Регионы

Случайное изображение

27nd-sobor.jpg

Частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа

Ковчег с частицей Ризы Господа нашего Иисуса Христа

Частица Ризы Господней находилась в Псково-Печерском монастыре. Часть этой святыни была передана в дар Высокопреосвященнейшему архиепископу Павлу, бывшему наместником этой святой обители с 1988 по 1992 гг.

По его архипастырскому благословению с 25 апреля 2009 г. святыня хранится в алтаре Христорождественского кафедрального собора города Рязани, в особом ковчеге.

История этой святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя. Согласно Евангельскому повествованию, Хитон Господень (нижняя длинная рубаха), по жребию достался одному из воинов, а верхняя одежда, плащ или риза была разделена между воинами: «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин.19,24), поэтому мы различаем Ризу Господню и Хитон Господень.

Хитон находится в одном из первых храмов Грузии – Свети Цховелли. По преданию, один из воинов, которому досталась Риза Господня, был лазом (уроженцем Мингрелии, исторической области Грузии). По многим свидетельствам, он доставил на свою родину часть Ризы Господней, где положил ее в сокровищницу монастыря, где она и пребывала до ее пленения мусульманскими захватчиками.

Дальнейшая судьба Ризы Господней тесно связана с историей взаимоотношений трех государств: Грузии, Персии (Иран) и России. Когда в 1616-1617 гг. Грузию завоевал персидский шах Аббас I, русский царь Михаил Федорович в ответ на просьбу грузинского царя Теймураза о помощи взял того под защиту. В 1622 г. во время переговоров о дальнейшей судьбе Грузии и царя Теймураза шах Аббас I заявил русским посланникам о том, что у него находится часть Ризы Господней, которую он «взял» в Грузии и намерен послать в Москву царю Михаилу Феодоровичу и Патриарху Филарету.

Шах Аббас сдержал слово: в марте 1625 г. персидский посол Урусамбек привез Честную Ризу в Москву в дар Святейшему Патриарху Филарету. Святыня была помещена в золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями. Вместе с ним посол вручил Патриарху письмо, в котором шах извещал, что, покорив Грузию, он взял эту святыню, сокрытую в кресте, в ризнице митрополита.

В тот же день Патриарх Филарет со всем священным собором осмотрел ковчег: «И по досмотру в том ковчежце (оказалась) часть некая полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет от давных лет, лице изменила, а тканна во лну, а в длину и поперег пяди».

Поскольку Ризу прислал иноверный правитель, а «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется», стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Греческие и иерусалимские архиереи и архимандриты, находившиеся в то время в Москве, единогласно подтверждали, что в их Церквах сохраняется предание о том, что часть Ризы Спасителя хранится в Грузии, куда она была перенесена одним из воинов, бывших при Распятии Иисуса Христа.

Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Указом от 22 марта 1625 г. повелевалось: «Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных». Многие больные после возложения на них Ризы Господней получали исцеление. Было выявлено 14 случаев чудесных исцелений от Ризы Господней в течение Крестопоклонной недели (4-я неделя Великого поста). Это неоспоримо свидетельствовало о подлинности Ризы Господней.
Часть Ризы Господней
27 марта Честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. Вскоре для хранения «пребогатого сокровища» был устроен особый шатер в юго-западном углу собора, в приделе святых апостолов Петра и Павла. Около 1627 г. была написана икона «Положение Ризы Христовой в Москве».

В праздник Положения Честной Ризы Господней вместе с ней чествовался и Гвоздь Господень. Его в 1688 г. привез в Москву грузинский царь Арчил Вахтангович, переселившийся сюда на жительство; позднее указом Петра I велено было отдать Гвоздь Господень на хранение в Успенский собор.

По указу Патриарха Иоакима (1681) для хранения Ризы Господней изготовили два ковчега. В первом часть Ризы хранилась вместе с частью Животворящего Древа Креста Христова. Этот ковчег раз в год, в Великую пятницу, воздвигали в храме. Император Павел I (1796-1801), приняв правление, повелел перевезти ковчег с Ризой в Санкт-Петербург, в церковь Зимнего Дворца.

Еще одна часть Ризы хранилась в Петропавловском соборе. Еще одна частица Ризы Господней в 1650 г. была подарена царем Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным — за великие заслуги. Во время смуты ополчение Минина и Пожарского перед освободительным походом на Москву долгое время стояло в Ярославле и содержалось на деньги ярославских купцов, и прежде всего братьев Скрипиных.

Для хранения святыни они выстроили церковь Илии Пророка, куда частица Ризы и была передана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа.

В 2003г. администрация Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника «Спасский монастырь» сделала заявление: в его фондах обнаружена частица Ризы Господней, считавшейся утраченной в богоборческие годы.

9 апреля 2004 г., в Великую пятницу, святыня была передана Русской Православной Церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре г. Ярославля. Теперь к ней отовсюду притекают паломники.

В настоящее время частица Господа нашего Иисуса Христа находится в Успенском Соборе Рязанского Кремля в свободном доступе.

 

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

borki-ruazan.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info