Москва » Западный административный округ » Крылатское
Родник «Рудненской Божией Матери» уже превращался в свалку, но после того, как природоохранная прокуратура обязала навести порядок у источника, Владимир с помощниками поставили урны, но ими, по мнению старосты, редко пользуются, бросают мусор рядом — приходится постоянно там убираться.
Между тем источник привлекает к себе не только предполагаемой святостью воды, но и красотой окружающей природы. В этом месте чувствуешь себя, «как будто ты в другом мире, как будто это не Москва».
Источник находится в Москворецком парке, в одном из оврагов Крылатских холмов. Наверху стоит Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Около родника — лавочки, столик, искусственные цветы.
Пусто там не бывает, а по выходным за водой выстраивается очередь. Люди приезжают к источнику со всей Москвы, некоторые уже по многу лет. Вода здесь очень хорошая.
Однако мнения о качестве воды расходятся.
В течение нескольких последних лет экспертиза воды из этого родника не проводилась. В Управлении экономики, финансов и экологической экспертизы сообщили, что в данный момент ведется реорганизация всей структуры: «Сами никому дозвониться не можем». Поэтому найти данные о проводимых исследованиях качества воды в роднике пока невозможно.
Родник известен с XV века. Святым он стал только в конце XIX века, когда, по местному преданию, шедшие на сенокос крестьяне наткнулись на лежащую в ключе икону Рудненской Божией Матери. После этого источник стали называть «святым колодцем».
При роднике поставлена часовенка. В глубоком овраге, на пересечении трех холмов, неподалеку от церкви бьет родник. Письменное известие о нем лишь на несколько лет "моложе" известия о самом селе. С тех самых пор, с начала XV века, а скорей всего - и раньше, пять ключей неостановимо льют прозрачную, как слеза, вкусную и мягкую воду.
Вокруг родника всегда люди. Наполнив посудины, многие из них садятся отдохнуть под навесом на лавочках, сооруженных на месте бывшей часовни. И вода, и здешний микроклимат считаются целебными, а сам колодец издавна слывет святым.
Местное предание гласит: шли как-то крылатские крестьяне на сенокос и у ключа в траве наткнулись на иконку. То был образ Божией Матери Рудненской. Почему Рудненской? Да потому, что впервые явился он в местечке Рудня под Могилевом аж в 1687 году. Та древняя икона хранится в Киеве. А среди самых известных списков ее издавна почитался здешний, Крылатский. Недаром в тревожном 1917 году Крылатские холмы посетил сам новоизбранный патриарх Тихон и здесь, у святого источника, в часовне, где хранился чудотворный образ, провел молебен.
В 1936-м, после закрытия церкви, дивная иконка вместе с другими была сожжена на площади перед храмом. Удивительное дело: женщина, бросившая ее в огонь, угодила под единственную бомбу, упавшую в годы войны с немецкого самолета на Крылатское. И погибла. А святыня не умерла. Сохранился прекрасный дореволюционный список с нее у жительницы Крылатского Параскевы Ивановны Мухиной. Крылатские крестьяне до войны и после заказывали вскладчину в день праздника иконы 12 октября всенощное бдение и литургию, ездили с дорогой реликвией по церквам Москвы. Не стало Параскевы Ивановны, образ перешел к ее дочери Варваре. Та, в свою очередь, отказала святыню крестнице, уже знакомой нам Лидии Ильиничне Груздевой. Ну а она дождалась радости - открытия храма и передала икону туда. Случилось сие в 1990 году.
Я видела эту гордость Крылатского. В тяжелой выгнутой старой раме, в резной светящейся ризе лежала она перед иконостасом на аналое, невольно останавливая всякий взгляд. На головах божественных Матери и Младенца полусферами сияли венцы. В храме теперь есть и престол во славу Божией Матери Рудненской. Он был освящен весной 1996 года. Здешние поэты сложили немало стихов об этой святыне и о достопамятном роднике. Листочки с некоторыми из них приколоты внизу, у ключа, над букетиками свежей сирени. Строчки одного из стихотворений мне хочется привести здесь. Вот они: "Пусть будут вечны эти воды, как вечны небо и земля". Этим можно было бы и кончить рассказ о Крылатском, если бы не еще одно немаловажное обстоятельство. Крылатские холмы были свидетелями зарождения славы великого русского поэта Сергея Есенина. Именно здесь, близ села, под вековым дубом, на заре нашего века впервые публично читал он свои стихи. Слушателями его были члены известного тогда Суриковского литературно-музыкального кружка и подошедшие к ним местные крестьяне.