт. Большие пожертвования получали от него московские больницы глазная и Басманная, им был построен гинекологический институт, Покровская лечебница в Филях (под нее он отдал свое имение). Богадельня для старух, приют для детей-слепых и инвалидов, сирот из крестьянского сословия находились там же, в Филевском имении. Было устроено там и двухклассное училище. Полмиллиона рублей он дал на устройство женской учительской семинарии, выпускницы которой преподавали в сельских школах. Педагогический институт получил от него в подарок уникальную научную и учебную библиотеку. На его средства был создан один из залов Музея изобразительных искусств императора Александра III (ныне -ГМИИ им.А.С.Пушкина). А при Балашихинской фабрике П.Г.Шелапутин строил дома для своих рабочих, богадельню - приют для стариков и сирот - там содержалось более ста человек, больницу (это о ней упоминает энциклопедический словарь). Некоторые из построенных им зданий (в микрорайоне «Заречье») до сих пор служат людям.
П.Г.Шелапутин на дела милосердия потратил более трех миллионов рублей. В Российском энциклопедическом словаре, где есть сведения, к примеру, о террористах (Каляев, Перовская, Камо), палачах (Берия, Ежов), нет ни единого слова ни о Шелапутине, ни о многих других благотворителях, для Бога потрудившихся.
Под стать ктитору было и духовенство. Служивший долгие годы настоятелем храма протоиерей Алексий Писарев (он был ровесником ктитора) за усердное исполнение пастырских обязанностей и труды по благоустройству и благоукрашению приходского храма был отмечен благословенной Грамотой Святейшего Синода и священническими наградами /22/. Протоиерей Алексий Писарев был законоучителем еще и в Балашихинском фабричном училище, а кроме того, был избран председателем церковно-приходского попечительского совета. Все то, что организовывал, строил, обустраивал ктитор храма П.Г.Шелапутин, духовно наполнял отец настоятель.
Русские Церкви Рождества Богородицы храм.
Наступили страшные времена. И хотя церковь Рождества Богородицы в Трубецком не закрывалась в годы безбожия, но все же пострадала: в двадцатые годы в храме «свили себе гнездо» обновленцы. К обновленческому расколу примкнул бывший в двадцатые годы настоятелем храма протоиерей Владимир Померанцев. Знаменательно, что и его власти, поначалу не разобравшись, отправили было в ссылку, но вскоре отпустили: он, «обновленец по убеждению», был в 1933 году реабилитирован. Многие ли, верные матери-церкви, священники были в то время реабилитированы? Отбыв срок заключения или ссылки, они получали «минус» - не только запрет проживать и служить в столичных и крупных городах, но и приближаться к ним ближе, чем на сто километров. Какая там реабилитация! Обновленцы безбожным властям были нужны: в Никольское-Трубецкое верующие люди старались из-за обновленцев не ходить. Поэтому и следующим настоятелем Богородицерождественского храма (с 1936 г.) был обновленческий священник Василий Копытов.
Лишь в годы Великой Отечественной войны, когда обновленческое движение сошло на нет, храм вновь наполнился православными верующими. Царица Небесная не оставила в поругании посвященный Ее Рождеству храм.
Ныне храм Рождества Богородицы в Никольском-Трубецком в полном благолепии. Большая заслуга в этом принадлежит его многолетнему (уже более четверти века) настоятелю, старейшему клирику Балашихинского благочиния протоиерею Владимиру Бороздинову. За годы своего пастырства на Балашихинской земле он сумел стяжать не только любовь прихожан, но и уважение властей - его избирали депутатом местного совета; его трудами построено при храме прекрасное здание церковно-приходской школы - живы традиции духовного просвещения в этой церкви! Отец Владимир не только пастырь, но и поэт: уже пять сборников его стихов разошлось по стране; он является членом Союза писателей России. На его добрых и глубоких стихах многому могут научиться не только воспитанники воскресной школы при храме, но и учащиеся Земской гимназии, которую он окормляет с момента ее создания (уже более десяти лет), у которых
Перед глазами - мир безбрежный, Затканный с неба до дорог; Бесстрастный мир, воздушный, снежный, Красивый, чистый - словно БОГ. (Протоиерей Владимир Бороздинов. У Лавры)
Не только учат стихи, не только совершают паломнические поездки в Троице-Сергиеву Лавру духовные чада протоиерея Владимира Бороздинова. Из под его крыла вышло и несколько пастырей, несущих ныне свое служение в разных храмах Московской епархии. Один из них, священник Михаил Калашников, помогает протоиерею Владимиру в деле духовного просвещения учащихся земской гимназии.
Источник: http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow_area&page=4