Регионы

Случайное изображение

2209.jpg

Старо-Голутвин монастырь в г. Коломна

Богоявленский Старо-Голутвин общежительный мужской монастырь расположен в Коломне у места впадения Москвы в Оку. На территории монастыря находятся:
Богоявленский собор (главный храм) - построен на месте старого каменного собора, относится к началу XVIII века
Сергиевский храм и примыкающий к нему настоятельский корпус - относится к первой половине XIX века
восточный корпус (бывший братский корпус) с колокольней и Введенским надвратным храмом (XIX век)
западный корпус (бывшая гостиница для паломников) (XIX век)
ряд хозяйственных построек
ограда с башнями - большая (конец XVIII века) и малая (первая половина XIX века)
Коломенская Духовная Семинария.

Особо почитаемые святые, имеющие отношение к монастырю:
Сергий Радонежский, Григорий Голутвинский, Димитрий Донской (XIV век)
Филарет (Дроздов), митрополит Московский (XIX век)
Варсонофий Оптинский и Староголутвинский, Никон Староголутвинский (XX век)

В Сергиевском и Введенском храмах монастыря имеются частицы мощей многих святых, как древних, так и новомучеников и исповедников Российских.Само название монастыря - «Голутвин» дано по названию местности - Голутвино. Оно, в свою очередь, происходит либо от слова «голутва», которое переводится как «лесная просека, вырубка»; либо от: древне - русск. слова «голытьба» - так называли промышлявших здесь разбойников - потомков древнего племени Голяда, пришедших сюда по р. Оке с берегов р. Протвы (граница современных Московской и Смоленской областей).

Дата основания монастыря - 1385 г. (в некоторых источниках указан 1374 г.). Построен по обету вел. благов. князя Московского Димитрия Донского в связи с его примирением с князем Олегом Рязанским, происшедшим недалеко от города на реке Северка (по другим данным - на Девичьем поле в Колычёве). Это примирение стало возможно благодаря прямому участию прп. Сергия Радонежского. Голутвин монастырь, находящийся на границе Московского и Рязанского княжеств, проходящей по р. Оке, стал своеобразным знаком долгожданного примирения двух князей. Благов. князь Димитрий Донской сам просил прп. Сергия выбрать место под монастырь и достойного монаха, чтобы поставить его в качестве настоятеля монастыря. Прп. Сергий выбрал место для будущей обители на опушке леса, находящегося недалеко от места слияния рек Оки и Москвы, он также принимал участие в закладке Богоявленского (первого) собора, по его предложению первым настоятелем и строителем монастыря стал прп. Григорий Голутвинский - один из его ближайших 16-ти учеников (в игумены он был поставлен Коломенским епископом Герасимом, при этом присутствовал и сам прп. Сергий). В числе первых жертвователей монастыря были сам благов. кн. Димитрий, который подарил монастырю также икону Богоявления в серебряном окладе из своей моленной комнаты, и епископ Герасим. С именем прп. Сергия связано и происхождение монастырского источника: по преданию, Преподобный на просьбу братии указать им место, где можно было бы вырыть колодец, ударил своим посохом в землю, и тот час же в том месте забил источник, вода из которого впоследствии прославилась как цельбоносная.

В те времена монастырь имел меньшие размеры - он был небольшим, кроме белокаменного собора, все остальные постройки были деревянными, а монастырь окружала невысокая деревянная ограда. Монастырь в то время нёс также и стратегическое значение, вместе с другими монастырями, расположенными по р. Оке, он образовывал своеобразную защиту от набега татар, именуемую в народе как «Пояс Богородицы». Но надо при этом заметить, что за всё время своего существования монастырь ни разу не подвергался разорению. После вел. кн. Димитрия Донского монастырь посещали: его сын - Василий I Красный (1395 г.), выступивший на встречу расположившемуся под Ельцом хану Тамерлану, Иван III (1480 г.), шедший на встречу хану Ахмату - знаменитое «Стояние на Угре», и Иван IV Грозный, который был в монастыре 2 раза (1546 и 1552 г.), последний раз он посетил монастырь в то время, когда шёл на взятие Казани.

В XV-XVI вв. велось каменное строительство: появилась одностолпная белокаменная палата на высоком подклете, в середине XV века был заложен зимний теплый храм, освящённый во имя недавно тогда прославленного прп. Сергия Радонежского - храм был пристроен к монастырской трапезной. Была также возведена высокая каменная колокольня с куполом, по размерам, напоминающим храмовый, между Богоявленским собором и Сергиевским храмом (впоследствии при строительстве новой колокольни эта колокольня приблизительно в кон. XVIII века была разобрана).

