Адрес монастыря: 117419, г. Москва, Донская площадь, 1 (м. «Шаболовская»).
Донской монастырь - один из древнейших монастырей Москвы. Он был основан в 1591 году царем Феодором Иоанновичем в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Монастырь был построен вблизи старой Калужской дороги, на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами.
Когда Казы-Гирей был уже на подступах к первопрестольной, царь Феодор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой Божией Матери вокруг городских стен, а затем поместить ее посреди русского стана в походной церкви во имя прп. Сергия Радонежского. Эта икона сопутствовала великому князю Димитрию Ивановичу и его воинам на поле Куликовом, близ берега Дона. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года русские воины одержали победу, а икона, осенявшая воинов на поле брани, была названа Донской и стала почитаться защитницей Руси. Каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед этой иконой молились о даровании победы, и она неоднократно являла свою чудотворную силу.
4 июля весь день длилось сражение. Утром 5-го Казы-Гирей бежал, бросив весь свой обоз.
В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь царь Феодор Иоаннович основал монастырь. В 1591-1593 годах на месте стана русского воинства был возведен собор, куда поместили Донскую икону (затем там был помещен список, а сам первообраз возвратили в Благовещенский собор Кремля).
Собор во имя иконы Божией Матери Донской, названный впоследствии Малым, храм-памятник русскому воинству, стал главной святыней монастыря. Возводил собор, по-видимому, «государев мастер» Федор Конь.
Архитектура и внутреннее убранство Малого собора за годы жизни монастыря изменялись. Глава его изначально была шлемовидная, нынешние барабан и глава луковичной формы сооружены в 1748 году. В 1678 году к собору были пристроены приделы прп. Сергия Радонежского и вмч. Феодора Стратилата и трапезная. Через год после этого завершилось строительство шатровой колокольни.
Первоначальное внутреннее убранство храма до наших дней не сохранилось. Восстановленные во время реставрационных работ 1946-1949 годов фрагменты живописи относятся уже к концу XVIII века.
После закрытия храма в конце 1920-х годов в нем находился музей. Но после войны богослужения в храме возобновились. Здесь была установлена мироварная печь, и в течение десятилетий на Страстной неделе Великого поста совершалось мироварение - св. миро варилось для всех православных приходов. Долгие годы в храме служил протоиерей Николай Александрович Голубцов, автор службы с акафистом Донской иконе Божией Матери.
В 1992 году в Малом соборе случился пожар, выгорела почти вся трапезная. Когда храм восстанавливали после пожара, были обретены мощи святителя Тихона, погребенного здесь в 1925 году. Многие верующие считали эти святые мощи утраченными. Чудесное их обретение стало одним из свидетельств возрождения собора. Были заново расписаны стены трапезной части храма, где находится Донская икона Божией Матери, написанная в начале XVIII века; восстановлены иконы, киоты и вся церковная утварь. После пожара были реконструированы и обновлены печь и чаша для мироварения; этот чин совершается Святейшим Патриархом.
В первые годы своего существования Донской монастырь был бедным (в 1650 году он был приписан к Андреевскому монастырю; восстановил самостоятельность в 1678 году). К концу XVII века монастырь становится одним из крупнейших в России. Увеличились его земли, возводились новые каменные постройки.
В 1684-1698 годах рядом с Малым собором по обету сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный Большим. Обет был дан, очевидно, в связи с подписанием Бахчисарайского мира России с Турцией и Крымским ханством. Строительство финансировалось «из царских сокровищ».
Большой собор освятил 21 августа 1698 года митрополит Сарский и Подонский Преосвященный Тихон.
Величественный храм был расписан в 1782-1785 годах; настенные росписи на библейские сюжеты выполнил художник Антонио Клаудо по эскизам В.И. Баженова.
Стены алтаря на протяжении почти двух веков украшала роспись под мрамор. С возрождением монастырского служения в алтаре была выполнена роспись в традициях древнерусской живописи, сюжет ее традиционно связан с таинством евхаристии.
До настоящего времени в Большом соборе сохранился семиярусный резной иконостас с иконами, выполненный в стиле «московского барокко» мастерами Посольского приказа и Оружейной палаты в Кремле К. Золотаревым, А. Андреевым, И. Федоровым. Несмотря на то, что иконостас неоднократно поновляли и реставрировали, он почти полностью сохранил свой первоначальный облик.
