Адрес монастыря: 119435, г. Москва, Новодевичий проезд, 1 (м. «Спортивная»).
Новодевичий монастырь в Москве основан Великим Князем Московским Василием III Иоанновичем в 1524 году. Новым его назвали по отношению к более древним столичным обителям: Зачатьевскому монастырю, который в те времена именовался Стародевичьим, и Кремлёвскому Вознесенскому, чью древнюю славу Новодевичий перенял, став новой придворной обителью, куда в XVI-XVII веках поступали представительницы самой родовитой знати. Согласно патриаршей грамоте 1598 года полное название обители звучало так: Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.
Новодевичий монастырь посвящен Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница», «Наставница». Так назывался древний образ Богоматери, который находился в знаменитом константинопольском храме Одигон (храм Проводников, Вождей).
Написанная святым апостолом и евангелистом Лукой, икона Одигитрии, вместе со священной ризой и поясом Богоматери почиталась в Византии как хранительница, палладиум, Империи. В 1046 году образ Пречистой Одигитрии был принесён на Русь дочерью императора Константина IX Мономаха, царевной Анной, как родительское благословение на брак с черниговским князем Всеволодом Ярославичем. Эта икона стала родовой святыней русских князей и символом преемственности и династической близости двух православных монархий: Константинополя - Второго Рима и молодого Русского Государства. В 1097 году Владимир Всеволодович Мономах, перенёс образ Путеводительницы в свой удельный город Смоленск и поставил в соборном Успенском храме. С тех пор икона стала называться Смоленской, сам Смоленск - градом Пресвятой Богородицы, а собор - Домом Ея. В 1239 году заступлением Пречистой Девы город был спасён от нашествия Батыя.
Находясь на перекрёстке, связывавшем Восток и Запад, Смоленск неоднократно сопротивлялся посягательствам со стороны литовских князей. И пока икона Одигитрии пребывала в городе, он сохранял свою независимость. Но когда в 1404 году последний из Смоленских князей, Юрий Святославич, ища покровительства Москвы, принёс икону Одигитрии в качестве вассального дара великому князю Василию Дмитриевичу, Смоленск был взят, и на 110 лет в нём водворилось владычество литовских князей. Смоленская икона Божией Матери пребывала в Москве полстолетия. Её поставили в Благовещенском соборе Кремля, справа от царских врат. В 1456 году смоляне били челом великому князю Василию Тёмному с просьбой вернуть им икону. Видя в этом залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, князь возвратил святыню. Смоленскую икону подняли и с крестным ходом торжественно вынесли из Кремля. Дойдя до Девичьего поля, священное шествие остановилось у въезда на Старую Смоленскую дорогу. Здесь после прощального молебна икону Одигитрии отпустили в Смоленск, а в Благовещенском соборе поставили точный список с неё, «мера в меру» древнему образу.
«Ожерелье России» - так называл Смоленск царь Борис Годунов, выразив отношение московских правителей к этим пограничным землям, которые не раз переходили к Литве. Возвратить Смоленск - вот основная доминанта внешней политики Москвы в XV-XVI веках. При Великом князе Василии III Иоанновиче спор за западнорусские земли возобновился с новой силой, но присоединение Смоленска далось нелегко. В 1514 году после нескольких неудачных походов, стоя с войском под стенами древней российской твердыни, князь дал обет: "Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь, а в нем храм во имя Пречистыя...». Осада города началась 29 июля, на следующий день литовский гарнизон сдался, 31 июля смоляне были приведены к присяге Московскому князю, а 1 августа, на праздник происхождения древ Честнаго и Животворящаго Креста, Василий III торжественно въехал в «свою отчину». Жители Смоленска во главе с епископом Варсонофием вынесли навстречу Государю чудотворную Смоленскую икону.
Великий князь не забыл свой благочестивый обет. Спустя десять лет по взятии Смоленска, 13/26 мая 1524 года, им была основана Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы. Место для обители было избрано неслучайно: в живописной излучине Москвы-реки, в трёх верстах от Кремля, на Девичьем поле, там, где в 1456 году москвичи прощались со Смоленской иконой.
По государеву повелению 28 июля / 10 августа 1525 года из Кремля в «Дом Пречистый Одигитрии Новый Девичий монастырь» была перенесена Смоленская икона Пресвятой Богородицы. В тот день во главе крестного хода шли сам Василий III и митрополит Даниил. В память перенесения чудотворного образа было установлено ежегодное празднование Смоленской иконе Богоматери с крестным ходом из Кремля в Новодевичий монастырь.