Росло и благосостояние обители. Монастырь обеспечивался за счёт больших земельных угодий, большая часть которых располагалась по другую сторону р. Москвы - в сер. XVI века монастырю принадлежало уже 49 сёл и 2500 га земли. Он уже числится как самый богатый монастырь в округе. Об этом свидетельствует также тот факт, что в феврале 1613 г. в качестве выборного члена посольства на Земский собор, который состоялся в Москве (где совершилось избрание царя Михаила Фёдоровича Романова) от Коломны, принимал участие и игумен Авраамий - настоятель Голутвина монастыря. Уже в это время монастырь имел многочисленные каменные подворья и не только в округе. Так, даже в стольном граде Москве имелось одно подворье с храмом Рождества в т. н. Голутвиной слободе, в Замоскворечье (недалеко от того места, где сейчас располагается Третьяковская галерея) - впоследствии это подворье дало название четырём Голутвинским переулкам. Упоминается также и о том, что, в монастыре хранятся такие святыни как дорожный дубовый посох, ризы и наперсный крест прп. Сергия. Среди жертвователей монастыря в это период упоминаются Коломенские епископы Феодосий, Савватий и Кассиан, а также и др. лица - в большинстве своём это были местные жители.

В это время монастырь уже обладает богатой библиотекой, которая была особой ценностью обители - в ней насчитывалось 137 книг, среди них 22 древние пергаментные - это огромное число по тем временам, учитывая, что они все были рукописными (большей частью - на драгоценном пергаменте). Среди книг перечисляются богослужебные книги, а также книги и сборники духовно - нравственного содержания. Монастырская библиотека по количеству книг не на много уступала библиотеке Успенского кафедрального собора. В 1654 г. по пути в Москву монастырь посетил Антиохийский патриарх Макарий, его секретарь архидиакон Павел Алеппский оставил небольшое письменное описание монастыря в своих дневниках.

В 1697 г. в монастырь был сослан инок Авраамий - бывший строитель Андреевского монастыря, который, не боясь преследований, письменно обличил императора Петра I за его самые первые нововведения в государственной и церковной жизни. Он был сослан в Голутвин монастырь и заточён в одну из башен, в какую именно - неизвестно. В истории монастыря это был единственный достоверно известный случай, когда монастырь становился ссылкой для опальных людей.

В кон. XVII века был полностью перестроен Богоявленский собор сосланным иноком Авраамием на его же собственные средства и в 1700 г. освящён. С того момента он уже не перестраивался и дошёл до нас почти в том самом виде, какой имел и тогда. Новый четырёхстолпный собор был построен в древнерусском стиле, из кирпича, на новом фундаменте, имел такую же кубическую форму, что и прежний собор, только отличался большими размерами. Вокруг собора, с трёх сторон, была выстроена галерея с колоннами (в народе она именовалась как «гульбище»), собор имеет нетипичную для его стиля главку.

К этому времени уже и сам монастырь значительно разросся, следует упоминание о том, что тогда он уже обладал 59 сёлами и значительными земельными наделами. Как следствие такого положения монастыря в нём в 1707 г. по указу императора Петра I была учреждена архимандрия - с этого времени все настоятели обители состояли в сане архимандрита, что значительно повышало ранг монастыря.

В феврале 1764 г., согласно манифесту императрицы Екатерины II, произошла секуляризация церковных земель, а сами монастыри были поделены на 3 класса. Голутвин монастырь лишился абсолютно всех своих богатых наделов - они все перешли в ведение коллегии экономии Синодального управления. Несмотря на то, что за монастырём оставалась наименование архимандрии, и он был отнесён ко 2-му классу (а это сохраняло за ним высокий статус, учитывая, что к 1-му относились, например, лавры). В числе братии монастыря осталось 17 человек - все остальные были распределены по соседним монастырям. И при всём этом, надо сказать, монастырь оказался не в самой худшей доле - тогда из 1072-х русских монастырей было оставлено только 452 - среди них и Голутвин монастырь, а остальные были ликвидированы.