Иконы иконостаса в большинстве своем конца XVII века. Многие из них были отреставрированы к юбилею монастыря в 1991 году. В местном ряду иконостаса установлена Донская икона Божией Матери, написанная в XVI веке. Ныне над ней сделана нарядная сень.
Стены и башни монастыря возводились с 1686 по 1711 годы. Башни увенчались декоративными ажурными коронами.
В 1712 году под алтарем Большого Донского собора освятили церковь Сретения Господня. По-видимому, средства для ее основания дал царь Имеретии Арчил, который и был здесь похоронен вместе с сыновьями. Позднее Сретенская церковь становится усыпальницей многих грузинских политических и культурных деятелей. Кроме Грузии, которая искала защиты от турок, Донской монастырь поддерживал тесную связь с Украиной. Монастырь стал не только духовным, но и политическим центром. В 1745 году он был причислен к ставро-пигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно Святейшему Синоду и имеющим право самостоятельного выбора архимандрита.
В середине XVIII столетия стала особенно заметна роль Донского монастыря в развитии отечественной культуры. В 1747 году в него из Заиконоспасского монастыря была переведена Славяно-греко-латинская академия (до открытия университета она была центром учености того времени). В XIX веке при монастыре открылось Донское духовное училище и иконописная школа. Монастырь славился высокой музыкальной культурой. Его хоры, принимавшие участие в богослужении, высоко ценили прихожане, отмечал царский двор.
Донской монастырь был свидетелем многих драматических событий русской истории. В 1612 году он стал жертвой гетмана Ходкевича, стремившегося прорваться в Кремль с юга. В 1618 году у стен обители русские полки дали отпор казакам гетмана Сагайдачного, действовавшего на стороне польского королевича Владислава. Во время чумного бунта 1771 года близ монастыря был убит архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). Его могила находится в Малом соборе. В 1812 году строения обители не пострадали, но французами был уничтожен ценнейший архив монастыря, похищены оклады с икон и церковная утварь.
Невиданные испытания принес монастырю век двадцатый. После октябрьского переворота 1917 года монастырь был закрыт. В его помещениях разместились различные советские учреждения, а позднее детская трудовая колония. Несмотря на это, духовная жизнь продолжалась в обители до середины 1920-х годов. Более того, когда начались ожесточенные гонения на религию и ее служителей, Донской монастырь превратился в духовный центр Русской Православной Церкви. Весной 1922 года сюда был привезен в качестве узника патриарх Тихон, который призывал всех верных чад Церкви «встать на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей», осуждал изъятие государством церковных ценностей. Здесь он провел под стражей большую часть своего заключения.
Отсюда патриарх управлял Церковью в самый тяжелый период ее истории. Патриарх Тихон неоднократно подвергался арестам, психологическому давлению. В декабре 1924 года в его келью в Донском монастыре проникли два злоумышленника, пытавшихся расправиться с ним. Был убит келейник патриарха Яков Полозов. Могила его почитается как место погребения мученика. В начале 1925 года патриарх тяжело заболел, а 25 марта, на праздник Благовещения, скончался. На погребении святителя, которое состоялось в Малом соборе, присутствовало великое множество народа. В 1989 году Русская Православная Церковь причислила патриарха Тихона к лику святых.
Для наших современников с именем святителя Тихона связаны Тихвинский храм Донского монастыря и кельи у северных ворот. С площадки гульбища патриарх Тихон благословлял народ, в Тихвинском храме совершал молитву.
Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери была построена в 1713-1714 годах над северными вратами обители. Она очень украсила монастырь. Два яруса храма завершаются ярусом звона и сложного рисунка главкой.
При возведении Тихвинской церкви специально для царствующих особ, прибывающих на богомолье в Донской монастырь, были построены северные кельи. Впоследствии в них жили на покое настоятели московских монастырей. В бывших покоях патриарха Тихона открыт мемориальный музей, где хранится облачение святителя - его саккос, митра; четки и другие предметы, найденные в его могиле при обретении мощей.
В 1730 году в западной части монастырской ограды по проекту архитектора Д. Трезини были сооружены новые ворота. Строительство велось под руководством Ивана Шеделя, одного из строителей колокольни в Троице-Сергиевой Лавре. В 1853 году над воротами была возведена колокольня. Строил ее А.П. Евлашев, ученик известного московского архитектора Д.В. Ухтомского, который был автором данного проекта.
Средств для внешней отделки колокольни не хватило. Но даже в незавершенном виде она является прекрасным образцом архитектуры «московского барокко» середины XVIII века.