На игуменство в Обитель Пречистой Одигитрии великий князь Василий призвал из Суздаля преподобную Елену (Девочкину память 18 ноября), «благоговейную и благочинную схимонахиню» Покровского монастыря. Государь почитал Преподобную за святость жития и верил в силу её молитв за великокняжеский род. Вместе с ней в столицу прибыли 18 суздальских стариц.
Молитвами преподобной Елены и её сподвижниц, из слезами и трудами в стенах обители Пречистой Одигитрии было положено начало монашескому деланию. Все они единодушно подчинили свою жизнь законоположениям древнего общежительного устава: общая молитва, общие труды, общие трапеза и имущество. Преподобная Елена прославилась как «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко cпасению известный». Она управляла Новодевичьим монастырём до самой своей кончины в 1547 году и была погребена у северной апсиды алтаря Смоленского собора. В своей Духовной грамоте Преподобная завещала будущим настоятельницам и всем сестрам строго хранить монастырский порядок, общежительный устав и усердно молиться за царский род. Почитание преподобной Елены как московской святой было установлено при царе Алексее Михайловиче.
В истории Новодевичьего монастыря есть одно загадочное обстоятельство: заботы Василия III по основанию новой обители по времени совпадают с его бракоразводным делом. Вероятно, монастырь предназначался для великой княгини Соломонии Сабуровой, 20-тилетнее супружество с которой не принесло наследников. В 1523 году Василий Иоаннович добился разрешения на второй брак, а в ноябре 1525 года великую княгиню постригли в Рождественском монастыре с именем София. Но поселиться в обители Пречистой Одигитрии ей так и не пришлось - свои земные дни она окончила в отдалённом Покровском монастыре города Суздаля. За праведную жизнь княгиня-инокиня была причислена к лику святых и ныне почитается Церковью как преподобная София Суздальская. Южный предел Смоленского собора Новодевичьего монастыря, посвященный святой мученице Софии, соимённой княгине-инокине, напоминает о семейной драме князя Василия III, послужившей неким прологом к дальнейшей судьбе обители на Девичьем поле.
По воцарении Годунова Новодевичий монастырь получил великие милости: был полностью обновлён Смоленский собор, поставлен новый иконостас, поновлены росписи. Для вдовствующей царицы-инокини, которая поселилась в обители с многочисленной придворной свитой и всеми службами, были построены обширные кельи, названные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью во имя Иоанна Предтечи (в конце XVIII века переименована в честь святителя Амвросия Медиоланского). По смерти Годуновой, обители отошла почти вся ее собственность. В конце XVI - начале XVII веков в монастыре было 122 старицы, из которых 20 - «княгини и боярыни» знатных фамилий: Мещерские, Пронские, Шереметевы, Вельяминовы, Ростовские, Плещеевы, Охлебинины, Беклемишевы. Всем насельницам выплачивалось денежное содержание из царской казны. Старшими в обители были игумения, келарь, старицы из боярынь и «большие крылошанки» (певчие). Второй чин составляли «меньшие крылошанки» и рядовые старицы. Кроме этого Дворец и Большой Приказ оплачивали монастырю траты на дрова, просфоры, воск, бочечную рыбу и соль. Монастырские сёла находились в Дмитровском, Рузском, Клинском, Бежецком, Кашинском, Ростовском, Владимирском, Верейском, Звенигородском, Вяземском, Углическом, Москов-ском, Волоцком и Оболенском уездах.
На рубеже XVI-XVII веков Новодевичий монастырь представлял собой мощную крепость-заставу на западных подступах к Москве. Он не раз подвергался набегам крымских татар: в 1571 году его сжег хан Девлет-Гирей; в 1591 на подступах к нему было остановлено войско Казы-Гирея. Желая обеспечить безопасность пригородного монастыря, Годунов возвёл в нём мощные каменные стены с башнями, которые coгласно требованиям средневековой фортификации были снабжены пушечными, мушкетнымы и подошвенными бойницами, прицелами и осадными стоками. Для несения караульной службы обители был приписан гарнизон стрельцов. Находившаяся на перекрёстке сухопутной Смоленской дороги и водного пути через броды Москвы-реки, обитель имела удобное стратегическое положение и занимала важное место в оборонительной линии других московских монастырей - «сторожей», таких как Донской монастырь, Данилов монастырь, Ново-Спасский монастырь, Симонов монастырь.
