Московская область » Волоколамский район » села Спирово
О существовании третьего источника я узнал случайно, проводя поиски в Интернете. Это источник в селе Спирово. Причем, информации было мало, т.е. я знал только о том, что в Московской области в селе Спирово есть «Святой источник».
Долго мне не удавалось определиться даже с тем, какое именно Спирово имеется в виду, и в каком районе Московской области оно расположено. Потом удалось уточнить, что село Спирово, о котором идет речь, всего в пяти километрах от Иосифо-Волоцкого монастыря. В качестве пожертвований монастырь получал и села, населенные крестьянами. Уже в год основания, в 1479г, он получил от князя Бориса Васильевича, княжившего в то время Волоцком княжестве, деревню Спировскую (видимо в последствии и ставшую селом Спирово). Это и определило наш маршрут. Больше про этот источник информации у меня не было, уточнение ее было одной из целей этой поездки.
Как отступление, немного о преподобном Иосифе Волоцком, то, что я прочитал в книге «Самые знаменитые Святые и чудотворцы России», изд. «Вече» 2001г.
Если места, связанные с житием преподобного Иосифа Волоцкого, основателя Иосифо-Волоцкого монастыря, объединить в путешествие, оно могло бы выглядеть так:
1. Волоколамск (бывший Волок-Ламский) – здесь, точнее, в селе Язвищи, бывшем близ города, 12 ноября 1439г и родился будущий святой Иосиф Волоцкий (в миру – Иван Санин). Сейчас это села нет, возможно, оно вошло в черту города Волоколамска.
2. Крестовоздвиженский монастырь (когда-то находился в городе, и осталось ли от него, что-либо сейчас - не знаю) – здесь семилетний мальчик Иван, за один год изучил Псалтырь, а на другой прочитал все книги Священного писания, стал чтецом и певцом в церкви.
3. Савин Тверской монастырь (не знаю – существует ли он сейчас) – сюда двадцатилетний Иван пришел с благословения родителей, чтобы постричься в монахи. Житие святого рассказывает, что, придя в монастырь, он даже не остался на трапезу, так был удивлен и поражен грубым мужицким сквернословием в трапезной монастыря, «ибо ненавидел от младых ногтей сквернословие, и кощунство, и неуместный смех».
4. Конечно, Боровский Пафнутьев монастырь, где под влиянием Святого Пафнутия сформировался характер и мировоззрение инока Иосифа. Игумена Пафнутия он застал в трудах: наравне с братией старец рубил и носил дрова. Лишь поздно вечером, когда старец отправился к богослужению, Иван, припав к его ногам, упросил принять в монастырь. Здесь же в 1460 году он был пострижен в монахи под именем Иосиф.
Преподобный Иосиф отличался физической силой и выносливостью. Он прошел все самые тяжелые монастырские послушания. Здесь же показал Иосиф истинное отношение христианина к родителям своим. Когда его отца разбил паралич, Иосиф упросил игумена разрешения забрать отца в свою келью. Получив разрешение, Иосиф ухаживал за больным, прикованным к постели отцом в течении 15 лет. Мать Иосифа, по совету преподобного Пафнутия, так же приняла монашество.
Иосиф отличался незаурядной внешностью. Он был невысок ростом, но чрезвычайно красив лицом; волосы имел темно-русые, носил округлую, но не слишком длинную бороду. Главное же, это был человек большого ума; он отличался исключительной памятью, знал наизусть множество текстов Святого писания, имел сильный и очень приятный голос. Неудивительно, что Иосиф привлек к себе внимание самого великого князя Ивана III, покровителя Боровского монастыря.
После смерти в 1478 году преподобного Пафнутия Боровского именно Иосиф занял место игумена Боровского монастыря. Иосиф отправился в поездку по монастырям земли русской, чтобы выбрать в них то, что может оказаться на пользу их собственному монастырю. В частности посетил он и Кирилло-Белозерский монастырь, более других произведший на него впечатление строгостью устава, благоговейной чинностью монахов в церкви и трапезной.
Вернувшись из путешествия, Иосиф пытается ввести в Боровском монастыре еще более строгий общежительный устав, но не находит поддержки у большинства братии. Тогда святой тайно покидает монастырь и отправляется в знакомые с детства леса Волоцкого княжества, чтобы основать новый монастырь.
Князь Борис Васильевич, брат Ивана III, с радостью принял предложение игумена об основании монастыря и передал для этого землю в сосновом бору в двадцати верстах от города Волока-Ламского, у слияния рек Сестры и Струги. Согласно легенде, место для строительства даже не пришлось расчищать от леса: внезапно поднявшийся вихрь, чудесным образом не причинив вреда людям, повалил могучие деревья. 6 июня 1479 года – была заложена первая церковь нового монастыря – во имя Успения Божьей Матери: сам преподобный, взяв на плечо бревно, положил его в основание церкви.