В 1775 г. 14 октября, Коломну посетила сама императрица Екатерина II Великая. На следующий день (15 октября) она побывала и в Голутвином монастыре. Тогда настоятелем обители был архимандрит Арсений, он оказал радушный приём высокой гостье. Оставшись довольной, она подарила монастырю участок земли, находившийся за южной стеной монастыря. На том месте впоследствии был разбит фруктовый сад. Согласно записям в её дневнике, императрице понравились трудолюбивые местные жители, каждый из которых владел каким-либо ремеслом, но совершенно не понравился старый грязный город, имеющий непродуманную разбросанную планировку. Прибыв в Петербург, императрица отправила в Коломну своего известного придворного архитектора - Матвея Фёдоровича Казакова. Он прибыл в город в 1778 г., по его чертежам были построены - архиерейское подворье, ограды Брусенского и Бобренева монастырей, храм Вознесения. И напоследок, в 1780 г. оно спроектировал 6 башен (в том числе и надкладезная башня над источником прп. Сергия) и ограду для Голутвинского монастыря, которую мы и можем видеть сегодня. Башни построены в стиле русской псевдоготики (неоготики), но, несмотря на их явный прозападный стиль (восьмиконечные звёзды), при их постройке использованы чисто русские декоративные элементы - своеобразные кружева, имеющие подобие накладного орнамента (на самом деле это встроенные в стены башен цельные белокаменные блоки), и кольца, как бы опоясывающие башни в двух местах. Башни монастыря - это самое высокое творение арх. М. Ф. Казакова в городе, они напоминают башни Брусенского монастыря, но превосходят последние по размеру. Надо заметить, что в этом же году М. Ф. Казаков осуществляет свой проект здания Сената (с зелёным куполом) в Московском кремле.

К кон. 18 в. жизнь в монастыре стала клониться к упадку, о чём говорит хотя бы то, что в штатах монастыря числилось тогда всего лишь ок. 10-ти человек. В кон. XVIII века была заложена новая трёхъярусная кирпичная колокольня, но произошло весьма печальное событие, из-за которого она так и не была окончена.

В 1799 г. Коломенская епархия по указу императора Павла была упразднена, архиерей переехал в Тулу, вместе с ним выехала и консистория. Коломна теперь и в церковно-административном отношении была подчинена Москве. Митрополит Московский Платон (Левшин) решил переселить в опустевшее архиерейское подворье братию обедневшего Голутвина монастыря, дабы территорию бывшего подворья городские власти не определили под свои нужды - так уже намечалось разместить там военные казармы. Поэтому братия монастыря переехала в центр города, где и образовался на территории архиерейского подворья в кремле Свято - Троицкий Новоголутвин монастырь, которому были подчинены опустевшие Голутвин и Бобренев монастыри. В противоположность Новоголутвину Богоявленский монастырь стал именоваться Голутвиным - старым. В опустевшем монастыре ещё год службы совершал приходской священник. Монашеская жизнь в монастыре прекратилась. Но уже в 1800 г. митрополит Платон решает возродить жизнь в стенах старого Голутвина монастыря, который к этому времени начал уже разрушаться. По его распоряжению в этом же году в монастырь прибыл игумен Самуил (Колесницын) из Пешношского монастыря, из которого он был изгнан по ложному подозрению и выросшему на этом общему недовольству братии. Так как монастырь не имел достаточной земли, и сама братия была пока немногочисленной, митрополит Платон решил объединить в 1802 г. Голутвин монастырь с соседним Бобреневым монастырём, находящимся от него в 5 км, который на тот момент имел значительно больше земель. Образовался единый монастырь, названный Бобренёво - Голутвиным, с этого момента он стал самостоятельным. Своим местопребыванием игумен Самуил выбрал «Голутвинскую» часть. Игумен Самуил был человеком преисполненным духовных дарований и к тому же хорошим администратором. Большой интерес представляет и личность самого игумена Самуила, которого уже при жизни почитали как прозорливца. Такого дара игумен Самуил сподобился за своё ревностное подвижничество и непрестанную пламенную молитву - по его молитвам многие приходившие к нему получали исцеление. Особенно известны два случая исцеления, когда по молитвам старца были избавлены от своих недугов хромой юноша из Рязани и один коломенский купец. В сам монастырский устав он ввёл чиноположение св. Афонской горы. Ещё при жизни игумена Самуила братия в количестве своём быстро возросла от 6-ти до более чем 70-ти человек, то есть в 10 раз. В 1803 г. монастырь посетил великий русский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин.

