На правом берегу реки Москвы, в трёх-четырёх километрах от Старой Рузы около маленькой речки Елицы, расположилось село Кожино. Это название чаще всего напоминает местным жителям о санатории "Кожино", построенном в послевоенные годы. Однако история этих мест, надо сказать, очень длинная. Ещё в 1646 году село Кожино было куплено и стало вотчиной Ивана Маркова, сына Поздъева. При нём построена здесь деревянная церковь Воскресения Христова, и Кожино назвали селом Воскресенским. Первые упоминания о Воскресенской церкви встречаются в церковных метрических книгах по Горбовской волости Рузского уезда, Московской Губернии в 1786 году. В окладных книгах того времени можно прочитать: "По книгам Рузския десятины старосты поповского Предтеченского попа Трофима в нынешнем в 1646 году прибыла вновь церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в вотчине Ивана Поздъева, села Воскресенского, дани 2 алтына, десятильничих гривна". Величина оклада показывает, что сельцо Кожино уже в это время было довольно состоятельным. После Ивана Маркова Поздъева, село с деревянной церковью в 1672 году досталось его вдове Марии с детьми, Петром и Борисом. В 1682 году село Воскресенское на реке Москве, находившееся в Фоминском стане Рузского уезда, принадлежало боярину Григорию Никифоровичу Собакину, потом его сыну Михаилу Собакину, и после оно продано Ивану Максимовичу Языкову, а в 1699 году утверждено за сыном его Семёном Ивановичем. И после смерти Семёна оно досталось, в 1701 году, его вдове Авдотье Ивановне Языковой. Первоначально церковь Воскресения Христова была, видимо, только усадебной и содержалась владельцами села. Но в 1703 году помещица Языкова отделила от своих владений земельные угодья прихода. В это время церковный приход составлял около 50 крестьянских дворов в Кожине и в соседних деревнях: Тимофееве, Баранове, Белках и др. Позднее село неоднократно меняло своих хозяев, так, например, в 1715 году владельцем села был князь Пётр Александрович Кардадинов, а в 1762 году князь Николай Сергеевич Долгоруков. В 1812 году во время нашествия Наполеона деревянная церковь волею Божией практически не пострадала, хотя была разграблена. С помощью доброхотных дателей была исправлена и вновь освящена 28 декабря 1812 года.
В начале XIX века село находилось во владении князя Петра Алексеевича Хованского, при котором примерно в 1808 году «вдалеке от жилья, на поле» началось строительство каменной церкви, был заложен фундамент и начато возведение стен. Война 1812 года, по-видимому, помешала достроить церковь, которая по свидетельству нового владельца (с 1821 года), князя Александра Петровича Урусова, «стояла без присмотра, много камня растаскали, кирпич испорчен». Урусов, по благословению священноначалия, разобрал недостроенную Хованским церковь. Камень, который был пригоден, оставлен на хранение для фундамента под новую церковь. Место для нового храма было выбрано на старом погосте, возле деревянного, который по планам должен был сломан после постройки нового.
Сохранилось прошение генерал-майора Александра Петровича Урусова архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету от 2 сентября 1821 г., в котором он пишет, что в селе Кожине, Воскресенском тож, Рузского уезда, вотчине его супруги Марии Семеновны Урусовой, деревянная церковь Воскресения Словущего приходит в ветхость, и он, и его супруга желают выстроить новую каменную собственным их коштом, также во имя Воскресения Словущего, "и по выстройке старую деревянную сломать, а вещи, которые окажутся к употреблению еще годными перенесть в новую".
В журнале Московской духовной консистории 7 октября 1821 г. записано: "учиня мнение о дозволении построить вместо деревянной ветхой церкви новую каменную, на что храмозданную грамоту изготовив, предложить к подписанию."
Летом 1822 года, Урусов собирался приступить к сооружению новой каменной церкви. Проект ее, составленный в 1821 или 1822 году, судя по более поздним источникам, предусматривал объединение храма с колокольней с помощью «открытой галереи с каменными столбами».
Неизвестно, Было ли начато строительство церкви летом 1822 года. По архивным сведениям 1907 года храм был сооружён в 1842 году тщанием действительного статского советника Михаила Ивановича Микулина. Очень важным событием в то время стало перенесение в село Кожино летней (не постоянной) резиденции помещика Морозова. На высоком берегу Москвы-реки был построен грандиозный по тем временам комплекс, включавший основное здание усадьбы, церковь, парк, оранжерею и массу хозяйственных сооружений (хлебопекарню, сараи псарню,помещение для прислуги и т. д.). Вероятно, что в последующее время храм находился в благодетельном ведении Морозовых, ибо как было выше упомянуто, что церковь включалась в комплекс усадьбы. В моменты активной жизнедеятельности усадьба была типичной усадьбой того периода со всей дворянской атрибутикой - церковным приходом, большим штатом прислуги, прогулками на каретах и даже псовой охотой. Охотились в лесу в районе водонапорной башни в деревне Старониколаево. О великолепии усадебного комплекса можно сейчас судить лишь по сохранившейся церкви.