Во времена Великой Смуты Новодевичий оказался в центре военных действий и политических интриг. Уже в 1606 году смоленские ратники, призванные царём Василием Шуйским, обороняли обитель от надвигавшихся отрядов Болотникова. В 1610 году на Девичьем поле бояре вели с поляками тайные переговоры о призвании на царство королевича Владислава. Во время Московской осады 1610-1612 годов, обитель, переходя из рук в руки, видела на своих крепостных стенах стрельцов, поляков, немцев и лихих людей. 21 августа 1612 года под стенами Новодевичьего монастыря произошла решающая битва русского ополчения под предводительством князя Пожарского за освобождение Москвы. Отсюда русские дружины двинулись на Кремль.
Во время Великой Смуты Новодевичий монастырь переживал тяжёлые дни. Бедствия начались в 1605 году когда по приказу Лжедмитрия была изъята монастырская казна. В те годы придворная обитель стала убежищем для царственных особ, ставших жертвами борьбы за русский престол. В 1606 году царь Василий Шуйский поселил в её стенах царевну Ксению Борисовну Годунову (в иночестве Ольгу), постриженную Новгородском Горицком монастыре. С нею в обители жила ливонская царица Мария (в иночестве Марфа), дочь Владимира Андреевича Старицкого, двоюродной брата царя Ивана Грозного, считавшаяся ближайшей наследница московского престола. В условиях осадного положения и почти непрекращающихся военных действий положение царственных инокинь было отчаянным.
С воцарением на Московском престоле Михаила Фёдоровича Романова, разорённая обитель была очищена, восстановлена и укреплена. Последним отголоском Великой Смуты стало поселение в Новодевичьем в 1615 году царицы Марии Петровны Буйносовой-Ростовской (в монашестве Елены, умерла в 1625), вдовы сведенного в 1610 году с престола царя Василия Шуйского.
Цари Михаил, Алексий и Феодор усердствовали к Дому Пресвятой Богородицы Одигитрии: освободили монастырь от податей в казну, наделили его вотчинами, обогатили вкладами. К 50-м годам XVII века усердием царя и патриарха обитель Пречистой Одигитрии была полностью обновлена и благоукрашена.
Победа русского воинства в 1612 году, освобождение Москвы от поляков не уничтожили противостояния на западных рубежах. Продолжался спор за Смоленск, Белоруссию, левобережную Украину. В этом политическом, а так же религиозном контексте икона Пресвятой Богородицы Одигитрии стала восприниматься как хранительница западных рубежей Великой России. В те годы московские государи ходили «к Пречистой» не только с богомольем. Под стенами монастыря на Девичьем поле проводились смотры войск, отсюда по старой Смоленской дороге отправлялись на запад царские дружины. В 1654 году царь Алексей Михайлович, лично возглавив войска, начал войну с Польшей. Разбив поляков под Вязьмой, русские войска 23 сентября 1654 года взяли Смоленск, почти полстолетия находившийся под властью Сигизмунда, а 2 октября того же года царским указом город был уже окончательно присоединён к Российской Державе. Подражая великому князю Василию III, в благодарность за дарованную победу Алексей Михайлович сделал в Новодевичий монастырь богатые вклады и поставил в соборном храме обители ещё одну великую святыню - чудотворную икону Иверской Богоматери, привезённую с Афона в 1648 году, которая во время похода на Смоленск пребывала в русском войске.
Временем настоящего расцвета для Новодевичьего монастыря стали годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). По смерти государя Феодора Алексеевича она заняла место регентши (правительницы) при малолетних братьях, царях Иоанне и Петре. Зная недолговечность своего правления, добытого ей мятежными стрельцами, Софья Алексеевна занялась строительством и украшением обители на Девичьем поле, которую избрала себе в качестве загородной резиденции. Возможно, «вырвавшаяся из терема на свободу», 25-летняя царевна-правительница и рассматривала Новодевичий монастырь как место своего будущего уединения. Но, скорее всего, возводя в нём роскошные храмы и дворцы, Софья была движима политическими амбициями: стремилась показать свою силу, богатство и просвещённость. Умная, смелая, хорошо образованная, она последовательно вела борьбу за Московский престол. Софья Алексеевна часто приезжала в обитель с патриархом Иоакимом и с младшим братом, царём Иваном, на освящение церквей. Здесь же она с царской щедростью награждала верных стрельцов и встречалась с преданными ей людьми.
