Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Воскресный день, который у нас предстоит непосредственно Великому празднику Крещения Господня, посвящен тем воспоминаниям евангельским, когда Иоанн Предтеча, проживя всю свою жизнь в пустыне в подвиге поста и молитвы, пришел с проповедью покаяния к иудеям и там крестил крещением покаяния пришедших к нему. И его проповедь была столь необычной, его проповедь была подкреплена его внешним видом, потому что человек, проживший долгие годы в пустыне и питавшийся только лишь акридами и диким медом, не мог не вызывать уважения к такому подвигу, и вот приходящие, кающиеся в грехах - что они могли слышать от человека, который был в их глазах величайшим пророком и на самом деле таковым был? Он говорил о том, что он меньше Того, Кто послал его, и что вслед за ним грядет Тот, Кому он недостоин и развязать ремень обуви. Таким образом Иоанн Предтеча приготовил людей к тому, что пришедший к нему креститься Христос есть превыше всех рожденных на земле и, хотя он не назвал Спасителя богочеловеком (видимо, в то время народ не мог сразу принять эти слова), однако о Нем он говорит, что пришедший Христос не водой иорданской будет крестить их, но Духом Святым. Именно Духом Святым и крещены мы, крещены мы в вечную жизнь. И если нет в наших душах Духа Святаго - значит, мы живем в пустоте и значит, нам нужно вновь приступить ко Господу, а каким образом? Как Предтеча прежде всего требовал от приходящих к нему покаяния - так и мы с покаяния, с осознования своей греховности и от этого осознания – отвращения от греха мы постепенно приходим к тому, чтобы стать такими, какими учит быть нас Христос. И вот еще один евангельский пример того, какими мы должны быть. Русский текст звучит так. «И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя это, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Мытарь - человек, по мнению иудеев, продавший родину; человек, который служил Империи. Римская империя в то время ассоциировалась у иудеев как поработитель. Не случайно много происходило восстаний, бунтов, которые и привели в итоге к разрушению Иерусалима. Мытарь собирал налоги для Римской империи и выглядел преступником. Даже отношение к мытарям было хуже, нежели сейчас к милиции и налоговым инспекторам - еще хуже, хотя мы и сейчас не очень уважаем представителей власти, но в то время это было еще хуже. Сейчас власть, хотя, может быть, и не всегда справедлива к нам, но все же выбрана нами, а Рим поработил иудеев. И вот Господь приходит в дом такого человека и говорит, что и этому человеку возможно спасение. Но спасение почему возможно? Потому что душа этого мытаря целиком открылась ко Господу. Он не мог увидеть Господа среди толпы - и человек уважаемый в своей среде (он был старшим среди мытарей), как младенец, как ребенок залез на дерево для того, чтобы увидеть Христа. Если мы увидим губернатора, который забирается на дерево, чтобы увидеть идущего Патриарха, то мы можем сказать - это человек воистину верующий и этот человек спасается; спасается потому, что он пренебрег своим высоким положением ради того, чтобы в душе своей укрепить веру, чтобы увидеть ту святыню, которая важна для его души. И когда Господь пришел в его дом – что сказал этот несомненно богатый человек? Он говорит, что отдаст половину своих богатств нищим; что кого он обидел - в четыре раза воздаст им. Это действительно подвиг веры, не каждый человек готов на такие жертвы. И вот ради такой веры, ради такой жертвенности этому Закхею обетовано спасение. Вот какое требуется от каждого из нас состояние души, чтобы мы были готовы поделиться последним, чтобы мы были готовы на самопожертвование - делать добро, поделиться с нищим и убогим половиной всего, что имеем, но зато за это нам обетовано спасение. В день Богоявления Господь всему народу явил полноту своего Божества. И накануне этого праздника мы все готовимся принять Христа; готовимся принять Христа, Который пришел в мир – прежде для проповеди, а затем и для того, чтобы через Свою жертву спасти наши души. Чтобы даровать каждому из нас частицу Самого Себя и в Божественном причащении ( а мы в этот день почти все причащаемся) мы соединяемся со Господом, соединяемся с Самим Спасителем и самим спасением; мы обретаем Царство Божие внутри себя; и еще одним видимым знаком благодати Божией является освящение воды. И как в свое время Господь, войдя в Иордан, освятил воды Иордана Своим Крещением, так и сейчас, в этот день, то есть уже послезавтра, будет совершено освящение воды. Освящение этой воды, о которой мы сами знаем, как благодатна ее сила. Мы даже можем сказать о том, что и с благоговением ее употребляем только натощак. Однако же, кроме этого, мы можем сказать и другое - что самое неприметное и, вместе с тем, повсеместное чудо - это и есть эта святая вода. Другие чудеса происходят - сошествие Благодатного Огня в Иерусалиме; таинство Евхаристии, которое мы тоже только лишь душой можем ощутить - ту благодатную силу, которая нисходит на нас. Но святая вода сохраняет еще свои обычные свойства, она не портится в течение долгих лет, это все знают и это опять дополнительно для каждого из нас знак того, что Господь видимо совершает чудо с нами и через эту воду укрепляет нашу веру; и укрепляя веру, мы становимся ближе к Богу и начинаем исполнять Божии заповеди. Говорит апостол: «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных». Если Господь называется Спасителем всех людей, то значит - мы не можем превозноситься и говорить, что только мы спасемся, ибо Господь - Сам праведный судья, а более того - Господь – Милостивый Творец, а еще более - Спаситель, Который Сам взошел на крест ради спасения человека. Но мы, хотя и грешные, недостойные, но ходим в храм Божий, молимся и именуемся верными, а значит – Господь прежде всего Спаситель для нас, для верных христиан. И если это так - то нужно не забывать, что трудиться и терпеть поношение, укоризны, скорби - это то крестоношение, которым мы обновляем свою душу и уподобляем себя Богу. Господь создал нас как образ Свой; заповедал нам быть подобием Его. И пускай подобием Бога станет наша душа, а по воскресении, во втором пришествии - и тело. И день сегодняшний, сегодняшнее Евангелие да укрепят нас в исполнении Христовых заповедей, в жизни во Христе; укрепят в трудностях, в терпении; укрепят нас в тех трудах, которые, порой, кажутся нам невозможными. Нельзя понести эти скорби без Бога, но с Богом все возможно и будем уповать на Бога и просить его помощи. И еще в сегодняшний день мы празднуем память апостолов, Семидесяти апостолов, которые всему миру проповедовали Евангелие – то Евангелие, которое мы слышим на каждом богослужении. И, поминая этих апостолов, будем просить и у них помощи, чтобы слово Божие, которое мы слышим в Евангелии, слышим в храме, читаем дома - было нам на пользу, во укрепление, во утешение, в наставление, и чтобы глубина веры апостольской и в наших сердцах, хоть в малой части, но была залогом нашего спасения во Христе Иисусе, Господе нашем.