Началась капитальная перестройка обветшавших зданий. Голутвин монастырь переживал своё второе рождение. Очень тяжело приходилось с поиском необходимых денежных средств, основными жертвователями были местные купцы. Ремонт начался с Богоявленского собора. Интересный случай произошёл здесь с соборным иконостасом (1809 г.), когда его золочение подходило к концу - в собор, с левой стороны, в одно из верхних окон влетела шаровая молния; огненный шар облетел весь храм и, остановившись у верхнего яруса, стал кропить из себя горящими каплями. Братия монастыря приняла это явление как некое знамение Божиего благоволения на предпринятое игуменом Самуилом дело украшения собора. Впоследствии на золочёном иконостасе под самыми сводами проявились пятна красноватого оттенка, разной величины и формы. Затем, вслед за собором была достроена новая колокольня (1809 г.) - кирпичная, в стиле зрелого классицизма, с тосканными парными колоннами - она должна была компанировать башням М. Ф. Казакова; каждый из колоколов колокольни имел собственное название. Во время постройки колокольня дала трещину на четвёртом ярусе, и поэтому шестой ярус было решено не возводить, дабы не вызвать обрушения, пятый ярус впоследствии был перестроен (1845 г.). В первом ярусе колокольни были сделаны ворота в монастырь, а над ними поместили икону Богоявления. Во втором ярусе колокольни к 1811 г. был устроен Введенский надвратный домовый храм, в котором службы, за исключением престольного праздника, никогда не совершались. Собственно, к колокольне был пристроен Введенский (Восточный) корпус (1811 г.), в котором разместились архиерейские палаты, примыкающие к храму, и покои игумена. К Сергиевскому храму пристроили угловатый Братский корпус (1813 г.). Впоследствии эти два корпуса поменялись между собой своим назначением: угловатый стал Настоятельским, а Введенский - братским. Внизу же у Введенского корпуса разместились винные погреба, из которых в алтарь собора и в Сергиевский храм вели подземные ходы, не исключено, что были такие ходы и в других местах. В стиле ампир был перестроен выделяющийся своей стройной ротондой Сергиевский храм (1829 г.) - он стал двухэтажным: на втором этаже разместился сам храм, к которому были пристроены ещё 2 придела, а на первом этаже - трапезная, поварня, просфорня и хлебодарня. В 1817 г. деятельный игумен-строитель Самуил был замечен самим императором Александром I Благословенным и удостоен его аудиенции. Скончался игумен Самуил в 1829 г.

Новым настоятелем Бобренёво - Голутвина монастыря стал ученик игумена Самуила - игумен Назарий (Барданосов), до этого помогавший ему в управлении «Бобреневой» частью. Игумен Назарий был таким же подвижником благочестия, необычайно кротким и смиренным человеком как и его наставник. В 1833 г. была закончена полностью вся внутренняя отделка храма прп. Сергия, который и был освящён 2 сентября самим свт. Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским. Святитель подарил новому храму икону прп. Сергия в человеческий рост (написанную в Троице-Сергиевой Лавре), которая потом прославилась как чудотворная. В Сергиевский же храм был перенесён из Богоявленского собора и посох прп. Сергия. При игумене Назарии был достроен Введенский корпус и полностью выстроен новый Западный корпус, в котором разместилась гостиница для паломников. Между Введенским и Западным корпусами были сделаны основные, въезжие ворота, над которыми поместили иконы Богоявления, прп. Сергия и прп. Григория Голутвинского. Был произведён ремонт на 6 башнях. Были устроены: позади Настоятельского корпуса на новой территории игуменский сад (с западной стороны), каретный сарай - напротив Западного корпуса (ныне - трапезный корпус семинарии), конюшенный двор. За территорией монастыря были устроены две каменные часовни: одна - на переправе через р. Оку, другая - на дороге за р. Москвой. Решено было огородить территорию фруктового сада дополнительной стеной, поэтому возвели дополнительную ограду с четырьмя башнями в романском стиле. Новая ограда была меньших размеров, чем ограда М. Ф. Казакова, конечно же, она уступала ограде знаменитого архитектора не только по высоте, но и по красоте. Собственно при игуменах Самуиле и Назарии монастырь получил тот законченный вид, который мы имеем сейчас.