При царевне-правительнице Софье Алексеевне сложился неповторимый, сохранившийся до нашего времени, архитектурный ансамбль обители, поражающий своим поистине царским великолепием. Смоленский собор с его лаконичными формами позднего средневековья, как драгоценный камень в изысканной оправе, окружён богато декорированными храмами и зданиями конца XVII века в стиле московского барокко. Главные храмы обители образуют в плане правильный обращенный к востоку крест, в центре которого находится Смоленский собор, верх венчает свеча колокольни, основную вертикаль образует трапезная палата с Успенской церковью, а поперечная с севера и юга замыкается Преображенским и Покровским надвратными храмами. Главная тема архитектурного убранства обители - контраст белокаменного узорочья наличников, арок, галерей, балюстрад с багряно-красными фасадами храмов, увенчанных изящными золочёными главками, и всё это - в обрамлении белоснежных стен с башнями, украшенными причудливыми «коронами».
Стены и башни обители, поставленные Годуновым, при Софье были укреплены и расширены. В настоящее время их общая протяженность составляет 870 метров, высота от 7 до 11 метров, толщина - до 5 метров. Образуя неправильный пятиугольник, они окружают территорию общей площадью 5 гектаров. По периметру стен располагаются 12 башен с богато декорированными навершиями. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, с пристроенными к ним стрелецкими караульнями, а остальные 8 - четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская.
Смоленский собор (1524-1525гг.) - древнейшая каменная постройка Новодевичьего монастыря, представляет собой шестистолпный храм на высокой подклети, с трех сторон окруженный широкой галереей, на которой первоначально располагались четыре придельных церкви. Из них до нашего времени сохранились две: в честь святых апостолов Прохора и Никанора, чья память совпадает с празднованием Смоленской иконе, и святой мученицы Софии.
Церковь св. Амвросия Медиоланского с трапезной и палатами царицы Ирины Годуновой - после Смоленского собора древнейший архитектурный комплекс обители. Во второй половине XVI века представлял собой отдельно замкнутую усадьбу, принадлежавшую сперва княгине Ульяне Удельной (Палецкой, в монашестве Александре), а потом - царице Ирине Фёдоровне Годуновой (в монашестве также Александре). Здание сильно пострадало во время пожара 1796 года и утратило свой первоначальный облик.
Трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687 гг.) представляет собой уникальное по тем временам сооружение - обширную бесстолпную палату площадью 323 кв. метра, стоящую на высокой подклети. С восточной стороны к трапезной примыкает высокий четверик Успенской церкви, во втором этаже которой находится придел в честь Сошествия Святаго Духа, в котором сохранился древний иконостас. Первоначально храм был украшен изящным пятиглавием, пострадавшим от пожара в 1796 году и окружен открытой белокаменной галереей, разобранной по ветхости т начале XIX века. После восстановительных работ, производившихся по проекту архитектора Казакова, церковь приобрела нынешний облик.
Преображенская церковь (1б87-1б88гг.) построена над святыми (северными) вратами и является как бы «визитной карточкой» монастыря. Изящный, лёгкий, украшенный белокаменным убором храм, кажется парящим над обителью. Его высокий четверик с тремя рядами окон завершён поясом крупных белокаменных раковин и пятью гранёными барабанами с фигурными главками. С запада к Преображенской церкви примыкают так называемые Лопухинские палаты, первоначально построенные для царевны Екатерины Алексеевны, а в 1727-1731 годах ставшие жилищем царицы-инокини Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой супруги Петра I.
В Преображенской церкви сохранился первоначальный резной иконостас работы Карпа Золотарёва. Особой тонкостью и совершенством письма отличаются иконы местного ряда. В их подборе нашла отражение державная идея, занимавшая царевну Софью. На одной из икон святая мученица София изображена предстоящей Богоматери вместе со святыми равноапостольными царицей Еленой, княгиней Ольгой и мученицей Параскевой, покровительницей супруги царя Ивана Алексеевича.
Покровская церковь (1683-1б88гг.) возведена над южными воротами монастыря. Она не столь величественна как Преображенская, но не менее оригинальна. Её создателями был использован редкий приём, характерный для украинского зодчества: три лёгких, ярусных главы этого храма поставлены в один ряд над притвором, трапезной и алтарём, причём в боковых главах устроены звонницы. С востока к нему примыкают Мариинские палаты, в которых жила царевна Мария Алексеевна.