Это Была однопрестольная церковь Воскресения Словущего с отдельно стоящей колокольней, хотя в соответствии с первоначальным проектом, церковь должна была быть объединена с колокольней открытой галереей. Каменная, с такой же колокольней, прочна, крыта железом, обнесена кругом каменной оградой с железными решётками. Престол один во имя Обновления Храма Воскресения Христова. Согласно клировым ведомостям за 1916 г. при церкви было земли 33 десятины (одна десятина равна 1,092 гектара), 40 книг; к ней была приписана домовая церковь во имя праведных Захарии и Елисаветы в сельце Костине (Мамонове) - каменная с колокольней, крытая железом, устроена в 1853 г. тщанием действительного статского советника Алексея Федоровича Львова (в настоящее время церковь Воздвижения Креста Господня в деревне Костино).
Церковь Воскресения, Выстроенная в стиле ампир, церковь не сразу приобрела свой теперешний облик. В виде массивного кубического здания, с равными выступами алтаря и притвора, церковь завершалась низким барабаном с большим куполом. Ощущение строгости, застылости несколько уменьшали полукруглые углубления на фасаде, разделяемые фигурным поясом кладки - тосканским антаблементом. Это Было решение выразительного усадебного храма - усыпальницы с отдельно стоящей колокольней. Вскоре после окончания строительства, видимо, по моде того времени, между колокольней и огромным кубом храма Была встроена трапезная. Очень маленькая и узкая, она объединяла все постройки кожинской церкви в одно строение.
27 ноября 1906 года скончался от водянки в возрасте 36 лет почетный гражданин Морозов Николай Давыдович, правнук знаменитого Саввы Васильевича Морозова, предпринимателя и мецената, основателя династии Морозовых. Погребение его на приходском кладбище Воскресенской церкви совершили священник Михаил Архангельский и псаломщик Н. Громов.
В 1907 году колокольню соединили с церковью притвором с боковыми входами по проекту архитектора Николая Николаевича Благовещенского (1867-1926). Но в таком виде церковь просуществовала не долго.
После октябрьского переворота (1917 года), с приходом безбожнической власти, усадьба прекратила выполнять свое прямое предназначение, многие помещения использовались под склады, а позднее были и вовсе разрушены. В основном здании усадьбы длительное время находился детский санаторий, однако в середине 50-х годов оно было снесено по распоряжению Кулътстроя. А на его месте было построено ныне существующее здание детского сада. В течение некоторого времени существовала оранжерея,но без необходимого ухода скоро пришла в упадок (ныне не сохранилась). В мае 1934 года постановлением № 811 Храм Воскресения Христова был закрыт. Церковь была частично разрушена около 1936 года. Местные жители дают очень впечатляющую картину разрушения; когда, например, с колокольни был сброшен колокол, «все, как один, упали на колени» (из разговора со свидетелем).
Гораздо позже, в 1964 году, по разрешению Можайского Райисполкома был создан проект клуба, располагающегося в храме. Проектом предусматривалось в главной части здания соорудить зрительный зал на 196 основные мест с устройством сцены и экрана, при этом сцена устраивается в бывшем алтаре церкви и имеет самостоятельный выход. Из зрительного зала предусматривалось два запасных выхода. Помещение под колокольней должно было использоваться под гардероб. В новой кирпичной одноэтажной пристройке предполагалось разместить сан. узлы, со входом из вестибюля. К счастью милостью Божией проект осуществить не удалось. Позднее в храме находился склад туберкулёзного санатория № 58.
К сожалению, совсем не ясно, когда и кем создавался внутренний декор этого храма. Изучение остатков иконостаса, проведённого в 70-х годах позволяет допустить, что он был перенесён сюда из какого-то другого храма, размерами не уступающего Кожинскому.
С 1994 года верующие жители поселка начали пытаться своими силами и средствами восстанавливать храм. Разбирали мусор, собирали средства, материалы, обращались к священноначалию за ходатайством. Но работы велись не очень успешно. Процент внешних утрат был велик, поскольку храм претерпел несколько перестроек. По выходным служились молебны, позднее стала совершаться литургия.
Основательно храм стал возрождаться в 2001 году. В том же году указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был назначен настоятель - священник Владимир Иванов. Появились благотворители, благодаря которым в достаточно небольшой срок удалось восстановить литургическую жизнь и частично внешний облик храма. У храма образовалась община, и появились постоянные прихожане. Появилась возможность ходить в церковь людям, находящимся на лечении в туберкулезном санатории, который расположен рядом с храмом. Людям, страдающим столь серьезным недугом, его значение неоценимо. Постепенно ведутся работы по росписи, внутренней и внешней отделке храма, уборке и благоустройстве территории.
До революции около храма со стороны Москва-реки находилось кладбище. В советский период, в то время когда храм был закрыт, на территории кладбища прямо на могилах были выстроены сараи. На сегодняшний день трудами благодетелей основную часть сараев удалось убрать. Большую помощь в работе по уборке территории сделала группа молодых ребят из православной молодежной группы «Сретение». Это была трудная ручная работа, ввиду того, что она велась вручную без помощи техники. Было откопано много костей, которые находились прямо под полами сараев, в ямах с мусором, для последующего перезахоронения.
При храме имеется трапезная и воскресная школа. В будущем планируется еще много работы над уборкой территории и по строительству. Но не будем забывать при этом и о главном - об уборке нашей души и её духовном строительстве. Положим крепкое основание, краеугольный камень которого - Христос Господь. Дай Бог, чтобы мы смогли извлечь из всего нашего внешнего церковного дела, и вообще из всей нашей жизни, пользу душевную.
Сайт: http://kozhino.ruzamsk.ru/