В 1498 году на месте деревянной церкви появляется каменный Успенский собор, расписанный Дионисием, а в 1490 году рядом строится восьмигранная с золоченой главкой колокольня (взорвана в 1941году, основание сохранилось), затмевающая оригинальностью архитектуры колокольню Ивана Великого в Московском Кремле.
Иосиф показал себя рачительным хозяином, обладающим практическим умом и деловой сметкой. Он не только принимает пожертвования, но и умеет заставить знатных и обеспеченных людей передавать свои средства в монастырь. Иосиф не стесняется даже торговаться с богатыми людьми относительно требуемых монастырем сумм. Все собранные средства монастырь тратит на благотворительность: во время голода Иосиф широко раскрывает монастырские житницы: кормит в день до семисот человек; для детей, брошенных родителями, в монастыре устраивается специальный приют и т.д.
При этом сама братия живет в строжайшей дисциплине, неукоснительно соблюдается устав, составленный самим Иосифом (ночные молитвы, ношение вериг, сон - только сидя или на голой земле и т.д.). Сам настоятель богатейшей по тем временам обители, до конца дней своих ходил в худых и заплатанных ризах, не гнушался самой черной работы.
С утра, в воскресенье, 12 декабря 2004 года, погода не обещала ничего хорошего, было серо, пасмурно. В этот раз в путешествие, кроме меня и моей Зайки, отправилась Коза (моя дочка Маша четырех лет) и моя мама.
Накануне мы, наконец-то, «переобули» Чижика в зимнюю резину - и теперь зимние путешествия были для нас вновь доступны.
На Новорижское шоссе мы выехали, наверное, только в районе двенадцати часов. Снова у нас получалось «полудневная» поездка. С учетом зимнего «короткого» дня, у нас оставалось всего часов пять времени, максимум. Погода продолжала «кукситься», но снега не было, а это было уже хорошо.
Небольшим отступлением от нашего маршрута стал «крючок» в сторону Юркино. Здесь, по информации из путеводителя, сохранился один из старейших храмов в Подмосковье – храм Рождества Христова, возведенный в начале XYI века. Чтобы проехать в Юркино надо свернуть с Новорижского шоссе на 67 км по указателю на Мансурово, далее налево на Раково. Храм находится у дороги, на территории деревенского кладбища.
Мы немного проскочили мимо храма и когда стали разворачиваться перед нашей машиной, метрах в пятидесяти от нас, дорогу перебежала лиса. Довольно крупная и пушистая, она видимо бежала из деревни в лес. До этого я раньше встречал лису в Подмосковье, но только катаясь зимой по лесу на лыжах. Это был первый раз, когда я видел лису – перебегающую автомобильную дорогу. Говорят, снижение хозяйственной деятельности в Подмосковье – приводит к росту поголовья зверей в подмосковных лесах: скоро в пору будет записываться в охотники. Звери стали по дорогам бегать…
К Храму пробирались проваливаясь в снег по узкой тропинке между могил кладбища. Когда-то монументальный белый храм сейчас кажется небольшим, но очень лаконичным и пропорциональным. Высокий барабан увенчан шлемовидной главкой, что подчеркивает его древность. Много таких храмов сохранилось в Пскове.
На дальней от дороги стене можно увидеть, частично сохранившийся красивый орнамент, когда-то украшавший весь храм. Внутрь нам попасть не удалось, но в путеводителе сказано, что сохранилась и какая-то часть древних фресок. Несмотря на то, что Храм был закрыт, он не выглядел заброшенным: в окнах вставлены новые рамы. Видимо, в нем проходят службы, совершаются отпевания, когда хоронят на кладбище. Это вселяет надежду, что святое здание будет сохранено.
Мы не пожалели о том, что решили заехать в Юркино. Древний храм, безусловно, стоил того, чтобы на него посмотреть. Хотелось бы заехать сюда еще как-нибудь летом. Возможно, тогда нам удастся попасть внутрь храма.
Вернувшись на трассу, «рванули» в сторону Волоколамска. Село Теряево, где расположен Иосифо-Волоцкий монастырь, в атласе на одном листе с Волоколамском. Читая про монастырь в путеводителе – я, конечно, прочитал и про Волоколамск, хотя посещение города и не входило в наши планы. В результате, видимо, интуитивно решив, что ехать нам надо до Волоколамска, я успешно проскочил нужный поворот. Хорошо родные опомнились, ведь я говорил, что поворачивать будем на 96-м километре.
