В 18 км от Печерского монастыря по Псковской дороге между Печорами и Изборском стоит деревня с уютным названием Малы. За ней скрылся в глубокой лощине на берегу Мальского озера бывший Мальский Спасо-Рождественский монастырь или как его еще называли Онуфриева пустынь, названный так по имени основателя монастыря прп. Онуфрия Мальского (память 25 июня). Суров и нелюдим был край во второй половине XV века, когда пришел сюда прп. Онуфрий - ученик прп. Евфросина Спасо-Елеазаровского, начальника псковского пустынножительства - в поисках уединенной подвижнической жизни. Глухие и труднопроходимые леса покрывали склоны древней, прорытой ледниками лощины. Лишь блестящая гладь лесного озера иногда волновалась при ветре и тихий говор вод, с легким шумом плескавшихся о берег, нарушал тишину уединенного места.
Потом, как обычно в то время водилось на Руси, прослышав о пустынном подвижнике, приходили к нему искавшие спасения в удалении от мира любители пустынного иноческого жития и умножали число мальских насельников, пока одинокий скит не разросся в Мальский монастырь. Не сохранилось никаких сведений о житии первого пустынножителя прп. Онуфрия, кроме записи о том, что он скончался 12(25) июня 1492 года, но псковские летописи XVI века и народное предание твердо хранят память о нем как основателе Мальского монастыря, о чем говорит и название - Онуфриева пустынь. Сколько на Руси было монастырей, время основания которых и даже имена их первых подвижников ушли в безвестность, по смирению их основателей и их нежеланию быть прославленными миром. Они не на словах только, а и делами своими показывали, что вменяют ни во что суетную славу мира сего, и не устами одними говорили о вечном, но дышали и жили им. Мощи прп. Онуфрия почивают до времени под спудом под развалинами монастыря.
Год основания Мальского монастыря в точности неизвестен, но в некоторые источниках указывается 1471 год. Небольшая обитель на берегу Мальского озера процветала до 1581 года. В монастыре было две церкви. Главная Спасорождественская церковь построена во второй половине XVI века. Как и другие псковские церкви, она небольшая, простой формы, но пять глав, которые ее венчают, указывают на то, что на внешний облик храма повлияла и московская школа архитектуры. Церковь стоит над святым источником, который вытекает из-под алтаря Другая каменная постройка монастыря - трапезная церковь. К ней примыкает трапезная палата, которая в свою очередь с западной стороны соединялась со звонницей. Здание имело три этажа и служило для братии и храмом, и жильем, и трапезной. Монастырь был окружен бревенчатой оградой и, кроме названных сооружений, имел игуменский дом, три житницы, сенной амбар, сторожку у ворот. Здесь же был коровий двор с тремя коровниками, а рядом молочная, за монастырем, на берегу озера, были монастырский сад и огород. Количество монахов в Мальском монастыре никогда не превышало 15 человек.
Колокольня Мальского монастыря - одно из лучших созданий псковского церковного зодчества. Ранее это была не колокольня, а звонница. Она имела односкатную кровлю и плоскую южную стену, вверху которой было четыре арочных проема для колоколов, и соответствовала псковским строительным традициям. В 1902 году она был перестроена, потому что нужно было укрепить ее верх, но и в этом исполнении звонница-колокольня смотрите чудесно и с любой точки обзора воспринимается центральной постройкой. Все каменные постройки Мальского монастыря по-своему уникальны: Спасорождественская церковь с приделом прп. Онуфрия, построенным в 1902 году, звонниц и развалины трапезного храма - все, что осталось о Мальского монастыря. Военные невзгоды прошлого не миновали затерянный среди лесов и холмов монастырь. В 1581 году венгерские отряды польского короля Стефана Батория, возвращаясь к Пскову после неудачного штурма крепости Псково-Печерского монастыря, подошли к Малам. Отстоять обитель монахи не смогли. Монастырь был разрушен, а все насельники убиты.
Долгое время Мальский монастырь лежал в развалинах, и не слышно было звона его колоколов. Только в 1675 году появляются сведения о возобновлении Мальской обители, о чем свидетельствует надпись на одном из колоколов Мальской звонницы. Эта надпись гласит, что колокол был слит в 7183 (1675) году в Онуфриеву пустынь при строителе старце Лаврентии, помощью его и других вкладчиков. В 1710 году монастырь вновь разорен шведами, но по приказу императрицы Анны Иоанновны при епископе Псковском Рафаиле (Зборовском) возобновлен в 1730 году. Тогда восстановили его главный храм и колокольню. А руины братского корпуса с трапезной и церковью так и дожидаются со времени Батория продолжения их долгой жизни.