Колокольня (1б87-1б89гг.) построена в последний год правления царевны Софьи. Она имеет высоту 72 метра и состоит из шести ярусов восьмериков, окруженных галереями с белокаменными балюстрадами. Третий и пятый ярусы занимают звонницы. В нижнем находилась церковь во имя преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, которая соединялась с покоями еще одной царевны Милославской, Евдокии Алексеевны, расположенными у подножия колокольни. Во втором ярусе была церковь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, престол которой после 1812 года перенесли в трапезную Успенского храма.
Стрелецкий бунт 1689 года положил конец регентству царевны Софьи. Став из ктитора узницей, низложенная правительница и в стенах обители не оставила властолюбивых замыслов: в 1698 году был поднят ещё один стрелецкий бунт, жестоко подавленный Петром. Этот мятеж привел в монастырь на Девичьем поле ещё трёх сестёр-царевен: Евдокию, Екатерину и Марию. А сама Софья в 20-х числах октября 1689 года при игумений Памфилии (Потёмкиной) в Смоленском соборе была пострижена с именем Сусанны и помещена «для крепкого содержания» в стрелецкой караульне при Напрудной башне. Она получала денежное и продовольственное содержание от дворца, но была строго ограничена в общении, находясь под охраной солдат-преображенцев.
Царевна-инокиня Сусанна (1657-1704) преставилась в 1704 году 3/16 июля, за год до этого приняв постриг в схиму, с прежним именем София. Несмотря на опалу, сестры почитали её великой госпожой и «святого дому из давних лет строительницей». А стрелецкая караульня, где она была заключена, именовалась «дворцом блаженныя памяти схимонахини царевны Софии Алексеевны». Погребли её в юго-западном углу Смоленского собора, рядом с ней позже похоронили и двух её сестёр-царевен: Евдокию (1650-1712) и Екатерину (1658-1718) Милославских. Над всеми надгробиями были устроены иконостасы из их личных и вкладных икон.
По смерти схимонахини царевны Софии Новодевичий монастырь стоял закрытым ещё более десяти лет.
В 1721 году обитель перешла в ведение Святейшего Синода, но опала продолжалась. В 1724-1725 годах по императорскому повелению в монастыре построили «сиротский корпус» на 252 места для содержания подкидышей и беспризорных детей женского пола. Они воспитывались в обители до совершенного возраста, обучаясь прядению голландских ниток, шитью и плетению кружев под руководством наставниц выписанных из Брабантских монастырей. Тогда же в монастыре помимо собственной богадельни на 20 человек, были открыты приют и больница для старых заслуженных воинов. С 1727 года в стенах обители устроили городское кладбище.
Согласно императорскому манифесту 1764 года о секуляризации церковных недвижимых имуществ Новодевичий монастырь к концу XVIII века, лишился всех видов землевладения, получив взамен денежное и хлебное жалование. В списке первоклассных штатных монастырей обитель стояла на втором месте, монашествующих в ней было положено 70, общежитие было упразднено. В 1770 году при Ирининских (больничных) палатах стараниями архиепископа Московского Амвросия (Зертис-Каменского, 1768 - умер 14 сентября 1771 гг.) был возобновлён храм и освящён в честь святителя Амвросия Медиоланского. Через год гибельная эпидемия чумы, распространившаяся в Москве, унесла большую часть сестёр - в живых остались 7 человек. В их числе 17 октября 1771 года преставилась игумения Иннокентия (Келпинская), с кончиной которой в обители прекратилось преемственное правление кутеинских стариц. 14 мая 1796 года в монастыре произошёл сильнейший пожар – пострадали Успенская и Амвросиевская церкви, кельи и некоторые хозяйственные постройки. По приказу императрицы Екатерины II восстановительные работы возглавил знаменитый архитектор М.Ф. Казаков, и к концу того же года обители был возвращен прежний вид, но трапезный и больничный храмы утратили свой первоначальный облик.