Жилые и хозяйственные постройки были сгруппированы вблизи колокольни. Рядом с воротами сохранились казначейские кельи конца XVII века, которые были надстроены в 1718 году.
Братские кельи, построенные в 1758-1760 годах, окончательно сформировали парадную часть монастыря. В 1891 году над кельями был надстроен второй этаж по проекту архитектора Попова. В конце XIX века в здании братского корпуса размещались не только монашеские кельи, но и монастырская гостиница, трапезная которой была расписана сюжетами из истории основания монастыря. Эти росписи были найдены и отреставрированы при проведении восстановительных работ. Сейчас здесь находятся библиотека, воскресная школа, проживают монашествующие.
На хозяйственном дворе монастыря, расположенном за фасадом братских келий, сохранились до наших дней квасоварня, каретный сарай и конюшни. Все эти здания отреставрированы тщанием монастырской братии и используются для хозяйственных нужд.
До 1749 года настоятели монастыря жили в кельях у западных ворот, затем монастырские власти решили строить новый дом на незастроенном месте у северных ворот. Возможно, что зодчим каменных келий был Василий Обухов, который в эти же годы занимался строительством монастырской ризницы.
Судя по архивным документам, новые кельи были очень пышно украшены лепниной, возможно даже позолоченной, изразцовыми печами, картинами и шпалерами. К сожалению, столь красивый дом простоял в таком виде недолго. Уже в конце 1770-х годов второй деревянный этаж обветшал и был разобран. На старых палатах архитектором И.Р. Залесским был возведен новый второй этаж, планировка которого повторяла анфиладную планировку домов конца XVIII века. Примечательной особенностью архитектуры дома является парадная лестница, которая придает этому небольшому зданию почти дворцовый характер.
Дом настоятеля, прилегающие к нему сад и кухонный корпус, который раньше был баней, представляют собой усадебный комплекс, характерный для жилой застройки Москвы середины XVIII века.
В 1806 году у южной стены монастырской ограды архитектором И.В. Еготовым на средства княгини А.А. Голицыной на месте церкви 1714 года был возведен храм во имя Архангела Михаила, небесного покровителя ее супруга М.М. Голицына. Храм называли также Больничным, так как с запада к нему примыкала больница, перестроенная затем в трапезную.
Этот храм стал усыпальницей для многих представителей рода Голицыных, среди которых был московский генерал-губернатор Д.В. Голицын, его супруга Н.П. Голицына, послужившая прототипом старой графини в «Пиковой даме» А.С. Пушкина. При реставрации этого храма были раскрыты росписи 1894 года, представляющие уникальный образец академической живописи конца XIX века. В алтаре храма установлена сень конца XVII века, которая ранее находилась в Большом соборе. Сень, также как и весь интерьер храма, была отреставрирована в 1996 году.
Недалеко от северных ворот в 1891 году был построен по проекту архитектора А. Венсана храм-усыпальница семейства Первушиных. Нижний храм во имя святителя Иоанна Златоуста (ныне храм великомученицы Екатерины) был сооружен над могилой И.А. Первушина, который жертвовал в монастырь значительные суммы, а перед кончиной был пострижен и стал монахом Донского монастыря. Верхний храм освящен во имя великомученицы Екатерины (ныне храм святителя Иоанна Златоуста).
После революции в храме размещались различные учреждения: курсы пчеловодов, клуб, а с конца 1940-х годов - фонды Музея архитектуры. В 1991-1993 годах храм был восстановлен: разрушены поздние перекрытия и восстановлен нижний храм.
Донской монастырь - один из немногих, где сохранился уникальный некрополь с храмами и усыпальницами.
Кладбище на территории Донского монастыря возникло в конце XVI — начале XVII века, впоследствии получившее название — Старое Донское. Монастырский некрополь стал быстро развиваться после 1771 года, когда было запрещено хоронить покойников в городской черте Москвы.
С XVII века монастырь стал местом погребения московской знати.
По количеству и художественным достоинствам надгробий некрополь Донского монастыря, пожалуй, не имеет в Москве себе равных. Здесь встречаются барочные и классицистические белокаменные саркофаги XVIII-XIX веков, кресты и скульптуры ангелов и плакальщиц работы выдающихся скульпторов И. П. Мартоса и И. П. Витали.