При игумене Назарии значение полностью отстроенного монастыря значительно возросло, так, настоятель монастыря являлся благочинным всех монастырей, находящихся на территории Московской епархии. В праздничные дни монастырь часто кормил паломников и просто нуждающихся людей, иногда их число доходило до тысячи человек в день. Было устроено училище для детей окрестных крестьян, в котором обучалось около 90-та учеников. Надо сказать, что в те времена монастырь нёс некоторые государственные повинности - шла заготовка фуража для армии и хмеля для государственных пивоваренных заводов. В 1851 г. через Коломну проезжал наследник императорского престола Александр Николаевич - будущий император Александр II Освободитель. Братия монастыря во главе с игуменом Назарием встречала его у часовни на Окской переправе.

При настоятельстве игумена Назария в монастыре произошло несколько чудесных случаев. Ещё в самом начале своего игуменства отцу Назарию во сне явился почивший игумен Самуил и грозно обличил его за то, что тот, по своей немощи, отменил совершение богослужения по строгому Афонскому уставу. Кроме того, произошли ещё 2 интересных случая - настоящих чуда для монастыря: в правом приделе алтаря Богоявленского собора иноком-пономарём были обнаружены священные сосуды, предназначаемые для богослужения, которые были завёрнуты в бумагу (1850 г.), также братией был однажды обнаружен на р. Москве плот, на котором находился колокол весом в 500 пудов (около 8 тонн), чудесно явленный колокол был помещён на 5-й ярус монастырской колокольни, где специально для него была устроена дополнительная звонница (1851 г.).

Во время управления монастырем игумена Назария в монастыре подвизался в затворе (Восточная башня) старец Иоанникий. Несколько лет он пребывал в полном молчании, потом он стал принимать приходивших к нему людей. С его именем связано также и установление «Семика» - крестного хода, совершаемого каждый год. В те времена в Коломне часто свирепствовали эпидемии холеры и моровой язвы, в 1848 г. также случилась очередная эпидемия, и старец предложил провести крестный ход с чтимой иконой Божией Матери «Голутвинская» по всем храмам города, начиная со Старо-Голутвина монастыря; после совершения самого крестного хода эпидемия сразу спала. С тех пор крестный ход совершался каждый год (до 1926 г.). Он получил название - «Семик» или «Семерик» по дню, в который он начинался - четвергу седьмой седмицы по Пасхе. Примечательно, что с тех пор в городе не было ни разу никаких эпидемий. В 1861 г. Голутвин монастырь был отделён от Бобренёва, согласно указу императора Александра II. Богоявленский монастырь получил именование Старо-Голутвина, при разделении ему отделили небольшую долю бобреневских угодий. И уже после того, в 1865 г., почётный местный гражданин Давид Иванович Хлудов снабдил монастырь новыми угодьями - с того момента обитель была отнесена к 3-му классу и смогла уже существовать самостоятельно, на своём содержании. В 1862 г. через Коломну была проложена железная дорога Москва - Саратов, монастырь дал название узловой станции - «Голутвин». Очевидные административные проблемы привели к тому, что жизнь в монастыре окончательно расстроилась: монастырь нуждался в ремонте, среди братии начались нестроения - они были преодолены благодаря бывшему казначею Угрешского монастыря игумену Сергию (Свешникову). При нём же была учреждена школа на 80 человек. С 1895 г. в монастыре была открыта смешанная церквно-приходская школа - одна из первых в городе - которая держалась исключительно на средствах монастыря.

В начале XX-го века количество братии в монастыре заметно сократилось. Монастырь предался забвению - духовная жизнь пришла в упадок. Случилось даже такое, что долгое время не могли назначить игумена, и монастырём управлял казначей. В монастыре с 1910 г. настоятельствовал бывший Новоголутвинский архимандрит Варнава (Накропин) - имевший связи с Г. Распутиным и впоследствии ставший архиепископом, несмотря на несогласие членов Синода. Именно во время такого духовного упадка, расстроенности и запущения в монастырь по распоряжению Св. Синода в 1912 г. прибыл в качестве настоятеля прп. Варсонофий (Плеханков) - знаменитый оптинский старец, возведенный к этому времени в сан архимандрита. Он был прислан для того, чтобы возродить здоровую духовную жизнь в монастыре. С прп. Варсонофием произошёл похожий случай, что и с игуменом Самуилом - он также был изгнан по ложным доносам из Оптинского монастыря. И, несмотря на то, что он пробыл в обители почти год - с 1912 по 1913 гг., ему удалось, тем не менее, восстановить монастырь не только духовно, но и «телесно» - в монастыре были проведены необходимые ремонтные работы. Предание донесло до нас несколько случаев, подтверждающих прозорливость старца, были и случаи исцеления. Достоверно известно об одном таком случае (он записан в житии преподобного), когда по молитвам старца Варсонофия был исцелён от полной глухоты один мальчик. Прп. Варсонофий завещал, чтобы после его смерти он был похоронен в любимой им Оптиной пустыни. Проводить в последний путь старца в монастырь стеклось небывалое количество народу - пришла почти вся Коломна.