В августе 1812 года, Первопрестольная вновь встретила вывезенную из Смоленска чудотворную икону Богородицы Одигитрии, Снова западные рубежи России были в руках неприятеля, снова враг приближался к Москве. 26 августа, в самый день Бородинского сражения, архиепископ Московский Августин (Виноградский), совершил крестный ход по Москве с чудотворными иконами Божией Матери Смоленской, Владимирской и Иверской. По просьбе игумений Мефодии (Якушкиной) икона была обнесена вокруг Новодевичьего монастыря. По прошествии трех с половиной столетий на Девичьем поле при огромном стечении народа вновь совершалось молебное пение Пресвятой Богородице, сопровождавшееся всеобщим плачем и рыданиями, после чего 31 августа Смоленскую икону переправили в Ярославль. Тогда же отбыла в Вологду и Смоленская икона из Новодевичьего монастыря - её вместе с другими ценностями церковной ризницы вывезла игумения Мефодия.
Французы появились у стен Новодевичьего монастыря 2 октября, но обитель, как будто вспомнив своё былое военное предназначение, не торопилась принимать незваных гостей. На праздник иконы Богородицы «Неопалимая Купина», 4 сентября, к древним стенам в боевом порядке подступило двухтысячное наполеоновское войско. Французы подкатили к святым вратам две пушки, взобрались по слегам на стену, и, проникнув в обитель, заставили открыть ворота. Вскоре здесь был расквартирован один из полков, устроены склады провианта и фуража, игуменские покои занял французский генерал. Но Пречистая Одигитрия хранила Свой дом и словесное стадо. Смоленский собор, в котором находилась оставшаяся часть монастырской ризницы и утварь из всех храмов, не был разграблен. С 23 сентября в его стенах с разрешения французского начальства совершалась Литургия, для чего были выданы отобранные прежде вино и крупитчатая мука. 25 сентября монастырь посетил Наполеон. По его приказу северные (Святые) и южные ворота были заколочены и завалены землёй, напротив главного входа была построена батарея и выкопан ров. Над воротами и в пробитых стенах были выставлены пушки.
Французы пробыли в Новодевичьем монастыре около месяца. Перед отступлением они подготовили обитель к взрыву: сделали подкопы под колокольню, соборную и другие церкви и завезли много пороха. Едва дождавшись ухода неприятеля, в ночь под 9 октября (память апостола Иакова Алфеева), казначея с двумя монахинями, бросились осматривать храмы, кельи, подвалы и обнаружили в них уже занимавшийся пожар. По полу, на соломе, всюду были раскиданы зажжённые свечи, а в церквях - прилеплены к иконостасам. Под собором на раскупоренных ящиках и бочках с порохом разгорались фитили. Призвав остальных сестёр и работников, монахиня Сарра велела заливать пламя водой. Заступничеством Пречистой Девы и усердием сестёр обитель Её осталась неопалимой. В память избавления монастыря от взрыва и пожара в Успенском храме был устроен придел в честь апостола Иакова Алфеева. Служба святому в этот день соединялась со службой Смоленской иконе, а после Литургии и благодарственного молебна совершался крестный ход вокруг монастырских стен. Память игумений Мефодии и монахини Сарры особо почиталась в обители. Молитвами и рачением этих славных подвижниц она была сохранена от взрыва и разорения, очищена, обновлена и полностью восстановлена.
На закате XIX-го века Новодевичий монастырь являлся одной из лучших столичных обителей, число монашествующих в нем достигало 300 человек. Сестры трудились на различных послушаниях: в церкви, просфорной, хлебной, трапезной, погребах, на кладбище, в живописной и рукодельной мастерских.
Как и в давние времена, праздник Смоленской иконы Божией Матери собирал в обитель множество богомольцев. Он сопровождался крестным ходом из Кремля в Новодевичью обитель и народным гуляньем на Девичьм поле.
Новодевичий монастырь всегда был одним из любимых пригородных мест москвичей. Стоящий на низменном берегу в живописной излучине Москвы-реки, окружённый лугами, он был хорошо виден с дальнего расстояния и поражал своим царственным великолепием. В период весеннего половодья, когда вода поднималась к самым стенам, монастырь казался стоящим на мысе посреди разлившейся реки. Внутри стен обитель представляла собой цветущий сад, возделанный молитвами и трудами своих насельниц.
Размеренная жизнь древней обители была прервана первой Мировой войной и последовавшей за ней революцией. С 1914 года Новодевичий монастырь участвовал в постройке и содержании лазарета в Покровской общине, 20 насельниц стали сестрами милосердия, другие занимались пошивом солдатского белья и сбором посылок на фронт. С великой скорбью было воспринято в обители известие об отречении от престола императора-страстотерпца Николая II.
