Регионы

Случайное изображение

6g-r-skit.jpg

Спасо-Мирожский Завеличский монастырь в г. Псков

Спасо-Мирожский Завеличский монастырь в г. Псков

Спасо-Мирожский Завеличский монастырь - монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря уникальным фрескам того же периода, украшающими церковь Спаса Преображения. Находится в Пскове, при впадении р. Мирож (откуда и получил свое название) в р. Великую, в районе, называвшемся Завеличье.

Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к сер. XII в. и связывать с именем святителя Нифонта, епископа новгородского.

Монастырь, находящийся в 20 минутах пешком от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами и проч. После секуляризации церковных земель в XVIII в. его территории сократились до нынешнего размера.

Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делал монастырь уязвимой мишенью. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирож и Снетогорский монастырь, а также убили Василия Мирожского, игумена, и Иоасафа Снетогорского, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи св. игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами св. Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре).

В 1581 г. Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу.

В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими св. псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной.

По сообщению «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» в XIX в. монастыре находилось много древних икон, чаша св. Нифонта с надписью 1166, евангелие 1703, серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов.

Монастырь упразднен в XX в. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. В настоящее время (с 1994 г.) РПЦ выступает в качестве арендатора у музеев Пскова. Тогда же была создана мирожская иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор), один из самых знаменитых современных иконописцев. После скандала с дозволением католикам отслужить службу в монастыре он был снят (см. статью), а школа начала приходить в упадок.

Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-нач. XX вв.), Настоятельского корпуса (XVI-XIX вв.), Стефановской церкви (XVII в.), Братского корпуса (кон. XVIII-XIX вв.), братских келий (XVII-XIX вв.), монастырской ограды в 400 м (1799-1805 г.) и здания бани (нач. XIX в.).

Собор Спаса Преображения

Выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объем здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаруже четко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестооразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Богоматери Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода. Расписан фресками неизвестным мастером, предположительно выходцем из Греции. Уникальность этого фрескового цикла - в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей, что является редкостью для этого периода.

Для современной науки фрески были открыты из-под штукатурки в 1858 г. О них было сообщено профессорами Н. В. Покровским и В. В. Сусловым на Виленском IX археологическом съезде (1893).

Сайт: http://mirozhskij.narod.ru

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

ryazanskaya_320x240_0161.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info