Регионы

Случайное изображение

34hram-sn.jpg

Снетогорский женский монастырь в г. Псков

Снетогорский женский монастырь в г. Псков

Снетогорский женский монастырь был построен недалеко от Пскова, вниз по течению реки Великой. Он занимает вершину круглой горы, образующей мыс, который круто огибает река. В сторону города гора круто обрывается, и над водой нависают крупные выступы слоистого камня. Вознесенный на древнюю скалу над Великой, живописно вписанный в ее излучину, монастырь эффектно и точно создал доминанту архитектурно-природного окружения.

Название горы "Снетная" происходит от слова "снеть" - снеток - крошечная рыбка, которой так славится Псков. Из Псковского озера снеть ходила нереститься вверх по Великой во Пскову - реку. Она заходила и в залив у подножия Снетной горы, дав название и ей и построенному здесь монастырю.

Как и Мирожа, Снетный стал «визитной карточкой» Пскова, но - в правобережной панораме, на важных путях в Псково-Чудское озеро, и далее - в варяжские и латинские страны, откуда «лихие градоимцы» приходили к его стенам в 1299, 1581 и 1615 гг; а в 1941-1944 гг. здесь размещался немецкий штаб группы армий «Север».

Дата основания монастыря неизвестна. Древнейший монастырь Пскова; основан, по церковному преданию, в 13 веке, как мужской монастырь, знаменитым «храброборцем», защитником «града Святой Троицы» князем Довмонтом и преподобномучеником игуменом Иоасафом. Впервые он упоминается в 1299 году, когда летописец рассказывает о нападении немцев на Мирожский и Снетогорский монастыри.

Древнейшая дошедшая до нас постройка монастыря - это каменный собор Рождества Богородицы, сооружённый в 1310 году и вскоре расписанный. В начале 16 века монастырь получил каменную трапезную палату со столпообразной церковью (в 1519 году) и восьмигранную церковь Вознесения под Колоколы, увенчанную высоким шатром колокольни. Кельи и ограда оставались деревянными. Таким монастырь изображён на иконе, находящейся в Псковском музее.

Каменные ворота монастырь получил в 17 веке, а каменную ограду - в 19 в.

Большой, красиво расположенный монастырь служил преддверием Пскова. 13 сентября 1472 года здесь вышла из насада (речного судна с высокими бортами) племянница последнего византийского императора Софья Палеолог - невеста великого князя Московского Ивана 3, следовавшая из Рима в Москву. Здесь после молебна в Рождественском соборе Софья надела царские одежды, и отсюда торжественно въехала во Псков через Варлаамские ворота. Гостеприимные псковичи поднесли ей 50 руб., за что она обещала в случае надобности заступиться за них перед великим князем.

В настоящее время богослужения проводятся в церкови Николы, при ней находится и монастырская трапезная.

Фрески Снетогорского монастыря 14 в. в настоящее время реставрируются.

Наследуя Мироже, Снетогорская обитель также являлась важным духовным центром Пскова; отсюда происходят: преподобный Иоасаф, псковский чудотворец, святые преподобные Евфросин и Савва Крыпецкий, патриарх Иоасаф. В 15 в. монастырь посетила наследница византийского престола Софья Палеолог; в 19 в. здесь трудился архиепископ Евгений Болховитинов; сюда, живо интересуясь псковскими древностями, приезжал А. С. Пушкин.

В 20-30-е гг. 20 века монастырь был разорен, разрушена его дивная 86-метровая церковь Вознесения «под колоколы»...

С 1993 г. обитель принадлежит Псковской Епархии; ныне это Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь.

Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя следующие постройки:

Собор Рождества Богородицы. 1311-1313 гг.

Храм внешне и внутренне сохраняет прямые связи со своим великим прототипом - Мирожским собором 12 века. Почтительно - подражательный характер Снетогорского собора очевиден в форме кубического четырехстолпного четверика с большой апсидой в центральной части на востоке и резко пониженными, подчинёнными ей боковыми апсидами. Широкий барабан первоначально был увенчан шлемовидной главой с оригинальным стрельчатым аркатурным поясом, покрытие сводов было позакомарным (ныне четырехскатное). В западной части четверика, как и в Мироже, были замкнутые угловые камеры второго яруса. Поздние пристройки галереи и паперти, изменение формы главы не затемняют главного: древний собор сознательно воспроизводил и закреплял греко-византийскую традицию.

Однако, именно Снетогорский храм становится родоначальником собственно псковской школы: здесь работают свои мастера и впервые в церковном зодчестве используется местный материал - известняковая плита (без плинфы). Это изменило формы храма, сделало их легче, подчеркнуло рукотворность; здесь нет мирожской строгости очертаний; в интерьере ощущается изменение размеров: меньше подкупольное кольцо уже - барабан.

Рациональная отточенность византийского храма уступила иррациональной неопределенности архитектурной формы - псковская традиция вступает в свои права.

Лучшее в Снетогорье - его всемирно известные фрески. Псковские художники создали ансамбль живописи, - по эмоционально-экспрессивной напряженности, свободной живописной манере и богословским откровениям, - вырывающийся за пределы мирожских образцов. Так впервые в 1313 г. заявила о себе во весь голос знаменитая в будущем псковская художественная традиция.

«Открытие» забытых, забеленных фресок состоялось в начале 20 века, с тех пор храм постоянно реставрируется и хранится музейно. В реставрации Снетогорья принимали участие многие известные учёные, от К. К. Романова и Ю. П. Спегальского до Г. С. Батхеля и В. Д. Сарабьянова.

Руины Храма Вознесения «под колоколы». 16 в.

Интереснейшая церковь столпообразного типа напоминала знаменитую колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Сохранилось восьмигранное основание и стены пятиметровой толщины подвального этажа. Оригинальные своды и железные связи в плитяной кладке указывают на возможное участие в возведении колокольни итальянских мастеров (Вл. В. Седов). Верхние ярусы (во втором помещалась церковь, в третьем - колокольня) были варварски разрушены в 30-х годах 20 века. «Снетогорский столп» достигал 86 метров и был чудесной видовой точкой обзора окрестностей... Здесь, на заре юности, Юрий Павлович Спегальский дал клятву посвятить себя изучению псковских древностей, и сдержал ее, став знаменитым исследователем-краеведом...

Никольская церковь с трапезной палатой «теплой на погребах». 1519 г.

Храм небольшой, одноапсидный, с декоративным (в древности - световым) барабаном. Особенно интересен бесстолпный тип конструкции, встречающийся в Пскове, и трапезные палаты в три яруса: средний и нижний на сводах с пониженными подпружными арками, верхний ярус связан с церковью, - первоначально это была высокая сводчатая палата со столпом в центре. Церковь св. Николы - «наиболее древний из известных псковских монастырских трапезных храмов» (И. Б. Голубева).

Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя также: Северные ворота (17 в.), Южный корпус (17-19 вв.); Жилые корпуса, деревянный амбар и каменная ограда 19 века, а также строения времен фашисткой оккупации 1941-1944 гг.

Часовня Четырех Святителей Снетогорского монастыря 18 в.

Находится невдалеке от монастыря над берегом реки Великой. Небольшая, одноглавая, восьмиугольная в плане; перекрыта зонтичным сводом с распалубками. По преданию, на месте часовни был прежде древний монастырь.

Из часовни происходит знаменитая икона псковского письма 15 века «Избранные святые: Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий», ныне хранящаяся в Третьяковской галерее.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

moscow1820.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info