В 1764 году в царствование Екатерины II при архиепископе Псковском и Рижском Иннокентии Мальский монастырь был упразднен, а при Спасорождественском храме открыт приход. Тогда и стали называть Малы погостом. Мальский погост был приписан к Псково-Печерскому монастырю. Кроме празднования памяти прп. Онуфрия, которая совершается 12 (25) июня, существует в Малах и местный заветный праздник, именуемый «Мальским воскресением» - первое воскресенье после Петрова дня (свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла). В глубокой древности в этот день выпал обильный снег, от которого могли погибнуть все посевы и растения, но по молитвам прп. Онуфрия снег быстро растаял, не причинив никакого вреда, и в этот год урожай был больше прежнего. С тех пор положили ежегодное празднование в память об этом чуде.
На кладбище Мальского погоста похоронен местный праведник - болящий Матфей, более 40 лет лежавший на одре без движения и удостоенный от Господа дара прозорливости. Много людей приходило и приезжало к праведнику за советом и утешением. На пожертвования, приносимые Матфеюшке почитателями, был построен придел прп. Онуфрия Мальского. Почил праведник в 1905 году, 15 (28) июня и погребен напротив Спасо-Рождественской церкви. Перед смертью предсказал обстоятельства своего погребения, которые и исполнились в точности. Рядом с Матфеюшкой похоронен родственник Святейшего Патриарха Тихона протоиерей Михаил Владимирович Беллавин - настоятель Мальской церкви в 1949-1985 годах. Жена отца Михаила матушка Мария Васильевна здравствует и поныне. Этой почтенной стари уже 99 лет. В 2000 году развалины Мальской обители были переданы Псково-Печерскому монастырю для восстановления и строительства скита. В колокольне устроена новая келья будущего монастыря. На хозяйственном дворе монастыря в деревне Малы строятся мастерские для реставрации Мальского скита.
С древних времен считаются Малы святым местом. Немая красота Мальской долины, умиротворенность и благодать Онуфриевой пустыни и поныне притягивают паломников из разных концов России. Приезжают люди сюда помолиться, приложиться к святыням Мальской церкви, набрать воды из целебных источников, взирая на развалины Мальского монастыря и с верою в его воскресение. На сельских праздниках здесь можно встретить представителей малой этнической группы - народности сето. Это связано с тем, что на кладбище много сетусских захоронений. В июле проходит престольный праздник «Мальское воскресение», когда отовсюду собираются люди, считающие Малы своей родиной, чтобы встретиться и почтить память предков. Мальской погост сохраняет удивительную, умиротворяющую атмосферу.
Недаром, одно из местных поверий связано с обретением человеком душевного покоя. Легенда о возникновении Мальского монастыря Жил в начале восемнадцатого века в Тамбовской губернии в Кирсановском уезде мужичок. Был он беден, но благочестив и добр. Имел небольшую пасеку - с нее и кормился. Однажды одна из пчелиных маток заговорила с ним человеческим голосом, передавая слова Господа, чтобы отправился мужичок в далекие неведомые края и возобновил там монастырь, разрушенный вражескими полчищами. Мужик засобирался в дорогу, спросив у пчелы: "Как же исполнить твое повеление, если я не знаю куда идти, дороги в ту сторонку не найду, да и богатства на восстановление монастыря не имею?" И вновь заговорила пчела: "Не сомневайся, иди смело. Дорогу тебе пчелиный рой указывать будет, а как достигнешь места, узнаешь, на что монастырь возродить..." Шел мужичок долго: дни, недели, месяцы - пчелиный рой впереди летел. Вечером мужик на ночлег устраивается - пчелы рядом, утром - будят чуть свет. И вновь в дорогу, через леса, степи, реки. Привели его пчелы на берег Мальского озера, к развалинам монастыря. От долгого пути утомился мужичок - лег на берегу озера и заснул. И слышит он слова во сне: "Как встанешь на рассвете, копай без устали под грудой камней, пока не найдешь все, что будет нужно для восстановления монастырских стен". Утром мужик стал копать в указанном ему месте и нашел схороненное золото, серебро, деньги, церковную утварь, книги, иконы. Прежняя монастырская братия перед приближением врага скрыла все богатства обители в надежном месте. Через несколько лет трудов исполнил мужик волю Господа и восстановил жизнь в монастыре.