А очень скоро, в один из дней Московского восстания 1917 года монастырь увидел в своих стенах представителей новой власти. Это был отряд вооружённых людей, которые в грубой форме требовали показать монастырские запасы.
Самыми тяжёлыми для Новодевичьего монастыря стали 1918-919 годы, когда декретами советской власти были закрыты Филатьевское училище, приют и приходская школа, конфискованы банковские сбережения и земля. Из-за отсутствия продуктов и хлеба была упразднена общая трапеза. Осталась одна богадельня, которая существовала на средства частных благотворителей. В ней доживали свой век 8 престарелых монахинь. В обители возросла смертность.- за два года умерло 19 человек. Спасаясь от голода, многие послушницы из крестьян уезжали в деревню. Вскоре обителью стали интересоваться представители разных ведомств на предмет пустующих помещений, а весной 1918 года появились первые жильцы. Это были 200 курсантов Наркомата просвещения, авангард «культурной революции».
Молодые люди, в большинстве партийные, они вели себя нарочито развязно, нарушая порядок и не считаясь с насельницами, во время церковных служб шумно развлекались. Ворота обители теперь стояли открытыми -в них властно вошла новая жизнь. Игуменский (Лопухинский) корпус забрали под ясли, в трапезной обосновался всеобуч. Через год курсантов сменили 300 человек рабочих переехавшей из Петрограда Экспедиции заготовления государственных бумаг.
В 1922 году обитель была окончательно закрыта. По решению советской власти на её территории разместился «Музей эпохи правления царевны Софьи и стрелецких бунтов», позже переименованный в «Музей раскрепощения женщины». В 1926 г. в стены обители переехал Государственный музейный фонд.
Остаток монашеской общины держался за Успенский храм. Насельницы разорённой обители, которых становилось всё меньше, не покидали своего гнезда. Одни устроились в музей реставраторами и хранительницами, другие работали при церкви уборщицами, дворниками, сторожами. Но вскоре, выброшенные на улицу они «растворились» в безбрежном море московских коммуналок, где их накрыла волна гонений на Церковь.
В 1922 году игумения Вера и четверо клириков были арестованы по делу об изъятии церковных ценностей. Матушка была приговорена к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества, священников Николая Козлова и Сергия Лебедева лишили свободы на полтора года. На следующий год кассационная коллегия смягчила приговор, сократив на треть сроки наказания. В 1931 году протоиерей Сергий Лебедев, продолжавший после освобождения служить в Успенском храме, был вновь арестован и сослан. 9/22 марта 1938 года он принял мученическую смерть на Бутовском полигоне под Москвой.
В том же году пострадали за веру пять бывших насельниц Новодевичьего монастыря: монахини Матрона (Алексеева, умерла 19 марта/1 апреля) и Мария (Цейтлин, умерла 2/15 декабря), инокиня Наталья (Бакланова, умерла 18/31 марта), послушницы Ирина (Хвостова, умерла 13/26 февраля) и Наталья (Ульянова, умерла 9/22 мapтa). Ныне все они прославлены в лике святых новомучеников Российских. Игумения Вера, отбыв срок ссылки, жила в Москве до самой своей кончины в 1949 году и была погребена на Даниловском кладбище.
Несмотря на все невзгоды, Новодевичий монастырь оставался для москвичей уголком дорогой сердцу старой Москвы.
Советская действительность неумолимо и жестоко наступала на древнюю обитель. К 1929 году был запрещён колокольный звон, проведена чудовищная «расчистка» кладбища, сопровождавшаяся уничтожением большинства надгробий.
В годы Великой Отечественной войны Новодевичий монастырь вновь увидел в своих стенах служителей алтаря Господня. 14 июня 1944 года в его стенах были открыты Православный Богословский институт и Пастырско-богословские курсы. В Лопухинских палатах проходили институтские лекции, в Успенской церкви - учебные занятия курсистов. Там же разместился Издательский Отдел Московской Патриархии. В помещениях церковной подклети находилось общежитие учащихся духовных школ. Впоследствии там были устроены производственные мастерские Московской Патриархии. В 1944 году возобновились богослужения в надвратной Преображенской церкви. В начале 1945 года, Святейший Патриарх Алексий I совершил чин освящения Успенского храма, в котором начались регулярные богослужения. Здесь в 1948 году проходили торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. 18-31 марта 1988 года - Предсоборное Архиерейское совещание перед Юбилейным Поместным Собором Русской Православной Церкви, посвященным 1000-летию Крещения Руси.