В 1917 г. произошла Октябрьская революция. Этому сопутствовало одно печальное событие - сразу же после революции местные крестьяне захватили часть земель принадлежащих монастырю. Но впереди ещё были грозные годы гонений. Первые годы после революции были годами исканий, люди пытались обрести себя, своё новое место в жизни, никто не знал, что ещё принесёт новая власть. Многие в такой ситуации испытывали большой духовный голод. За счёт таких людей стал пополняться и монастырь - многие приходили из Москвы. В 1929 году властями было решено отобрать монастыри у Церкви и закрыть многие городские храмы. В эту страшную годину настоятелем обители был прпмч. архимандрит Никон (Беляев). Узнав о скором закрытии монастыря, отец Никон повелел закапывать имеющиеся в монастыре реликвии и другие ценные вещи. Ночами монахи закапывали ценности рядом с монастырской стеной. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь был закрыт последним, все строения были отобраны. К сожалению, безвозвратно исчезли соборная икона Богоявления в серебряном окладе, подаренная благов. кн. Димитрием Донским, чудотворная храмовая икона прп. Сергия (в человеческий рост) - подарок свт. Филарета, посох и наперсный крест прп. Сергия с мощами св. Игнатия Богоносца, его ризы, все имеющиеся 123 книги ценнейшей монастырской библиотеки. С колокольни был сброшен чудесно явившийся колокол - он разбился от удара об землю (уцелевший язык этого колокола сейчас хранится в Бобреневом монастыре), был разграблен и известный золочёный иконостас собора. Настоятель архимандрит Никон был арестован, в Бутырской тюрьме «тройкой» НКВД он был приговорён к расстрелу и в 1937 г. расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Через некоторое время арестовали и всех насельников - ок. 50 человек - их разместили в городском следственном изоляторе. Спустя некоторое время монахов отправили на станцию Голутвин, здесь их поместили в вагоны и они были вывезены в неизвестном направлении, достоверно дальнейшая судьба насельников обители неизвестна, 24 монаха и 2 послушника были репрессированы. Народ же всё равно приходил в монастырь к единственной оставшейся святыне в монастыре - святому источнику прп. Сергия, но власти не могли потерпеть и этого, чтобы приходящий народ совершенно оставил монастырь, источник был засыпан (впоследствии, когда источник исследовали специалисты-гидрологи, выяснилось, что вода ушла из этого места).

Сразу же после официального закрытия в храмах монастыря устроили склад артиллерийских снарядов. На монастырской территории разместилась также трудовая коммуна, которая переоборудовала монастырь под временное общежитие для рабочих коломенского тепловозостроительного завода, прибывших по вербовке из Татарии - они заняли какие только возможно строения, даже самые маленькие деревянные пристройки - жили повсюду, кроме Богоявленского собора, общежитие же просуществовало здесь до 1984 г. В первый год Великой Отечественной войны 1941 - 45 гг. в монастыре размещался мотострелковый полк, солдаты которого тренировались здесь в стрельбе - так они готовились к возможной обороне города. Монастырю был нанесён значительный урон - были пробиты бойницы в стене и башнях, повреждены купольные кресты, шары в их основаниях, а также фрески собора и Сергиевского храма. После войны в Сергиевском храме разместилась тюрьма для репрессированных народов. В 1947 г. руками пленных немцев, якобы по причине аварийного состояния, было разрушено гульбище (галерея) собора, представлявшее архитектурную ценность. В 1948 г. постановлением Совета министров СССР, монастырь был поставлен на республиканскую охрану как выдающийся памятник архитектуры.