В принципе, можно ехать и через Волоколамск, но ближе свернуть с Новорижской трассы на 96-м километре по указателю на Чисмену, далее через железнодорожный переезд и все время по главной дороге. И вот впереди уже видны стены и башни монастыря…
Много интересного было написано в путеводителе про достопримечательности этого монастыря, но увидеть удалось мало. В очередной раз почувствовали мы некую неприязнь со стороны монастырских жителей к туристам. Да, мы приезжаем не как паломники, а как туристы.
Возможно, указание поговорки – «не лезь в чужой монастырь со своим указом», воспринимается новыми хозяевами монастыря слишком дословно, но мне кажется, такие памятники архитектуры, истории, культуры – даже возращенные христианам – по-прежнему должны принадлежать всему народу (как верующему, так и нет). Расскажите, покажите мне все, объясните что-то, что я не понимаю, поддержите мою заинтересованность и обретете пусть не во мне, так в моих детях, нового Христианина.
Но на воротах монастыря нас встретила «гостеприимная» надпись следующего плана - «вода только для питья (воду в бутылки – не набирать!) в Храме и только с благословения». Видимо, «Святой колодец» Иосифа Волоцкого иссяк, раз жаль воды из него. Нам так и не удалось увидеть этот «Святой источник», не «благословили»… Очень жаль…
Дальше в том же духе - слева от входа, висят небольшие колокола – и снова «звонить по разрешению…». Согнали нас и с крепостных стен, куда дверь была открыта, и очередной надписи мы не заметили. Как выяснилось, сюда тоже нужно было получить «разрешение»… Да поставьте лучше кассу - мы заплатим, как привыкли платить в музеях – и пусть наши деньги пойдут на восстановление, поддержание тех же стен, башен, церквей.
Проведите экскурсию, чтобы рассказать о том, чем еще известен этот монастырь: о низложенном царе Василии Шуйском и о преподобном Максиме Греке, сосланных сюда. Покажите могилу Малюты Скуратова – похороненного здесь, в монастыре. Возьмите с тех, кто пришел увидеть все это – деньги, но покажите, откройте все, заинтересуйте пусть не религией, то хотя бы историей. Мне кажется, так сделал бы и Иосиф Волоцкий: он умел, как это сейчас говорят – «делать деньги», считал это правильным, получение монастырем денег, но и тратил монастырь деньги на благотворительность…
Выгнали нас и из Успенского собора, где нам хотелось посмотреть резной, ажурный иконостас, как написано в путеводителе, истинную достопримечательность собора. Просто служке пора было уходить (не иначе трапезничать), надо было закрывать храм: нет ему дела до туристов. Закрыт был на большой висячий замок и нижний храм, где покоятся мощи Святого Иосифа Волоцкого, основателя обители…
Покинули мы монастырь, не пожалев, что приехали сюда: красиво вокруг, изразцы древние на стенах понравились, интересно. Но пожалели только о том, что не нужны мы здесь, об отношении в монастыре к туристам пожалели. Сидят такие монастыри на нашем историческом, культурном наследии – и при этом сами не знают, что с ним делать, как сохранить его. Бедствуют, просят денег, вместо того, чтобы по хозяйски этим наследием распоряжаться, тогда и доходом могли бы делиться с тем, кто нуждается…
День быстро кончался. Стало понятно - Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь и его «святой источник «Силоамская купель» - придется оставить на следующий раз, да и желание ехать в очередной монастырь – несколько пропало…
Нам надо было найти еще «святой источник» в Спирово. На карте есть такое село, а вот на самом деле – самого села Спирово мы так и не нашли. Указателя на него тоже нет. Выехали на дорогу в сторону Волокаламска, но чувствуем, слишком далеко уехали, вернулись назад.
Как выяснилось, поворачивать надо на указатель «Ефимьево». Впереди, справа по ходу, после поворота, увидели высокий храм. Храм Введения Богородицы - не старый, наверное XYIII века, не позже. Решили остановиться, чтобы узнать про источник. Никого людей не было рядом и на территории вокруг, а на воротах в расписании богослужений значилось: «Храм Введения Богородицы (в с. Спирово)». Значит приехали.
Вошли на территорию – калитка была открыта, дорожки расчищены и никого, кроме симпатичного щенка, на цепочке у будки. Как большой! А уж он и хвостом вертит, крутится – обрадовался людям, видно соскучился. И сразу увидели, заботливо установленный для таких же туристов, как мы, указатель – «Святой источник».