С 1964 года Успенский храм стал кафедральным собором Крутицких и Коломенских митрополитов, а Лопухинские палаты их резиденцией. Тут совершали своё архипастырское служение митрополит Николай (Ярушевич, 1944-1960) и митрополит Пимен (Извеков,1963-1971), будущий Патриарх Московский. С 1977 года до настоящего времени на кафедре - митрополит Ювеналий (Поярков), управляющий Московской епархией. В 1982 году отреставрированная и освященная Преображенская церковь получила статус митрополичьего крестового храма. Тогда же в Успенской церкви был установлен уникальный иконостас из церкви Успения на Покровке, взорванной в 30-х годах.
К 80-м годам XX века Новодевичьему монастырю был возвращён исторический облик, и с тех пор он стал популярным туристическим объектом. Пять столетий оставили здесь множество бесценных памятников зодчества, иконописи, прикладного искусства, которые привлекают в обитель любителей старины. Однако главное, духовное сокровище обители Пречистой Одигитрии ещё долго оставалось под спудом.
Монашеская жизнь в стенах Новодевичьего монастыря возобновилась осенью 1994 года. После семидесятилетнего перерыва 27 ноября за Божественной Литургией в Успенском храме обители Митрополит Ювеналий возвел в сан игумений монахиню Серафиму (в миру Варвару Васильевну Чёрную). Приняв настоятельский жезл в 80-летнем возрасте, игумения Серафима как бы соединила в своём лице прошлое и настоящее нашего Отечества. Потомственная дворянка, представительница знаменитого рода Чичаговых, она восприняла начатки христианской веры от благочестивой матери- монахини, и деда, священномученика Серафима (память 11 декабря), старца-архиерея, расстрелянного в Бутово в 1937 году.
На плечи игумений Серафимы (Чёрной) легли тяготы первых лет восстановления монашеской жизни в Новодевичьем монастыре. В обители не было ни жилых помещений, ни сколько-нибудь продуманной системы жизненного обеспечения первых насельниц. Всё нужно было начинать «с нуля» - и матушка неутомимо трудилась на этом поприще.
16 декабря 1999 года игумения Серафима (Чёрная) отошла ко Господу. Её отпевание совершил митрополит Ювеналий с собором духовенства при большом стечении народа. Матушка была погребена слева от паперти Успенской церкви. Вскоре в одном из помещений этого храма была устроена мемориальная комната в Бозе почившей игумений Серафимы (Чёрной).
В настоящее время Новодевичий монастырь, оставаясь посещаемым туристическим объектом, привлекает всё больше паломников. Главным монастырским праздником остаётся день Смоленской иконы Божией Матери.
Престольными праздниками являются Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) и день памяти святителя Амвросия Медиоланского (7 декабря). 10 августа 1999 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II состоялся Акт канонизации первоначальницы Новодевичьего монастыря, схиигумении Елены (Девочкиной), в лике местночтимых святых Московской Епархии Русской Православной Церкви. Память Преподобной совершается в день её преставления, 1 декабря. В субботу второй седмицы по Пасхе празднуется Собор Новомучеников Новодевичьего монастыря. 16 декабря совершается ежегодное поминовение в Бозе почившей игумений Серафимы (Чёрной).
В настоящее время в обители подвизаются сорок насельниц. Ежедневно в Успенском храме совершается Божественная Литургия и весь суточный круг богослужений, после полунощницы сестры поют акафист Пресвятой Богородице Одигитрии пред Её чтимым образом.
Как и в давние времена, главной святыней обители является образ Смоленской Богоматери. Также в монастыре особым почитанием пользуются Иверская икона Божией Матери, Тихвинская икона Божией Матери, Владимирская икона Божией Матери и старинный образ святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Имеются ковчежцы с частицами святых мощей. В декабре 2003 года в Успенском храме был установлен список с чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша» из Серпуховского Высоцкого монастыря. 1 августа 2006 года над Святыми вратами обители был установлен мозаичный образ Божией Матери Одигитрии, перед которым затеплилась негасимая лампада. Всё это -внешние знаки духовного возрождения. Но монастырь это не только возвращённые святыни и восстановленные храмы, а, прежде всего - человеческие души. Под кровом Пречистой Одигитрии, как и во многих других российских монастырях, идёт духовное строительство. И с обновлённой фрески «Стена еси девам...», Пресвятая Богородица милостиво взирает на приходящих к Ней дщерей послушания.