В 40 - 50-х гг. помещения храмов сдавались в аренду соевому заводу, канатной фабрике, военторгу под склады. Приблизительно в кон. 50-х через монастырь с южной стороны была проведена очистительная система сточных вод и канализации, по причине чего было уничтожено монастырское кладбище. В своё время предлагалось устроить из монастыря музей, но эта идея так и не была воплощена в жизнь. В 70-е гг. разорённую обитель посещал известный писатель и публицист, лауреат Нобелевской премии Александр Исаевич Солженицын. В нач. 80-х гг. людей начали потихоньку выселять из «временных общежитий» - монастыря в благоустроенные городские квартиры. В 1984 г. монастырь полностью опустел. Наступили самые страшные годы в жизни святой обители - годы наибольшего поругания, опустошения и разорения, которых она ни разу не испытывала на себе за всю свою историю. Монастырские здания с момента закрытия монастыря ни разу капитально не ремонтировались, из-за чего к этому времени почти полностью разрушился Введенский корпус с храмом, выгорел и разрушился Настоятельский корпус (от них остались одни лишь стены), наполовину разрушились Сергиевский храм и Западный корпус, внутри самих корпусов на кучах мусора росли деревья; в нескольких местах разрушилась ограда. Монастырь превратился в настоящую свалку - сюда стали свозить различный хлам и отходы литейного производства с тепловозостроительного завода, в чьём ведении находился тогда монастырь. Территорию монастыря облюбовали местные преступные группировки - ими здесь постоянно устраивались «сходки», здесь же они расправлялись с «неугодными»...

В 1986 г. монастырь был отдан центру социальных инициатив «Отечество», которое занималось подростково-воспитательной работой. Новые хозяева планировали разместить в Западном и Восточном корпусах монастыря лицей с реставрационным уклоном - эта идея была поддержана А. Руцким и Н. Михалковым. Много сил для возрождения разорённой обители приложил народный депутат города Александр Борисович Сурков, от него исходила инициатива восстановления монастыря, он же лично занялся поиском необходимых денежных средств. С 1986 по 1993 гг. шла расчистка территории и частичное восстановление самого монастыря ЦСИ «Отечество». В 1990 г. началось восстановление монастыря, при финансовой поддержке Министерства культуры РСФСР, удалось восстановить Западный корпус, а также частично - ограду. В монастыре была размещены также база военно-патриотического клуба «Юнармеец» и клуб собаководов. В Сергиевском храме был устроен спортзал, в Богоявленском соборе - склад, на месте каретного сарая - кузница, а на территории конюшни разместились столярный и механический цеха. Реставрация монастыря в 1992 г. фактически остановилась.

Наступало время духовного возрождения монастыря. Уже в 1992 г. 8 октября на площадке перед монастырём был совершён общегородской молебен в честь 600-летия со дня преставления прп. Сергия Радонежского, на котором наблюдалось необычайно большое стечение народа. В июне 1993 г. город с первым своим визитом посетил Святейший Патриарх Алексий II. Когда он прибыл в монастырь, то многие из присутствующих пожаловались ему, что реставрация идёт крайне медленно, и что «Отечество» не выполняет со своей стороны поставленных условий. На что Святейший ответил, что «надо думать о возрождении здесь монашеской жизни». Вскоре в монастыре поселяются первые насельники. До начала октября состоялась неофициальная передача монастыря Церкви. Распоряжением правительства от 24 октября 1994 г. было определено передать монастырь Церкви. И 18 декабря 1994 г. совершается официальное открытие Старо-Голутвина монастыря, начинают регулярно совершаться богослужения. В 1995 г. в монастырь переводится Московское Епархиальное Духовное училище. Ему в пользование передаётся Западный корпус, Введенский корпус с храмом и помещение бывшей кузницы. В 1996 г., согласно определению Священного Синода, МЕДУ преобразуется в Коломенскую Духовную Семинарию. По возрождении монашеской жизни в монастыре реставрация начинается с новой силой - она продолжается и по сей день. Сначала были восстановлены Введенский храм (1996 г.), Восточный корпус (1999 г.) и построен трапезный корпус с библиотекой - для семинарии. Затем был восстановлен Настоятельский корпус (2002 г.), построен Хозяйственный корпус (2003 г.), также были восстановлены Сергиевский храм (2004 г.), Богоявленскоий собор и колокольня (2007 г.). Продолжается реставрация монастырской ограды; в 2008 г. на территории монастыря началось строительство нового здания семинарии.

Единственной святыней, историческим памятником монастыря, дошедшим до наших дней, является часть белокаменного фундамента первого собора, сохраняющегося в подклети (цоколе) современного собора - она глубоко почитается в народе и именуется как «Камушки Преподобного».

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

moscow503.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info