Здесь похоронены многие выдающиеся люди, оставившие след в отечественной истории: генерал-фельдмаршал Николай Репнин, участник русско-турецкой войны и дипломат, герои Отечественной войны 1812 года генерал Александр Тормасов, полковник Александр Воейков; историк В.О. Ключевский, архитектор О. Бове, философ П.Я. Чаадаев, писатели А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.Ф. Одоевский, А.Н. Аксаков.
К юбилею А.С. Пушкина были отреставрированы надгробные памятники над могилами его ближайших родственников - бабушки, тетушек, дяди Василия Львовича Пушкина; друзей поэта.
На территории некрополя сохранились два храма и часовни, служивших семейными усыпальницами. С востока от Большого собора стоит храм прп. Александра Свирского, построенный в 1796-1798 годах в честь небесного покровителя графа А. Зубова. Храм-ротонда был отреставрирован в 1960-е годы и вновь отремонтирован в 1996 году; чуть позже была выполнена роспись храма и установлен новый иконостас.
Южнее находится церковь прп. Иоанна Лествичника, которая была построена на средства генерала Терещенко. В 1991 - 1992 годах в храме были проведены реставрационные работы, которые вернули ему первозданный облик. К освящению храма был выполнен новый иконостас, вновь засияли краски росписей. В храме также возобновлены богослужения.
Неотъемлемой частью монастыря стал храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом монастырском кладбище, построенный в 1904 году и вновь освященный в 1998 году.
К Донскому монастырю приписан также храм во имя Иверской иконы Божией Матери (пр. Мира, 13). Он разместился в здании, построенном в 1911 году по проекту архитектора Г.А. Гельфрейха для «Московского общества призрения, воспитания и обучения слепых детей». В здании приюта до 1917 года находилась домовая церковь св. равноап. Марии Магдалины.
Впоследствии храм был уничтожен, а в здании разместились различные учреждения. В 1996 году на средства Восточной нефтяной компании здание приюта и храм были отреставрированы. Новый храм стал реликварием Донского монастыря: большинство икон храма имеют мощевики с частицами мощей святых. Над ковчежцами с частицами мощей сооружены нарядные сени. Хоры храма украшены декоративной решеткой, а центр храма украшает паникадило с хоросом, который являлся принадлежностью древних храмов.
В мае 1991 года, в год 400-летия со времени основания, монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.
В настоящее время возрождены все храмы Донского монастыря. К уже существующим прибавились и новые. После обретения мощей, в 1997 году, был построен храм во имя святителя Тихона. Он представляет собой образец нового храмового строительства; внутри расписан и украшен новыми иконами. Росписи храма повествуют о жизненном пути Патриарха и его подвижничестве. В храме помещены также иконы царственных мучеников - членов царской семьи, причисленных Русской Церковью к лику святых.
Нижний храм во имя св. блгв. кн. Вячеслава Чешского освящен в честь небесного покровителя донатора храма. Современный иконостас выполнен в традициях древнерусского искусства.
Рядом с храмом святителя Тихона возведен храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Он основан в память празднования 2000-летия Рождества Христова и 10-летия возвращения Донского монастыря Русской Православной Церкви.
Среди новых построек монастыря необходимо отметить восстановленный в 1997 году святой колодец, возведенный по образцу существовавшего в XIX веке деревянного. Надкладезная часовня удачно вписалась в ансамбль монастыря.
Донской монастырь вновь стал одним из центров духовной жизни Москвы. В наше время во всех его двенадцати храмах совершается богослужение. С 1993 года вновь звонят колокола на Западной колокольне.
Монастырь возрожден во всей полноте духовной жизни. В соответствии с традицией, ежегодно в праздник Донской иконы Божией Матери, 1 сентября (19 августа ст. стиля), в монастырь из Государственной Третьяковской галереи доставляют Донскую икону, написанную, по преданию, в XIV веке иконописцем Феофаном Греком. Тысячи людей заполняют монастырский двор, радостно встречая Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который ежегодно совершает богослужение в честь праздника.
7 апреля (25 марта ст. стиля), в праздник Благовещения, в Донском монастыре совершается Патриаршее служение у раки с мощами святителя Тихона в память его светлой кончины.
В 2006 году монастырю исполняется 415 лет. Возрожденная древняя обитель дорога всем православным христианам. Сюда приходят, чтобы помолиться перед чудотворными иконами Божией Матери Донской, Феодоровской, «Знамение», перед чтимой иконой преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей, приложиться к раке со святыми мощами святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.