Справа от храма заросший деревьями не глубокий овраг, а по дну его ручей петляет. Пошел снег, причем огромными белыми хлопьями – и все сразу стало белым, чистым. Как-то красиво и радостно стало. Тихо, людей никого, только слышно как вода в ручье журчит.
Внизу у ручья колодец, лестница вниз ведет удобная, и все сделано для людей: и просторная купаленка (даже свет внутри включить можно), и у колодца – ведерочки, воронки, чашки. Туалет есть рядом – чистый. Здесь же деревянная банька (правда, закрытая). Так и представляешь, как здорово, наверное, распарившись – да в ледяную воду в купальню!
Напились мы воды – вода хорошая, умылись сами, ребенка умыли. С собой взяли водички и денежку оставили – на благоустройство территории. Спасибо, тем, кто это все сделал, дай им Бог здоровья!
Когда уже возвращались к машине – навстречу попались еще люди – тоже за водой приехали. Будут люди ходить сюда, воду пить и молиться Богу – станет со временем источник действительно Святым!
И вернулись силы, решили мы по пути в еще одно интересное место заехать. Хоть и смеркаться начало, и снежок все шел – заехали мы в Ярополец. Это все по дороге к Волоколамску, на карте указано, по этому как ехать – смысла описывать нет.
Два красивых дворцовых ансамбля в Яропольце – усадьба Ярополец Гончаровых и усадьба Ярополец Чернышевых. И опять – одной усадьбе повезло, остался у нее хозяин. В усадьбе Гончаровых сейчас База отдыха МАИ, и все более-менее в сохранности. А от Яропольца Чернышевых, как написано в путеводителе, «живописные развалины».
Возможно сохранность усадьбы Гончаровых: изящного главного дома, украшенного лоджиями с колоннами, флигелей - обусловлена тем, что сюда два раза заезжал А.С. Пушкин, о чем говорит доска на главном доме.
Овальный двор окружен ажурной металлической оградой, а въездные ворота отмечены башенками, на вершине которых красивые позолоченные «солнышки». Даже наш ребенок, замученный поездкой, очнулся и запросил фотоаппарат, так ей понравились башенки с острыми шпилями и «солнышками» на них. Смешно наблюдать четырехлетнюю дочку с фотоаппаратом в руках, в муках творчества.
Еще рядом с усадьбой интересная Екатерининская церковь. У нас с женой даже возник небольшой спор – действующая ли она. Дело в том, что на куполе храма вместо привычной луковки необычный золотой шар на ножках с небольшим шпилем, и даже нет привычного креста. Я лично, видел такое «завершение» в первый раз. Нет креста и на колокольне, она также завершена шпилем, а наверху позолоченный шар. Но церковь самая обычная, действующая, православная.
Вторую усадьбу - усадьбу Ярополец Чернышевых - современники сравнивали с Версалем. Сказать, что великолепный дворец пострадал от времени, это ни сказать ничего. И что мешало Александру Сергеевичу заехать и сюда, может быть, тогда его потомки сохранили бы и этот дворцовый ансамбль, пусть хотя бы и как базу отдыха какого-нибудь института.
Мы не пошли в темноте к «живописным развалинам» когда-то чудесного дворца, а посмотрели на них через чугунные ворота, с башнями. Башни эти были когда-то в форме крепостных сооружений средневековья. В путеводителе сказано, что на территории регулярного парка, окружающего дворец, сохранился обелиск, поставленный в память о посещении усадьбы Екатериной II в 1775году (мы не видели).
Были в парке когда-то и 16-ти колонный овальный «Храм дружбы», китайские беседки, «Турецкая мечеть», напоминавшая о победе России над Турцией. Где все это, куда делось? Даже сейчас, в развалинах, просматривается грандиозность сооружения, действительно размах, с которым когда-то все было здесь построено.
Напротив усадьбы – такая же по размахам, величественная Казанская церковь. По оригинальности композиции я пока не встречал ничего более интересного. Мы не смогли не подойти к ней, и обошли это огромное здание вокруг. Два объема, предела, перекрытые высокими куполами, украшенные орнаментами. Между ними общий притвор с колоннами и изящным портиком. Кажется это тоже дворец, театр – а не просто церковь. Над портиком еще можно разглядеть герб владельцев усадьбы – храм когда-то был родовой усыпальницей.
И над всем этим, по центу, между двумя пределами – высится колокольня, тоже когда-то изящная и красивая, но в советские времена приспособленная под водонапорную башню! Это страшно – что у нас, так рядом с Москвой, стоят разрушенными и брошенными Храмы, подобные этому, а вместо восстановления их строятся новые безликие подделки. Время, потраченное на путешествие только для того, чтобы посмотреть на один этот Храм, уже стоит того!